Дифференциация букв Г-К и звуков которые они обозначают

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ:

«Дифференциация букв Г – К и звуков,

которые они обозначают»

Подготовила:

Кравченко Ольга Валерьевна,

учитель-логопед.

Цель: учить различать буквы Г-К и звуки, которые они обозначают.

Задачи:

- учить сравнивать звуки [г]- [к] по их артикуляторным и акустическим признакам;

- дифференцировать звуки по твёрдости-мягкости, звонкости-глухости;

- развивать фонематический слух, навыки фонематического анализа;

- расширять и уточнять словарный запас;

- развивать общую и мелкую моторику, внимание, память, дикцию;

- закреплять правописание парных согласных в словах;

- создавать положительный эмоциональный настрой у детей.

Лексическая тема: «Птицы».

Оборудование: карточки (буквы Г, К, [г], [к], [г’], [к’]), карточки с заданиями, картинки с изображением птиц (зяблик, жаворонок, трясогузка, кукушка, галка, глухарь, иволга, скворец), подставки, картинка иволги для проведения зрительной гимнастики, компьютеры.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

I. Оргмомент.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня на занятие к нам пришли гости, поприветствуем их.

-Я очень рада видеть вас на занятии, и надеюсь, что сегодня в знаниях мы поднимемся на одну ступеньку выше.

— Проверим посадку.

-Руки на месте? (на месте)

-Ноги на месте? (на месте)

-Локти у края? (у края)

-Спина прямая? (прямая)

- Для начала вспомним правила поведения.

На занятии наши глаза внимательно смотрят и всё … (видят).

Наши уши внимательно слушают и всё … (слышат).

Наши головы хорошо и быстро … (думают).

Наши языки четко и громко … (говорят).

- Дикцию или четкое произношение будем тренировать с помощью скороговорок.

II. Речевая разминка. Работа со скороговорками.

III. Введение в тему занятия.

Послушайте стихотворение Сергея Погореловского «Как Мишка деда рассердил».

Пишет Миша-Михаил:

«Дед Герасим гол забил».

Все читают, восклицают:

— Ай да старый, гол забил!

Дать во все газеты дедовы портреты!

— Нет,— сказал сердито дед, —

Мишкин дайте в них портрет!

Писал диктовку в школе,

А думал о футболе.

Оттого-то КОЛ

Превратился в ГОЛ,

И за этот ГОЛ

Получил он КОЛ.

- В чем ошибка Мишки?

-Какие два значения имеет слово кол?

- Назовите первые звуки в словах кол, гол. ([г], [к])

На доску вывешиваются карточки со звуками [г], [к].

- Как мы назовем эти звуки?

- Вы догадались, чему мы будем учиться сегодня на занятии?

- Правильно. Молодцы!

IV. Характеристика звуков. Соотнесение звука с буквой.

- Что похожего в этих звуках?

- Чем различаются эти звуки?

— А как проверить, какой звук звонкий, а какой глухой?

- Определите, какой звук звонкий, а какой глухой удобным для вас способом.

- Скажите, у звуков [г], [к] есть мягкие пары или они всегда твердые?

(На доску вывешиваются карточки [г’], [к’])

- Какой буквой на письме обозначаются звуки [г], [г’]?

(На доску вывешивается карточка с буквой Г)

- Какой буквой на письме обозначаются звуки [к], [к’]?

(На доску вывешивается карточка с буквой К)

- Охарактеризуем звуки с помощью значков. (Колокольчики и наушники синего и зеленого цвета).

V. Дифференциация звуков в слогах и звукосочетаниях.

- Поиграем в игру «Кто внимательный?».

Если услышите звук [г] стойте на месте, если услышите звук [к] – приседайте.

Ка, гу, го, ку, га, гры, крю, ига.

- А теперь усложним игру. Если услышите мягкие звуки [г’], [к’] к основному движению добавляйте хлопок.

Ки, ге, ку, го, ги, кря, еги, ука, уга, еки, юга.





VI. Работа со словами. Определение местоположения места звука в слове.

Включается запись «Пение птиц».

- Обратите внимание. Сегодня у нас оформлена выставка. Назовите тему выставки?

- Можете ли вы их назвать?

- А вы знаете, какие из этих птиц перелетные, а какие оседлые?

- Известно ли вам, что птицам посвящен специальный праздник, который называется «Международный день птиц». Это интернациональный экологический ежегодный праздник, который в России является самым известным из «птичьих» праздников. Кто знает, какого числа он празднуется? (1 апреля).

- Вернемся к нашей выставке. Что общего в названии этих птиц?

- Давайте еще раз произнесем названия птиц и определим местоположение изучаемых звуков в слове.

VII. Зрительная гимнастика.

- Без гимнастики, друзья,

Нашим глазкам жить нельзя.

Подготовим наши глаза к письменной работе.

(учащиеся прослеживают движение картинки с изображением иволги; закрывают глаза; следят за пальцем, который двигается от носа вдаль и обратно)

Птички начали спускаться,

На поляне все садятся.

Предстоим им долгий путь,

Надо птичкам отдохнуть.

И опять пора в дорогу,

Пролететь им надо много.

Вот и родина. Ура!

Приземляться нам пора!

VIII. Звуковой анализ слов.

- Поиграем в игру «Шифровальщики». Вы запишите транскрипцию названия птицы, а потом поменяетесь тетрадями и расшифруете слова друг друга. Названия птиц написаны у вас на карточках. Переверните их. Прочитайте. Начали!

- … , расшифруй слово.

- … , теперь ты.

- Молодцы! Поменяйтесь обратно тетрадями.

- А я для вас тоже приготовила зашифрованное слово.

Вешаю на доску карточку [тр’исагуска])

- Расшифруйте транскрипцию и запишите слово буквами?

- Как записали слово? (трясогузка)

- Почему написали Я?

- Почему написали З?

- Можно проверить словом «огузок» — это бедренная часть животного. А еще есть гласная О, которая соединяет два корня. Но об этом вы еще узнаете на уроках русского языка. А сейчас мы это запомним.

IX. Пальчиковая гимнастика.

- А теперь немножко отдохнем.

Чтобы буквы красиво писать,

Будем пальчики мы разминать.

На дорожку прилетела (поочередно соединяют пальцы с большим пальцем – обе руки)

Птичка трясогузка —

Пестренькая блузка! (перебирают пальцами обеих рук около груди)

Зоркий черненький глазок, (соединяют большой и указательные пальцы в круги около глаз)

Острый, тоненький носок. (соединяют указательные пальцы обеих рук у носа)

Бегала, скакала, (перебирают пальцами на столе)

Хвостиком качала. (качают ладонями обеих рук)

Насекомых на лету (показывают руками птичку)

Ловко так хватала. (соединяют пальцы в виде клюва, имитируя ловлю насекомых).

X. Дифференциация букв г.

- Продолжим работу.

- На карточках записано стихотворение. Закройте уши и прочитайте его.

Работа по карточкам.

ТРЯСОГУЗКА.

Прилетела к Вере в гости

Трясогузка — длинный хвостик.

То найдёт на грядке семя,

То спешит куда-то в тень.

Длинным хвостиком всё время

Ей покачивать не лень.

( В. Степанов)

- … , выпиши слова с буквой Г.

- … , выпиши слова с буквой К.

- … , прочитай слова, которые ты выписал.

- … , прочитай слова, которые ты выписал.

- Закрываем тетради.

XI. Правописание звонких и глухих согласных.

- Мы говорили о звуках [г]-[к], [г’]-[к’]. Какие еще парные согласные вы знаете? … , говори твердые пары, а … будет говорить мягкие пары.

- Займите место за компьютером. (Выполняют задания на компьютере)

XII. Итог занятия.

- Подведем итог. О каких звуках говорили?

- Что вы можете о них сказать? Давайте по очереди будем говорить по одному признаку?

- Вы сегодня молодцы, хорошо справились с поставленными задачами. Я рада вашим успехам. Наше занятие закончено. Спасибо, до свидания!