Внеклассное занятие по темеДобро и зло в сказках

ВНЕКЛАССНОЕ ЗАНЯТИЕ в 5 классе.

ТЕМА: « ДОБРО И ЗЛО В СКАЗКАХ».

ЦЕЛИ: 1) донести до сознания детей проблему добра и зла: добро всегда побеждает зло;

2) развивать добрые взаимоотношения между детьми;

3) учить логически мыслить, анализировать, делать правильные выводы.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

I. Орг.момент. Психологический настрой.

Открываем двери в сказку, чтоб не потеряться,

Вы должны всегда, ребята, за руки держаться.

Только дружная команда справится с заданьем,3

Я успехов и удачи всем вам пожелаю!

Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу, мысленно пожелайте удачи на нашем занятии.

II. Вступительная беседа.

Эпиграф к занятию « Сказка – ложь, да в ней намек – добру молодцу урок

А.С.Пушкин.

Как вы понимаете эту фразу?

Сегодня на нашем занятии мы с вами поразмышляем о добре и зле, как нужно себя вести и чего нельзя делать в жизни.

Прочтите слово «добро». Что вы представили? С чем это слово связано?

Добрый человек – это человек, который помогает людям в трудную минуту жизни, в работе, в учебе, не требуя платы.

Добрый поступок – дело, действие, которое совершает человек на пользу людям, стране, классу, в котором учится, родителям.

Хороший поступок – положительный, тот, который должен быть.

Что означает слово «добро»? (все положительное, хорошее, очень нужное людям и животным)

Найди, что общего между определением добрый и хороший поступок, в чем их разница.

Произнесите слово «зло». Что вы представили? С чем это слово связано?5

Зло – все очень вредное, недоброе, дурное. Злой человек – человек, который совершает злые, плохие поступки. Плохой поступок – лишенный положительных качеств, неприятный поступок.

Значит, есть плохие поступки и хорошие. На рисунках изображены разные сюжеты. Определите, какие мы отнесем к хорошим поступкам, а какие к плохим? Почему?

III. Путешествие по сказкам.

В каких произведениях хорошо виден контраст добра и зла? (в сказках)

Сейчас мы с вами попутешествуем по сказкам.

Как вы думаете, какого героя в сказках называют «добрым»? Приведите примеры добрых героев. Почему они добрые?

Каких героев в сказках называют «злыми»? Приведите примеры из сказок злых героев. Почему они злые?

Вспомним сказку С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев».

Скажите, доброй ли была Принцесса? А мачеха с ее дочкой?

Кто победил в этой сказке? Почему?

Кто помогал в беде падчерице? Почему помогали?

Что в сказках побеждает «добро» или «зло»?

Может ли человек в одиночку победить зло? Почему?

Чему учит эта сказка?5

А в жизни всегда добро побеждает зло? Почему?

Может ли добрый человек совершить нехороший поступок? (да) Почему?

( человеку свойственно ошибаться или его могут обмануть)

Можно ли всех людей разделить на добрых и злых?(НЕТ) Почему? (добрый человек может совершить плохой поступок без умысла, нечаянно)

Когда, допустим, Женя толкнул Настю, это значит, что он недобрый, плохой человек?(нет) Значит нужно говорить о поступке, а не о человеке.

А если человек злой, жестокий и совершает страшные поступки, как его можно назвать?(чудовище)

В какой сказке есть такое чудовище? (аленький цветочек)

Вспомним сказку Аксакова «Аленький цветочек».

Найдите и прочитайте, как в сказке выглядело чудовище.

Это чудовище вызывает у вас чувство страха, ужаса?(нет)

А какое чувство вызывает?

Почему чудовище превратилось в прекрасного юношу? Что спасло его от злых чар?

Когда мы говорим человеку «ты чудовище»? Какие поступки мы называем «чудовищными»?

Слово «чудовище» образовано от слова чудо, но что оно обозначает? 5(страшное, ужасное…)

Чудо может быть и добрым, и злым, чудеса могут быть как хорошими, так и плохими.

Вспомните русскую народную сказку «Царевна – лягушка».

Какие чудеса происходили в сказке? Приведите примеры. А что в сказке было правдой? Что значит сказать правду? А зачем нужно говорить правду маме, учителю? Хорошо ли в жизни обманывать? Почему?

Кто в сказке злой герой? А кто добрый?

Что в сказке делают герои из того, что мы совершаем каждый день?(едят, 5пьют, ходят, говорят…)

Поэтому они и близки нам, и мы можем тогда без труда сказать, определить хороший, положительный, добрый герой, или, наоборот, плохой, отрицательный, злой герой.

IV.Итог занятия.

Добрые отношения люди создают в жизни сами. Сегодня на занятии мы анализировали поступки сказочных героев, а нужно ли анализировать наши поступки? Зачем? Как, вы, ребята, считаете, нужно ли размышлять о добре и зле? Какие вы, ребята, молодцы, я заранее приготовила такую памятку, давайте, сравним с тем, что вы сказали.

Размышлять о добре и зле необходимо, чтобы:

1.делать только добрые дела.

2.говорить только правду.

3.слушаться старших.

4.быть дружными и приходить на помощь.

5.любить и прощать людей.

Посмотрите, как совпало. Ребята, а какая атмосфера была на нашем занятии? Почему добрая? Потому что мы друг друга слушали. В наших руках доброта, чтобы вокруг нас добра было больше, в мире было больше добра. Вернемся к нашему эпиграфу. Так на что намекает сказка? Чтобы мы были добрыми, сердечными. Почему человека называют «сердечный»? Да, верно, у него доброе сердце. Тепло и любовь к другим исходит из сердца. Положите руку на сердце, послушайте, как бьется ваше сердце. Оно полно жизни, добра, любви.10

Давайте составим в итоге нашего занятия дерево добра. У вас на партах лежат зеленые листочки, на которых написаны разные качества характера. Выберите то качество характера, которое по вашему мнению должно быть в человеке обязательно. Прикрепите к нашему дереву. Спасибо, я очень рада, что вы выбрали именно эти качества. Мне было очень интересно с вами работать.

V. Домашнее задание. Хоть у нас и внеклассное занятие, но я хочу вам дать домашнее задание. Вспомните, какие поступки вы совершили за этот день, и нарисуйте их в тетради. 2