Вопросы к экзамену_Психология_2 курс АН

УТВЕРЖДЕНЫ

Протокол заседания кафедры

от ___._.11_2013____________ № ______

Заведующий кафедрой

__________________ Е.Ф. Нестер

Вопросы к экзамену

по учебной дисциплине «Психология»

для студентов 2 курса дневного отделения

факультета славянских и германских языков, группы АН-21, 22

(зимняя сессия 2013/2014 уч. год)

Предмет возрастной психологии. История возникновения возрастной психологии.

Основные понятия и категории возрастной психологии.

Методы изучения психики детей и подростков.

Психоаналитическая теория развития человека.

Психогенетическая теория психического развития Э. Эриксона.

Бихевиористская теория психического развития.

Когнитивная теория психического развития Ж. Пиаже.

Теория развития высших психических функций Л. С. Выготского.

Понятие психического развития. Общие закономерности психического развития.

Факторы и движущие силы психического развития, различные подходы к определению факторов.

Ведущая деятельность и ее роль в развитии психики. Механизм смены видов деятельности.

Понятие о возрастной периодизации психического развития. Возрастная периодизация Д. Б. Эльконина.

Понятие о кризисах в развитии. Возрастная периодизация Л. С. Выготского.

Общение и его роль в развитии психики. М. И. Лисина об общении со взрослыми детей первых семи лет жизни.

Социальная ситуация развития в младенчестве. Ведущая деятельность возраста.

Особенности физического и психического развития и поведения младенца.

Социальная ситуация развития в раннем возрасте. Ведущая деятельность, новообразования возраста.

Особенности психического развития в раннем детстве.

Развитие самосознания у ребенка раннего возраста. Кризис 3-х лет.

Социальная ситуация развития дошкольника. Виды деятельности в дошкольном возрасте.

Развитие познавательных процессов у ребенка дошкольного возраста.

Развитие личности дошкольника. Основные новообразования дошкольного возраста.

Психологическая готовность ребенка старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте.

Характеристика учебной деятельности как ведущей деятельности младшего школьника.

Особенности развития познавательных процессов у детей младшего школьного возраста.

Формирование личности в младшем школьном возрасте.

Социальная ситуация развития подростка. Влияние биологических условий на развитие.

Развитие психических познавательных процессов у подростка. Перестройка учебной деятельности.

Основные направления развития личности подростка.

Особенности общения подростка со взрослыми и сверстниками.

Социальная ситуация развития в старшем школьном возрасте.

Особенности умственной деятельности в ранней юности. Ведущая деятельность и основные новообразовании.

Возрастные особенности личности старшего школьника.

Предмет, задачи и методы педагогической психологии. Основные этапы ее становления.

Понятие об обучении. Соотношение обучения и развития.

Понятие научения. Виды научения.

Бихевиористский подход и социальное научение как психологические основы современного обучения. Программированное обучение.

Теория поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина.

Теории развивающего обучения Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова.

Понятие учебной деятельности. Структура учебной деятельности.

Мотивация учения. Психологические факторы, определяющие успехи и неудачи в учении.

Понятие педагогической деятельности. Структура педагогической деятельности.

Стили педагогической деятельности по А. К. Марковой и А. Я. Никоновой. Индивидуальный стиль деятельности.

Понятие о педагогическом общении. Стили педагогического общения (В. А. Кан-Калик).

Стили педагогической деятельности и руководства (К. Левин).

Психологические требования к личности учителя.

Различные подходы к классификации педагогических способностей.

Понятие о воспитании. Психологические механизмы формирования свойств личности.

Стратегии психологического воздействия в воспитании.

Понятие самовоспитания. Условия и пути самовоспитания.

Этапы формирования нравственного сознания по Л. Кольбергу.

Психологическое содержание, место и функции оценки в структуре обучения.

Виды педагогической оценки.

Условия эффективности и возрастные особенности педагогической оценки.

Психологическая характеристика образовательной системы. Взаимодействие субъектов образовательной системы.

Составитель: ст. преподаватель Т.С. Рашевская