Доклад и презентация Древнейшая песнь Материнства

Икона Божией Матери - « древнейшая песня материнства».

М.Г. Арсентьева .

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Тихменево Поронайского района Сахалинской области.

Перед современным человеком остро стоит проблема нравственности, поэтому тема духовности на сегодняшний день очень актуальна. Она все глубже входит в нашу жизнь, и это не случайно, ведь современный человек испытывает духовный голод. Необходимо начать с нравственных прививок подрастающему поколению. Россия – мать многодетная и многонациональная. Чтобы граждане стали гармоничными личностями, надо своевременно позаботиться о здоровье интеллектуальном, физическом и, непременно, духовном, предполагающем рациональное питание души и тела. Чем «питать» душу ребенка?

Время детства дано для того, чтобы человек не только обогатился знаниями, но и нашел свой путь к духовным ценностям поколений, открыл для себя чувства любви и сострадания, приобщился к делам милосердия и добра. Поэтому школа должна быть для ребенка не только местом обучения, но и местом обретения ценностного Неба.

Одна из задач современной школы — это спасение молодого поколения от растления души и обращение к вечным незыблемым христианским ценностям: красоте, добру, вере, любви, надежде, честности, совести, патриотизму, гражданственности, культуре.

Передо мной, как учителем, преподающим предметную область «Основы религиозных культур и светской этики», постоянно возникает вопрос: как донести понятие «христианские ценности» до учащихся? Как воспитать любовь к матери, людям, Родине, миру. В этом помогает православная культура, искусство православной иконы. Восприятие духовных образов обязательно должно прийти к ребенку через творческое образное сопереживание и соприкосновение с предметами культуры, древними иконами. Сопереживать, любить помогают нам иконы Божией Матери. Сколько ей пришлось вытерпеть в своей жизни, какие муки она перенесла, но ничто не смогло убить в ней любовь к своему сыну. Все это мы можем увидеть на православных иконах, изображающих лики Богоматери, Христа.

Так что же такое икона? В переводе с греческого языка означает « образ, изображение ». В иконе нет земных картин и портретов, но есть образ мира горнего и тех, кто сейчас в этом мире обитает. Все в иконе пронизано светом, добром и любовью. Свет – это главное в иконе. В философском смысле икона – это окно, через которое Господь смотрит на людей, любя и помогая жить нравственно, добродетельно, преодолевая все жизненные невзгоды.

Особо почитаемы в России иконы, запечатлевшие образ Богоматери. Так сложилось исторически, что отношение к ней православных и католиков в чем – то разнится. Если для католиков Мадонна (в переводе с итальянского «моя госпожа») — прекрасная, гордая дева с божественным младенцем на руках, дарящая милость людям, то православные видят в Богородице прежде всего мать – страдающую, милосердную, простирающую свою любовь и заботу на всех божьих сыновей и дочерей. Не случайно издавна на Руси считали Богородицу заступницей, защитницей, спасительницей Русской. Существует около 400 различных изображений Пресвятой Богородицы. Но все сюжеты укладываются в три типа композиции: «Богородица – Умиление», «Богородица – Одигитрия», «Богородица – Оранта».

Композиция «Умиление» сложилась в Византии в XI в и означает «милующая, любящая». Это полный нежности образ матери, которая держит на руках ребенка, припавшего к щеке. Такова знаменитая икона Владимирской Божией Матери, про которую говорят, что это «древнейшая

песня материнства».

В иконах, называемых « Одигитрия» — «Путеводительница», божественный младенец на руках у матери не прикасается к ее щеке, смотрит не на ее лицо, а прямо перед собой. Богородица как бы говорит всему человеческому роду что путь истинный — это путь ко Христу. На этой иконе она предстает путеводительницей к Богу и вечному спасению. Это также один из древнейших типов изображения Богородицы, который, как считается, восходит к первому иконописцу — святому апостолу Луке. Такова Казанская Божья Матерь.

«Оранту» — «Молящуюся» чаще называют «Знамением». Это поясные изображения Богородицы с открытыми ладонями, поднятыми до уровня плеч. На груди ее прочерчен круг, в который вписано изображение Божьего сына. «Знамение» случилось. 27 ноября 1169 года, во время штурма Новгорода дружиной Андрея Боголюбского, жители осажденного города вынесли на стену икону. Одна из стрел вонзилась в образ, и Богородица ликом обратилась к городу, источая слезы. Слезы упали на фелонь новгородского епископа Иоанна, и он воскликнул: «О дивное чудо! Как из сухого дерева текут слезы? Царице! Ты даешь нам знамение, что сим молишься пред Сыном Твоим об избавлении града». Воодушевленные новгородцы отразили суздальские полки…

Многие изображения Богородицы считаются чудотворными. Эти иконы зачастую носят имя местности, где они явлены людям: Богоматерь Владимирская, Смоленская, Казанская, Тихвинская, Ярославская, Галицкая, Печорская и т д. Знакомя детей с этим пластом русской православной культуры на уроках, во внеклассной деятельности, отправляясь в храм, мы формируем такие нравственные качества как любовь к матери, ближнему, Родине, Миру. Только мать бескорыстно любит свое дитя, защищает его, наставляет на путь истинный, помогает сделать правильный нравственный выбор. Формирование таких христианских ценностей как любовь, милосердие, уважение к старшим, забота о младших очень важна в наше время, так как безнравственность захлестнула Россию.

История России тесно связана с историей Православия . Иконы Богоматери помогали людям найти правильный путь. Как мать не оставляет свое чадо в беде, так Богоматерь « помогала» Россиянам обрести силу, уверенность, утешение и опору.

У всякой чудотворной иконы есть своя история, зачастую удивительная и впечатляющая. Одной из самых почитаемых стала Казанская икона Пресвятой Богородицы. С нею необыкновенным образом связана судьба русского народа в самые страшные и опасные моменты его истории. 8 июля 1579 года эта икона чудесным образом была обретена жителями Казани.

В годы Смутного времени, во времена ополчения, Казанские отряды принесли с собой икону Богородицы в Москву. Все воинство взывало к Матери Божьей о спасении родной земли. Польское войско было разбито. В честь спасения России князь Д. Пожарский воздвиг на Красной площади Казанский собор, где и воцарилась чудотворная икона.

… Накануне Полтавской битвы в 1709 году царь Петр I молился перед иконой Казанской Богородицы , которая сопровождала армию. А позже он поставил в петербургском Казанском соборе список этой иконы как щит и ограждение новой столицы.

… В 1812 г перед отъездом в действующую армию князь М.И. Кутузов коленопрекланенно молил икону спасти Россию от нашествия Наполеона. Здесь же в декабре 1812 года отзвучал торжественный молебен за избавление России. К подножию иконы были положены трофеи: ключи освобожденных городов, отбитые знамена, орлы, жезл Наполеона.

…В страшную зиму 1941/42 года, когда Ленинград был в кольце блокады, образ матери Божьей явился к митрополиту Илие, и передал ленинградцам слова, укреплявшие веру в победу. Чудотворную икону крестным ходом обнесли вокруг града Петра, несмотря на морозы и обстрелы. Эти слова придали душевных сил оборонявшим город и страждущим от голода и холода ленинградцам. Служили молебен перед иконой Казанской Богоматери и в Москве, и в Сталинграде. Как в стародавние времена, люди обращались к царице небесной Одигитрии, Путеводительнице России: «Заступница усердного рода христианского, Пресвятая Богородица, спаси нас…»

Иконы с изображением Богородицы должны насыщать душу ребенка сопереживанием к другим людям. Православное искусство совершенно незаменимо в воспитании, оно расширяет, углубляет и организует нравственный опыт человека, сталкивает ребенка с такой ситуацией, с которой в жизни он может и не встретиться, в учебном процессе не создать, а в формировании нравственных качеств является важным. Незаменима роль искусства в накоплении опыта сопереживания. Искусство позволяет пережить то, что каждый человек в силу ограниченности его опыта пережить не может. Сострадая Святым, радуясь их успехам, болея их невзгодами, ребенок становится эмоционально богаче, отзывчивее, проницательнее, мудрее. Кроме того, искусство создаёт у каждого иллюзию самооткрытия истины, благодаря чему нравственные уроки глубоко переживаются и быстрее становятся достоянием сознания личности.

Современное светское образование может быть качественным только в том случае, если оно включает в себя базовые ценности национальной культуры. В России — это Православие. И минимальными знаниями о православных ценностях должен обладать каждый гражданин РФ

Список литературы:

1.Кураев, А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры : учебник для образовательных учреждений 4-5 класс [Текст] / А.В. Кураев. – М.: Просвещение, 2012- 95 с.

2. Могила, О.А. Я познаю мир: Детская энциклопедия. Религия [Текст] / О. А, Могила. – М.: Олимп ООО «Фирма» Издательство АСТ»,1999, — 576с

3.Православная энциклопедия «Азбука веры»[электронный ресурс]: электронная библиотека // режим доступа http:www. azbyka.ru

3. Православная иконография Богородицы- Википедия [электронный ресурс]

электронная библиотека //режим доступа http: www. ru. wikipedia.ru/org