Доклад Формирование позитивного отношения к знанию как общественной ценности и культуры

Управление образования муниципального городского округа город Выкса

МБОУ СОШ №12

Доклад на совещание классных руководителей 5-11 классов

по теме:

«Формирование позитивного отношения к знанию как общественной ценности и культуры информационного взаимодействия»

Подготовила:

Учитель МБОУ СОШ №12

Сергеева О.А.

2012г.

В настоящее время отмечается значительное снижение в системе ценностных ориентаций молодежи, что проявляется в первую очередь в ее отношении к знанию как базовой социальной ценности.

Социальные ценности в широком смысле могут быть определены как значимость явлений и предметов реальной действительности с точки зрения их соответствия или несоответствия потребностям общества, социальной группы, личности.

Социальные ценности — в узком смысле это нравственные и эстетические требования, выработанные человеческой культурой и являющиеся продуктами общественного сознания.

Современная система образования в основном ориентирует на самостоятельное обучение и самообучение, развитие творческих способностей учащихся. Это проявляется в обобщении, критическом анализе, выработке знаний на основе предшествующего опыта. Однако школьники не готовы к таким индивидуальным маршрутам. Большинство из них не умеет самостоятельно вырабатывать суждения, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять закономерности, логически правильно мыслить, стройно и убедительно формулировать свои идеи, грамотно аргументировать выводы.

Несмотря на то, что современное общество активно внедряет информационные технологии, молодежь, особенно учащиеся, в качестве пользователей интернета далеко не всегда эффективно их используют. Образовательное информационное поле наводнено готовыми «шпаргалочными» продуктами довольно низкого качества, написанными рефератами, курсовыми, дипломными работами и даже учебным материалом сомнительного содержания. Нынешняя молодежь не готова к использованию первичных источников, будучи склонна пользоваться сокращенными версиями, непонятно кем интерпретируемыми. Вследствие этого, в своем подавляющем большинстве школьники ориентированы на получение любых знаний с минимальными усилиями.

Быстрое увеличение потока информации, глобальный процесс информатизации, невиданные темпы роста информационных технологий – все эти факторы обусловили необходимость формирования особой культуры-информационной культуры личности, внедрение которой заставляет нас переходить от школьной программы “накопления” полезных знаний к варианту овладения навыками самообразования, необходимых для эффективного продолжения образования на протяжении всей жизни.

В условиях информатизации современного общества особую актуальность приобретает формирование информационной культуры личности, перед которой открываются широкие перспективы эффективного использования накопленных человечеством информационных ресурсов. Информационная культура – это информационная компонента человеческой культуры в целом, объективно характеризующая уровень всех осуществляемых в обществе информационных процессов.

Для всех членов общества возрастает необходимость постоянного повышения уровня знаний и их обновления, освоения новых видов деятельности. Признаком же информационного общества является утверждение культа знаний. Отсутствие целостной концепции формирования информационной культуры индивида, а также глобальность задачи подготовки молодого поколения к жизни в информационном обществе придают этой проблеме общегосударственное значение. И в решении поставленной проблемы особое место, безусловно, должны занять общеобразовательные учреждения.

Требуются специальные поисковые знания. И не обойтись без них сегодня никому: ни ученому, ни студенту, ни учащемуся, ни преподавателю, который должен не только обладать поисковыми данными, но и уметь их привить пользователям информации. Можно “загрузиться” и “перезагрузиться” информацией. Однако лишь широкое современное образование позволяет толково воспользоваться информацией и превратить ее в знание. Современный учащийся — пользователь будущего — будет готов к эффективному потреблению предоставляемых ему информационных ресурсов. А понятие “пользователь”, как вы понимаете, гораздо шире понятия “читатель” и включает в себя не только чтение как процесс восприятия информации из печатного текста, но и обращение к другим видам информации. Современный человек должен не только уметь читать, писать, говорить, но и обладать функциональной грамотностью, дающей возможность каждому не просто получать информацию, но и уметь ее оценить и применить для себя, сделать ее полезной.

Задача справиться с этой проблемой не сводится к знакомству с компьютером. Мы в своей работе ставим следующие цели: научить учащихся рациональным приемам работы с книгой (учебной и другими видами литературы), поиску, анализу, синтезу информации, привить им умения и навыки информационного самообеспечения их учебной деятельности. К таким навыкам относятся:

умение задавать грамотно вопрос;

знание источников информации и умение ими пользоваться;

умение правильно применить найденную информацию.

Это позволит учащимся сократить интеллектуальные и временные затраты на выполнение домашних заданий, повысить качество знаний за счет овладения более продуктивными приемами учебного труда.

Основными задачами и требованиями обучения информационной культуре и культуре информационного взаимодействия являются:

практическая польза полученных знаний, их соответствие реальным и перспективным информационным интересам и потребностям учащихся, связанным с получением образования и интеллектуальным, культурным, нравственным развитием личности;

обучение самостоятельному поиску и выбору информации, умению пользоваться различными информационными источниками, включая базы данных, Интернет;

обучение информационной грамотности следует рассматривать как составную часть повседневной учебно-воспитательной работы.

Поэтому в настоящее время, строя систему знаний как основу ценностных ориентаций современных школьников, необходимо исходить из ряда методологических положений:

— модель трансформации научных знаний в личностное сознание молодого человека основывается на рефлексивных процессах осознания: понимании и принятии им мира информации;

— знание выступает как отражение в сознании общественной реальности, как определенная система представлений, понятий, суждений, фиксирующая проявления системы ценностей.

Мы, педагоги, в первую очередь, должны помнить, что нынешний период развития общества характеризуется кардинальными изменениями в сфере взаимодействия человека и информации. Вхождение человечества в эпоху информационного общества обусловило смену устоявшегося девиза «образование на всю жизнь» новым девизом — «образование в течение всей жизни». Качественно новыми чертами, характеризующими инновационную парадигму образования, являются ориентация на развивающуюся личность, переход от репродуктивной модели образования к продуктивной, гуманистической, культуроориентированной; многоукладность и вариативность, деятельностный характер образования. Важнейшей составляющей новой парадигмы образования стала идея непрерывного образования, охватывающего все формы, типы и все уровни образования, выходящего далеко за рамки так называемого формального образования.

При этом участники образовательного процесса – это также, во все времена, в первую очередь – учитель, ученик, а также родители и администрация школы. Отличие современной школы, действующей в условиях ИКТ-насыщенной образовательной среды, заключается в том, что в ее информационном пространстве в дело вступают новые доступные для всех участников образовательного процесса инструменты доступа к информации, которые обладают значительно большей скоростью передачи, огромными объемами преобразования и хранения информации, и, конечно, целым рядом принципиально новых качеств. Именно поэтому мы говорим об информационном взаимодействии участников образовательного процесса.

Словосочетание «информационное взаимодействие» пришло в педагогику сравнительно недавно, а именно, в период информатизации образования.

В педагогической трактовке понятия «взаимодействие» можно видеть несколько подходов, а именно:

- взаимодействие как объективно существующая взаимосвязь ученика и учителя;

- как взаимосвязь деятельности ученика и учителя;

- как совместная деятельность ученика и учителя;

- как особый способ организации деятельности,

- как компонент общения.

Во всех этих подходах важными являются два аспекта, которые обобщенно отражают сущность различных взглядов педагогов на феномен взаимодействия – это деятельность и общение.

Информационное взаимодействие – педагогическое взаимодействие посредством компьютерных коммуникаций, «процесс передачи-приема информации, представленной в любом виде (символы, графика, анимация, видео, аудио) при реализации обратной связи, развитых средств ведения интерактивного диалога, при обеспечении возможности сбора, обработки, продуцирования, архивирования, транслирования информации».

Информационное взаимодействие рассматривается в различных аспектах:

- как социальное информационное взаимодействие – это процесс, результатом которого является образование связей взаимодействующих друг с другом, формирование сообществ;

- как психологическое информационное взаимодействие – процесс, который оказывает влияние на психологическую сферу взаимодействующих субъектов, способствует возникновению взаимопонимания, сопричастности;

- как педагогическое информационное взаимодействие – процесс, который ориентирован на решение педагогических задач, в том числе учебных, воспитательных, развивающих, формирующих личность обучаемых.

Особенности информационного взаимодействия в сети Интернет:

- используемые средства различны (текст, мультимедиа);

- отсутствие непосредственного личного визуального и тактильного контакта;

- установление взаимопонимания между субъектами;

- сформированность специальных ИКТ-компетентностей.

Можно принимать виртуальный мир Интернета как сферу потребления. Но субъектам образования следует рассматривать Интернет как интегрированный ресурс познания, образования и самообразования, обучения и самообучения, духовного и культурного развития человека.

Современное состояние общества и его социально-информационной среды требует новых подходов к реализации образования, и они (информационно-коммуникационные) по видимо не случайному совпадению лучше всего воспринимаются новым поколением. Необходимо только наполнить эти подходы новым содержанием, чтобы его восприятие было не только лучше по форме, но и приносило школьникам новые знания, было продуктивным.

Информационные технологии, безусловно, способны поднять на более высокий уровень и воспитательные мероприятия. Очевидна целесообразность использования компьютерных коммуникаций в межличностном внеурочном общении. В данных областях от качества и уровня содержательной проработанности соответствующих средств ИКТ существенно зависит учебно-воспитательный эффект внеучебной деятельности.

Основными информационными ресурсами, составляющими внеучебную компоненту информационной образовательной среды, являются:

- информационные средства поддержки деятельности классных руководителей,

- средства информационного обеспечения внеучебного общения учащихся;

- информационные средства, необходимые для проведения культурно-массовых и спортивных мероприятий;

- средства управления внеучебной деятельностью в школе;

- средства информирования участников образовательного процесса о проводимых и планируемых внеучебных мероприятиях и акциях.

Компьютер и телекоммуникации становятся основными посредниками в информационном взаимодействии всех участников образовательного процесса. Являясь техническими и, следовательно, бездуховными устройствами, они, тем не менее, становятся эффективными средствами не только интеллектуального, но и духовного развития учащихся, формирования их духовной культуры, прежде всего средствами восприятия и понимания элементов культуры.

Информационное взаимодействие участников воспитательного процесса может быть реализовано через различные формы:

- сайт ОУ,

- электронный журнал класса,

- общение посредством электронной почты и форумов;

- учительский блог,

- WEB – газета ОУ;

- блог класса;

- дистанционное обучение.

Информационное взаимодействие, как было замечено выше, строится через глобальную сеть Интернет. Следовательно, это взаимодействие должно строиться в соответствии со своеобразным Этическим кодексом сети. Вот некоторые основные его положения.

Интернет-сообщество (читаем участники образовательного процесса, находящиеся в информационном взаимодействии):

действует, исходя из этических принципов настоящего кодекса;

уважает свободу слова, открытость и оперативность информации;

соблюдает законы своей страны;

уважает честь и достоинство людей, оскорбления исключены;

знает, что Интернет является общедоступным, помнит о детях;

распространяет только правдивую информацию;

уважает авторские права, плагиат недопустим;

стремится к чистоте родного языка;

уважает моральные ценности и культуру;

проявляет принципиальность в борьбе со спамом и сетевыми атаками;

признает ошибки и быстро их исправляет.

Более подробно рассмотрим такую форму информационного взаимодействия как WEB-газета.

На примере опыта нашего учреждения веб-сайт школы, конечно, следует рассматривать как информационный ресурс, составляющий внеучебную компоненту ИОС. Ведь изначально школьный сайт, наравне со страничкой классного коллектива, создаётся как средство информирования всех участников образовательного процесса (от ученика и его родителей до администрации школы) о планируемых и проводимых в школе мероприятиях, как источник информации о жизни школы и класса для всех участников образовательного процесса. Когда же посещений становится больше, данные электронные ресурсы берут на себя и некую воспитательную функцию. На страницах начинают размещаться материалы, посвященные государственным праздникам, истории России, появляются ссылки на интересные статьи в Интернете, возможно на их базе и проведение виртуальных экскурсий по музеям страны и мира.

Остановимся на вопросе о том, что именно может почерпнуть из WEB- газеты каждый конкретный участник образовательного процесса:

- для администратора – это результат работы отдельных педагогов и классных руководителей, возможность оценить качество проводимых мероприятий, не всегда имея возможность лично на них присутствовать;

- для родителей – это возможность увидеть, что происходит в школе, в которой обучается их ребенок, как там организуют досуг, какие акции проводят, возможно, сравнить активность своего ребенка во внеучебной деятельности с остальными;

- для педагогов – обмен опытом, возможность посмотреть со стороны на результат своей работы;

- для обучающихся – возможность узнать больше о внеучебной жизни школы, пополнить свой багаж знаний неизвестными ранее фактами из истории государства, истории возникновения праздников, почувствовать свою сопричастность ко всему, что происходит в школе, или напротив, понять, как много интересного он пропустил, не принимая участия в тех или иных мероприятиях.

Мы живем в новую – информационную эпоху. Поэтому современной школе для решения стратегических задач российского образования, для успешного развития процессов информатизации в обществе необходимо активнее использовать Интернет — технологии, которые открывают широкие возможности для творческого и профессионального развития всех участников образовательного процесса. При условии грамотной организации различных мероприятий с использованием возможностей сети Интернет, повышается уровень информационной культуры учителей, учащихся и родителей. У педагогов происходит постепенное переосмысление применения педагогических технологий и инструментария информационных технологий в профессиональной практике. Ломаются стереотипы доминирующей роли учителя, что позволяет переключиться на личностно-ориентированные формы обучения и способствует организации активного взаимодействия и сотрудничества учащихся, учителей и родителей. У школьников формируются важнейшие компетенции: информационная, коммуникативная, социального взаимодействия. Благодаря этому происходит развитие личности обучающихся, идёт подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества.

Основной целью построения системы информационного взаимодействия всех участников образовательного процесса является создание благоприятных условий для реализации интеллектуально-творческого потенциала всех участников образовательного процесса через использование инновационных идей и технологий.

Одним из основных элементов данной модели является взаимодействие в дистанционном режиме.

Работа может проводиться, скажем, по следующим направлениям:

1. Участие учеников в сетевых конкурсах, семинарах, конференциях, проектах, викторинах.

2. Дистанционное обучение

3. Организация Интернет-мероприятий на платформе школьного сайта или веб-странички класса

4. Школьный проект «Электронный дневник»

Помимо того, у каждого из нас есть уникальная возможность развития и совершенствования своих профессиональных ключевых компетенций с помощью сетевого взаимодействия в рамках сетевых педагогических сообществ.

Мозг даёт человеку неисчерпаемые возможности для познания. Но эти резервы должны быть востребованы. Организуя развивающую образовательную и творческую деятельность детей, опирающуюся на потребность в познании, педагог должен учитывать её высокий воспитательный потенциал, но при этом помнить, что слишком низкая или слишком высокая вероятность удовлетворения подавляет потребность. Данная потребность удовлетворяется в процессе обучения.

Успешность в обучении зависит от ряда факторов и роль классного руководителя в создании положительной мотивации к учебной деятельности далеко не последняя. И если перед учителем на уроке стоит цель создать условия для учебной мотивации в процессе обучения, то перед классным руководителем стоит цель сохранить то, что сделано каждым предметником на своем уроке и заложено в семье для создания познавательного климата в классе.

Ведущим мотивом в деятельности подростка является самоопределение своего достойного места в классном коллективе. А воспитание у него сознательного отношения к учебным занятиям находится в прямой зависимости от того, какое место занимают вопросы учения в жизни детского коллектива. В связи с этим основной задачей кл. руководителя является формирование здорового общественного мнения по вопросам успешного учения. Мнение коллектива одноклассников порой оказывается более эффективным, чем воздействие классного руководителя на отдельных учащихся. В каждом классном коллективе может быть приемлем лозунг «Учиться на совесть!», но под ним подразумевается не только отличные и хорошие оценки и добросовестное отношение к учебным занятиям, а применение знаний на практике, в конкретных жизненных ситуациях, постоянное углубление и совершенствование знаний. Используя различные формы внеклассных мероприятий, классные руководители стремятся показать преимущества эрудированных детей перед детьми с узким кругозором. Это могут быть интеллектуальные игры, конкурсы, викторины, организованные, в том числе и дистанционно.

Большое значение для развития и активизации коллективной ответственности за учение, для превращения ее в действенную силу имеет систематическое обсуждение учебных дел на классных собраниях и прежде всего индивидуальные отчёты о своих успехах и неудачах. Коллектив даёт оценку усилиям одноклассника в учебных занятиях, определяет, насколько они соответствуют его возможностям, при необходимости по результатам таких собраний можно организовать товарищескую взаимопомощь. Наглядным результатом проведения такой работы может быть выпуск классным пресс-центром заметки в веб-газете по результатам четверти. Электронная газета класса может в дальнейшем вообще стать зеркалом жизни классного коллектива.

Необходимо повышать роль ученического самоуправления в развитии познавательных интересов, ответственного отношения к учебным занятиям и увлечённости отдельными науками. С этой целью можно привлекать ребят к регулярному проведению устного журнала «Хочу всё знать!», с публикацией накопленных материалов в сети, и на его страницах рассказывать о роли той или иной науки в жизни человека, о людях науки. Это позволит приобщить детей к работе с энциклопедической и научно-популярной литературой, к активному поиску информации в Интернете. Приобщение детей к работе с книгами может быть одним из способов повышения учебной мотивации, но лишь в том случае если, например, после проведения библиотечных уроков обучающих правильно выбирать книгу будет организован библиографический конкурс для выявления лучших библиографов, или, же проведен конкурс по защите читательского формуляра.

Вообще обучение детей умениям учиться в нашей школе распространено достаточно широко. Большинство кл. руководителей проводят информационные часы, позволяющие детям овладеть общеучебными умениями и навыками: память, мышление, умение сравнивать, наблюдение и т.д. В данном направлении немало важно ещё научить детей правильному оцениванию своих результатов, то есть рефлексии. Это можно сделать путём анкетирования с последующим анализом результатов или при проведении психологических часов общения. Классный руководитель может включить в свой план серию таких часов общения, как: «Настрой на учёбу», «Уверенность в себе», «Позитивное мышление», «Чем я силён?», где дети не просто получат информацию, а смогут записать все необходимое и выполнить тесты в интерактивном режиме.

Ещё одним из направлений работы является выработка единой тактики в работе с родителями с целью своевременной и грамотной корректировки педагогических воздействий на учащихся. Работа заключается как в информировании отдельных родителей о проблемах, возникающих у их детей, так и в проведении тематических родительских собраний. Например, на следующие темы: «Режим дня школьника», «Домашнее задание», «Влияние семейного климата на учебную деятельность ребёнка», «О трудностях в учении». Входит в регулярную практику проведение совместных собраний родителей вместе с детьми и учителями, работающими в данном классе. На таких собраниях есть больше возможностей услышать мнение всех сторон, участвующих в процессе обучения и воспитания по возникающим проблемам, а также родителям и детям вдвойне приятно получить благодарность за успехи в учении: вручение родителям благодарственных писем за воспитание, отличные или хорошие успехи в обучении их детей. Ввести ещё одну традицию – на классной веб-странице вывесить рейтинговую таблицу со средним балом у каждого ученика, доступную для ознакомления всем участникам образовательного процесса.

Итак, развивая направления организации деятельности «от Web-страницы до модели сетевого взаимодействия», изменились подходы к организации образовательно-воспитательного процесса и управленческой деятельности. Таким образом, мы получаем качественно новый результат профессионального роста педагогов, существенно расширяются возможности организации работы со способными детьми, формируется новая система взаимодействия между школьным и родительским сообществом, которая позволяет эффективно решать одну из главных проблем школы – информативность.