Доклад для педсоветаПодходы к организации работы с педагогическими затреднениями

ДОКЛАД

по теме:

«Подходы к организации работы

с педагогическими затруднениями»

   

  

Подготовила учитель физической культуры:Т. И. Гусельщикова

Цель доклада: рассказать о видах затруднений у учителей на уроках, и во время другой педагогической деятельности.

Задачи педсовета:

1) Выявить наиболее характерные для данного коллектива педагогические затруднения.

2) Определить возможные методы и приемы выхода из затруднительных ситуаций.

Великий Гете считал:

«Тех, у кого мы учимся,

правильно называют

нашими учителями,

но не всякий, кто учит нас,

заслуживает это имя!»

I. Какие  трудности возникают в процессе педагогического общения

-Неумение наладить контакт;

-Непонимание внутренней позиции;

-Неумение выстроить взаимоотношения и перестроить их в процессе деятельности;

Речевое общение(передача собственного отношения к материалу);

Сложности в управлениии собственным психическим состоянием в общении.

II. Что такое педагогическое общение, педспособности.

  Педагогическое общение - система ограниченного социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация  взаимоотношений с помощью коммутативных средств. Педагог является инициатором этого процесса, организуя его и управляя им.

Педагогические способности:

Коммуникативность – расположенность к людям, быстрота в реагировании на различные проблемы и быстрое принятие действий для решения данных проблем, общительность.

Персептивные способности – профессиональная зоркость, наблюдательность.

Эмпатия – умение встать на позицию ученика.

Динамизм – волевое воздействие, умение логически убеждать.

Эмоциональная устойчивость – владение собой, саморегуляция.

Креативность – способность к творчеству.

Оптимистическое прогнозирование – умение верить в ученика.

III. Советы учителям для развития коммуникативных способностей

Нужно сознавать, что школа-часть общества, а отношение педагога к детям — выражение общественных требований.

Учитель не должен открыто демонстрировать педагогическую позицию. Для детей слова и поступки педагога должны восприниматься как проявление его собственных убеждений, а не только как исполнение долга.

Искренность педагога- залог прочных контактов с воспитанниками.

Адекватная оценка собственной личности. Познание себя, управление собой должно стать постоянной заботой каждого учителя.

Педагогически целесообразные отношения строятся на  взаимоуважение ученика и учителя. Надо уважать индивидуальность каждого школьника, создавать условия для его самоутверждения в глазах сверстников, поддерживать развитие положительных черт личности.

Педагогу необходимо позаботиться о благоприятной самопрезентации: показать ребятам силу своей личности, увлечения, умелость, широту эрудиции, но неназойливо.

Развитие наблюдательности, педагогического воображения, умения понимать эмоциональное состояние, верно истолковывать поведение. Творческий подход к анализу ситуации и принятию решений основывается на умении педагога принимать роль другого — ученика, родителей, коллеги, — становиться на их точку зрения.

Увеличение речевой деятельности учеников за  счет уменьшения речевой деятельности учителя — важный показатель мастерства общения учителя.

Даже при незначительных успехах учеников быть щедрым на похвалу. Хвалить нужно в присутствии других, а порицать лучше наедине. Учительская речь должна быть при этом выразительной. И если даже у вас не поставлен голос, вас могут выручить жесты, мимика, взгляд.

Сделать родителей своих учеников союзниками педагогических намерений.

Содержание бесед должно быть интересно обеим сторонам.

Саморегуляция учителем эмоционального состояния

 

IV. Классификация профессий

1. Профессии высшего типа – по признаку ”необходимой постоянной работы над предметом и собой”, на основе творческого начала. В этот тип вошли профессии искусств и просвещения, позднее добавились врачи и инженеры.

2.   Профессии среднего типа – подразумевающие работу только над предметом.

3.   Профессии низшего типа – после обучения не требуют работы над собой и предметом.

«Педагог все время думает не о себе, а о ребенке. Педагог все время только отдает, но никогда не получает. Чтобы педагогу понимать детей, он должен «спускаться до их уровня», и потому педагог невольно идет не вперед, а постоянно спускается до уровня своих питомцев, чтобы понимать их и быть понятым».

В. В. Зеньковский.

V. Три основные фактора, способствующие развитию «педагогического криза» 

Во-первых, стремление педагога использовать новые достижения науки и невозможность их реализовать в сжатые сроки обучения; отсутствие отдачи от учащихся; несоответствие ожидаемого результата и фактического.

 

Во-вторых, возникновение и развитие излюбленных приемов, шаблонов в работе и осознание того, что нужно менять сложившуюся ситуацию, но как менять — неизвестно.

 

В-третьих, возможность изоляции учителя в педагогическом коллективе, когда его поиски, инновации не поддерживаются коллегами, что вызывает чувство тревоги, одиночества, неверия в себя.

VI. Перечень синдрома «эмоционального сгорания» 

- усталость, утомленность, истощение;

- психосоматическое недомогание;

- негативное отношение к учащимся и самой работе;

- скудность репертуара рабочих действий;

- злоупотребление табаком, кофе, алкоголем и т.п.;

- отсутствие аппетита или наоборот переедание, негативная «Я – концепция»;

- агрессивные чувства (раздражительность, напряженность, тревожность, беспокойство, взволнованность до перевозбуждения);

- упадническое настроение и связанные с этим эмоции: пессимизм, цинизм, чувство безнадежности, апатия, депрессия, чувство бессмысленности.

VII. Подходы в разрешении трудностей педагогической деятельности.

Для того,чтобы преодолеть трудности в педагогической деятельности необходимо овладевать педтехникой. Что такое педтехника? Это прежде всего умение мобилизовать учеников на интересную познавательную деятельность, ставить вопросы так, чтобы общение было личностным и коллективным одноременно, вести наблюдение и организовывать коллектив, владеть своим настроением, голосом, мимикой, движениями. Педтехника это гармоническое сочетание внутреннего содержания деятельности учителя и внешнего его выражения.

Какие ошибки бывают у учителя?

- Чрезмерная строгость;

- Быстрая или невнятная речь,

- Беспричинная суетливость,

- Неумение смотреть прямо в глаза;

- В голосе монотонность;

- Сутулость;

- Беспокойство за свою речь,

- Постоянно опущенная голова вниз и т. П.

Что еще должен делать учитель для преодоления трудностей в своей деятельности?

Повышать квалификацию.

Саморегулировать эмоциональное состояния (аутогенная тренировка, психокоррекция, проведение тренингов для педагогов).

Работать над своей речью.

Учиться педагогическому такту. Каждый ребенок чувствует как Вы к нему относитесь. Следует преодолевать негативные установки на отдельных школьников. Необходимо чаще хвалить детей. Нам нелегко общаться с «трудными» детьми, но ребенку в свою очередь трудно приобщиться к своим особенностям.

VIII. «Командообразование» в коллективе.

- Что объединяет людей чаще всего?

Совместное преодоление препятствий и трудностей. У учителя и ученика общая цель. Как ее добиваться и что такое общая цель?

Общая цель (в команде нужно наладить отношения, определить ценности: например, возможность добиться какого-либо успеха и т. п.)

Настоящая команда – это вовсе не коллектив, где царит радостная атмосфера, все друг от друга без ума и любят вместе проводить время. Команда должна быть способна эффективно выполнять задачи. Воплощать в жизнь проекты. Словом, сообща члены настоящей команды действуют эффективнее, чем выполняя то же задание поодиночке.

Собранные вместе люди, дети еще не есть команда.

Как правило, состав любой команды (класса) – это руководитель и его непосредственные подчиненные. Для решения конкретной задачи создаются специальные группы. Мы это прекрасно понимаем и выполняем, создавая в классах звенья. Для того, чтобы в целом коллектив хорошо работал, необходимо четко ставить задачи каждой группе и определять четкие сроки выполнения конкретной задачи.

Напоследок предлагаю Вам небольшое практическое задание. Вы проверили контрольные работы. Называете оценки за работы. Как Вы откоментируете каждый балл. (раздаются карточки с баллами нескольким учителям.

В идеале это должно звучать от учителя следующими фразами:

«5» — молодец, я очень довольна твоей работой, очень порадована тем, что ты дома хорошо подготовился;

«4» — У тебя хорошая работа, я довольна, но, если бы ты постарался лучше, я поставил(а) бы оценку выше. Надеюсь что эта оценка не случайна;

«3» — очень слабенькая работа, хотя в общем неплохо. Хотелось бы, чтобы ты больше работал дома. Если есть затруднения, мы их можем решить вместе.

«2» — Мне очень жаль видеть, что твой результат низкий. Я хочу знать, что затрудняло тебя в твоей работе. Что ты не понял, а что не учил. Если это незнание урока, то я проверю твои знания на следующем уроке.

«1» — Очень плохо. Я вижу полное отсутствие знаний. Хочется видеть положительный результат, но его пока нет.

Хочется напоследок всем пожелать:

Дай Бог Вам мудрости в решеньях,

И умноженья лучших качеств,

С детьми прекрасных отношений

И пониманья их чудачеств.