Вопросы к зачету МИР

вопросы К ЗАЧЕТУ гр. Юз-2

Понятие информационных ресурсов. Источники формирования информационных ресурсов.

Мировые информационные ресурсы: определение, классификация и характеристика основных структур (баз данных, сетей).

Эталонная модель взаимосвязи открытых систем OSI/ISO.

Internet-источник информационных ресурсов. История развития Internet.

Принципы построения Internet.

Характеристика линий связи, используемых для подключения к Internet.

Основные технологии построения Internet (Х.25, FR, ISDN).

Характеристика перспективных технологий построения Internet (SDH, ATM).

Способы подключения к Internet (dial-up, xDSL, HPNA), их сравнительная характеристика.

Технологии радиодоступа и мобильного Internet.

Основные сетевые проблемы, возникающие при подключении к Internet.

Понятие URL. Принципы адресации в Internet.

Основные протоколы, используемые в Internet.

Структура IP-адреса. Классы сетей.

Структура Internet. Понятие домена в Internet. Примеры доменов.

Понятие маршрутизации. Характеристика протокола TCP/IP.

Основные сервисы Internet, их краткая характеристика (WWW, FTP, E-mail, Usenet).

Понятие электронной почты. Протоколы электронной почты.

Программные средства для работы в Internet: сетевые операционные системы, прикладное программное обеспечение.

Понятие архитектуры «клиент-сервер».

Характеристика клиентских программ (браузеров) для работы в Internet.

Характеристика WWW. Понятие и принципы использования языка HTML.

Характеристика и основная структура сайта в формате HTML.

Понятие и принцип действия гиперссылки.

Технологии создания web-сайтов.

Возможности предоставления информация с помощью web-сайта.

Классификация web-серверов в Internet, их краткая характеристика.

Принципы поиска в Internet. Инструменты поиска. Примеры поисковых систем.

Понятие электронной коммерции в Internet.

Internet как инструмент маркетинга.

Internet как средство обучения.

Понятие гипермедиа среды.

Internet как средство делового общения.

Методы шифрования информации в Internet.

Понятие электронной подписи.

Проблемы информационной безопасности в Internet и направления их решения.

Основные современные технологии Internet (CGI, JavaScript, PHP, Perl, CSS).

Проблемы Internet, направления их решения.

Перспективы развития Internet.

Internet как среда для создания корпоративных информационных сетей.

Электронная цифровая подпись (ЭЦП) предназначена для: удостоверения информации, составляющей общую часть электронного документа; подтверждения подлинности и целостности электронного документа.

Электронная цифровая подпись – набор символов, вырабатываемый средствами электронной цифровой подписи и являющийся неотъемлемой частью электронного документа (статья 1 Закона Республики Беларусь от 10 января 2000 г. №357-З

«Об электронном документе»).

Средства электронной цифровой подписи – программные и технические средства, обеспечивающие выработку и проверку электронной цифровой подписи и имеющие сертификат соответствия или удостоверение о признании сертификата, выданного в Национальной системе сертификации Республики Беларусь.

Таким образом, ЭЦП является аналогом собственноручной подписи физического лица, представленным как последовательность символов, полученная в результате криптографического преобразования электронных данных с использованием закрытого ключа ЭЦП, позволяющая пользователю открытого ключа установить целостность и неизменность этой информации, а также владельца закрытого ключа ЭЦП.

Основой ЭЦП является математическое преобразование подписываемых данных с использованием закрытого ключа и выполнение следующих условий:

Закрытый ключ электронной цифровой подписи представляет собой уникальную последовательность символов, известную владельцу сертификата ключа подписи и предназначенную для создания в электронных документах электронной цифровой подписи с использованием средств электронной цифровой подписи.

Открытый ключ электронной цифровой подписи – это уникальная последовательность символов, соответствующая закрытому ключу электронной цифровой подписи, доступная любому пользователю информационной системы и предназначенная для подтверждения с использованием средств электронной цифровой подписи подлинности электронной цифровой подписи в электронном документе.

Открытые ключи хранятся в сертификационном центре и сертификационный центр выдает клиентам информацию в виде цифровых сертификатов, где содержатся сведения о клиенте, открытый ключ и т.д.

Генерация ключей ЭЦП в информационной системе общего пользования может быть осуществлена как участником системы, так и специальной организацией, называемой удостоверяющим центром. Деятельность этой организации подлежит лицензированию в соответствии с законодательством.

Удостоверяющий центр выполняет следующие задачи:

Каждый участник информационной системы вправе обладать как одной, так и несколькими разными ЭЦП (ключами ЭЦП). На каждую сгенерированную пару (открытый и закрытый) ключей удостоверяющий центр оформляет сертификат ключа ЭЦП. Этот сертификат должен содержать открытый ключ, ФИО или псевдоним владельца ключа, даты начала и окончания срока действия ключа, а также сведения об отношениях, при осуществлении которых документ, подлинность которого подтверждена открытым ключом, указанным в сертификате, будет иметь юридическое значение.

Сертификаты ключей могут распространяться среди участников информационной системы как в бумажном, так и в электронном виде. Бумажный сертификат должен быть оформлен на бланке удостоверяющего центра и заверен подписью уполномоченного лица с печатью центра. Электронный сертификат должен быть заверен ЭЦП удостоверяющего центра.

Internet как новая среда делового общения

Internet предоставляет беспрецедентные возможности для формирования индивидуального взаимодействия между компаниями и их клиентами. Эти возможности находятся в тесной взаимосвязи с современными тенденциями успешного ведения бизнеса, среди которых одним из главных конкурентных преимуществ является умение налаживать и поддерживать взаимодействие со своими клиентами для роста их удовлетворенности и лояльности к компании.

Для поддержания заданного уровня продаж компания должна учитывать два основных направления в своей деятельности: привлечение новых покупателей и поддержание отношений с существующими. С точки зрения экономической выгоды, гораздо дешевле поддержать взаимоотношения с постоянным покупателем, чем найти нового.

Причинами, толкающими компании на пересмотр своих отношений с клиентами, является и ряд других тенденций. Современные технологии, используемые в Internet, привели к тому, что покупатель получает доступ к любой части рынка при минимальных транзакционных издержках. Удержание имеющихся клиентов в таких условиях становится первостепенной задачей.

Поскольку контакт между клиентом и фирмой может осуществляться самыми разными способами от телефона и факса до телеконференций и электронной почты, клиент ожидает, что вся получаемая по этим каналам информация рассматривается компанией во всей совокупности. В таких условиях удержать его можно лишь учитывая всю имеющуюся о нем и контактах с ним информацию.

Кроме того, существует тенденция снижения эффективности воздействия традиционных стимуляторов потребительского спроса, таких как реклама, мероприятия по стимулированию сбыта и т. д. Как следствие, в условиях острой конкурентной борьбы, компании пытаются найти новые возможности для привлечения и удержания потребителей.

Рассмотрим особенности, текущее состояние и перспективы развития финансовой сферы услуг в Internet, как одной из наиболее развитых не сегодняшний день.

Наибольшего развития в сфере услуг, предоставляемых через Internet, получили финансовые услуги, к которым относятся следующие виды деятельности:

· предоставление банковских услуг через Internet;

· предоставление услуг по работе на валютном и фондовом рынках через Internet;

· Internet-страхование — предоставление услуг страхования через Internet.

Первостепенным элементом полноценной системы финансовых услуг являются сектор банковских услуг. Он позволяет обеспечить проведение расчетов и контроль над ними со стороны всех участников финансовых отношений. Кроме очевидных преимуществ для корпоративных пользователей, многие из которых уже сегодня готовы перейти от систем «банк-клиент» к управлению финансовыми средствами через Internet, система должна удовлетворять и запросы частных пользователей. Так, открыв единый счет в банке, установившем у себя систему банковского обслуживания через Internet, пользователь должен получить возможность не вставая из-за компьютера вести расчеты с поставщиками услуг Internet, сотовой и пейджинговой связи, осуществлять платежи за коммунальные услуги, совершать покупки в виртуальных магазинах и многое другое.

Вторым элементом системы финансовых услуг в Сети является сектор услуг по работе на валютном и фондовом рынках. Он позволяет всем желающим участвовать в торгах на биржевых площадках, на равных правах с инвестиционными компаниями и банками. Высокая доходность спекулятивных операций на валютных и фондовых рынках привлекает огромное количество людей по всему миру и делает его одним из самых быстроразвивающихся в Internet.

И, наконец, третьим элементом является Internet-страхование. Оно предоставляет клиенту классический набор страховых услуг, соглашение о предоставлении, все платежи по которым осуществляются через Internet. Услуги Internet-страхования в России уже оказывают такие лидеры рынка, как «Группа Ренессанс Страхование», «РОСНО», «Ингосстрах», а также ряд других.