Доклад Формирование нравственно-этического отношения к природе на уроках чтения

Формирование нравственно – этического отношения к природе на уроках чтения.

Нравственность, взятая вне общества не существует. Если процесс нравственного воспитания – это целеноправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения, то естественно, нельзя говорить о нравственном воспитании на уроках чтения, не учитывая развитие эмоциональной сферы учащихся, и это одно из важнейших условий осуществления процесса идейно — нравственного и эстетического воспитания. Поэтому, разбирая то или иное художественное произведение, учитель постоянно должен обращаться к эмоциональному миру ребёнка, стараясь развить его, формируя тот высокий строй моральных качеств, которые определяют отношение человека к обществу, к людям, к труду, к природе. Любить и охранять природу – значит любить и охранять Родину.

Чем ближе человек к природе, тем богаче его душа, поэтому, разбирая содержание любого произведения о природе, стараюсь развивать не только наблюдательность и любовно – бережное отношение к родной природе, но формирую патриотические чувства. Подвожу детей к понятию того, что родная природа – родная земля. То, с чего начинается Родина.

Учебник 5 класса начинается с темы «Лето». После каждого художественного произведения есть вопросы и задания, которые помогают расширить эстетические взгляды учащихся, увидеть богатство русской природы, её разнообразие, но я подбираю дополнительные задания. Так в рассказе Скребицкого «Июнь» есть небольшой отрывок, на котором заостряю внимание: «…Как приятно найти первый молоденький грибок. Егог даже рвать не хочется. Ведь один он в кушанье не годится – пускай растёт». Спрашиваю ребят: — Как вы думаете, что хотел напомнить нам автор?( После всех высказываний ребят обобщаем, что к природе нужно относиться бережно, разумно. Ведь её богатства не беспредельны.) — Как нужно рвать грибы? ( Лучше срезать ножом) — Почему? (Чтобы не нарушить грибницу. Иначе здесь уже не будут расти грибы.) Прочитав стихотворение Прокофьева «Берёзка», задаю вопросы: — Понравилось ли стихотворение? Чем? — Как относится к берёзке поэт? Затем разбираем вопросы и задания к стихотворению в учебнике. Лирическая настроенность описания берёзки захватывает ребят, и они с удовольствием начинают иллюстрировать стихотворение, а в это время открывается картина Левитана «Берёзовая роща». Описываем её. Примерное описание. ( Летний солнечный день. Лучи солнца скользят по стволам берёзок. Мелкое кружево листвы изумрудами свисают с веток. Кажется, что это девушки собрались и начали водить хоровод). Такая работа помогает ребятам почувствовать особую красоту нашей природы, пережить вместе с автором чувство восхищения Родиной. Подводя итог, заканчиваю работу над содержанием стихотворения словами: — Да, берёзка всегда трогает за душу. За многое мы благодарны ей. Грела она наших предков, обувала, поила, лечила. Берёза – это символ России. Много красивых, могучих лесов можно встретить на свете и восхищаться ими. Но берёзка всегда напоминает, что твоя Родина – Россия, и лучше её нет. – После чтения рассказа Скребицкого «Сентябрь» проводится беседа по вопросам учебника. Добавляю вопросы: — Какой человек мог написать такой рассказ? (Который хорошо знает и любит природу). – А как называет писатель ребят, которые не только любят, но и изучают природу? (Юные натуралисты.) — Можно ли быть человечным, если не любишь животных, птиц, растения? Работая над содержанием рассказа Скребицкого «Добро пожаловать», прошу прочитать последний абзац и ответить: — Как вы думаете, смог бы поступить так, как лесник, каждый охотник? — Чем можно объяснить такое отношение лесника к животным? — Какое чувство вызывает у вас дед Семён? (Уважение.) Произведение Мамина – Сибиряка «Серая Шейка» в 5 классе рассказывает о маленькой беспомощной птице. Дети проникаются к ней любовью и жалостью, а когда старик уточку забирает домой, они искренне радуются. Подводя итог всей работы над сказкой, разбираем вопросы: — Как старичок отнёсся к уточке? — Почему он радовался? (общение с природой доставляет ему большую радость. Он хочет, чтобы и внуки любили природу.) — Какие чувства вызывает у вас образ старичка? — Как мы должны относиться к окружающей природе?

Много произведений посвящены воспитанию в детях любви ко всему живому в учебнике 6 класса. Ребёнок, который с детства привык с пренебрежением относиться ко всему живому, переносит такое отношение и на людей. Поэтому при работе над такими текстами стараюсь привлечь внимание детей к описанию природы, воспитывая у них желание оберегать животных и растительный мир. Так, при работе с текстом сказки Паустовского «Стальное колечко», даю задание: — Найдите в тексте словосочетания, передающие оживающую природу. ( шуршал снег, шумел лес, весна шла и т.д.) Паустовский замечательно описал, как оживает природа. Давайте вместе с Варенькой послушаем весну. – Какие звуки она услышала? — Что звучало? — Кто создавал эти звуки? ( колокольчики, подснежники качались и кивали на заре, каждый цветок позванивал, ударил дятел, запела иволга, что – то зашуршало рядом, мимо прошла весна.) — Надела ли Варюша на указательный палец колечко, чтобы повидать белый свет со всеми его чудесами? (нет.) — Что удержало её? (дети читают отрывок на стр. 169 «…на цветы, на липкие берёзовые листочки, на ясное небо и жаркое солнце…и т.д.) -Она совсем не хочет его надеть? (..успею ….Пока не хочет, ведь кругом такая красота.) -Так что же сказочного в этом произведении? (Ничего, кроме построения. Волшебство реальное – оно в красоте природы. Оно помогло Варюше увидеть чудеса. Была надежда и желание девочки, её чуткость и доброта.)

В рассказе Паустовского «Заячьи лапы» активно утверждаются добрые начала в человеке, необходимость гуманного отношения к «братьям меньшим». Прочитав рассказ, задаю вопрос: — О зайце ли рассказ? ( не столько о зайце, сколько о людской доброте и отзывчивости, о способности человека откликаться на чужую боль) — Каких людей в рассказе больше? (добрых и отзывчивых) — Назовите их. Дайте оценку их поступкам. – Для чего нужно описание пожара? (чтобы подчеркнуть, из какой страшной беды заяц вызволил деда, чтобы стало ясно, почему охотник лечит зайца, а не « жарит его с луком».

Такая работа над текстами учит ребят наблюдать за природой, всей душой любить её. Паустовский писал: «…Любование природой есть следствие любви к ней, а любовь к родной природе один из важнейших признаков любви к своей стране, признаков патриотизма».

Использованная литература: 1.Байкиева Л.Г. Нравственно – эстетическое воспитание учащихся в процессе работы над сказкой Д.Н. Мамина – Сибиряка «Серая Шейка».

2.Данилюк Л.Г. Воспитание эмоциональной отзывчивости на уроках чтения.

3. Нефёдова Л.К. Художественное своеобразие рассказа К.Г. Паустовского « Заячьи лапы и работа над ним»