Внеклассное занятие по чтению в 5 классе Мир сказки

Внеклассное занятие по чтению в 5 и 6 классах

Тема: Мир сказки.

Цель: повторить и закрепить историю создания сказок, виды сказок, их особенности;

учить определять героев по их поступкам, коррекция мышления, внимания, памяти;

воспитывать чувства справедливости и доброты.

Наглядность: слайды ИКТ, карточки, модель цветика-семицветика.

Ход урока:

І. Организационный момент.

ІІ. Изучение темы: 1. Сообщение учителя темы занятия , постановка цели и задач

Ребята, сегодня мы поговорим о сказках . Скажите, когда появились сказки? Почему их называют народными? Назовите виды народных сказок. Для чего народ сочинял сказки? Приведите примеры народных сказок.

2. Игра «Угадай героя сказки»

- Сказки о животных: У многих героев сказок о животных есть прозвища. Определите по прозвищу о ком идёт речь. Представьте себе. Что мы зашли в лес . только вот звери и птицы в нём умеют разговаривать. Мы спрятались за кустами, притихли и вслушались в разговоры , которые ведут между собой звери и птицы.

Вот первая фраза, к кому она обращена?

-Эй,ты, косолапый, куда идёшь?

Как по-вашему, кто это такой –косолапый? (Идут ответы детей) Правильно , хозяин леса-бурый медведь. А почему у него такое прозвище? Он получил его из-за своей походки. Ходит мишка, ставит задние лапы , вывернув их друг на друга, -косо ставит. Вот и прозвали его косолапым. А за что медведя зовут топтыгиным?

Слушаем дальше, кого теперь зовут:

-Эй, рыжая !Кумушка! Патрикеевна!

За что так зовут лису? В каких сказках встречается лиса?

А вот в лесу следующий голос раздался:

- Косой, куда прыгаешь?

Кого это спрашивают, кого в сказках косым называют? Про него ещё считалочка сложена: Косой, косой, не ходи босой,

А ходи обутый, лапочки закутай.

Но вот слышите следующий возглас:

-Не стрекочи так, белобока, весь лес растревожишь!

Это сороку так кличут из-за того. Что у неё бока белые.

Животные изображают поступки людей. Каких людей по характеру изображают эти животные? Какие поступки осуждаются?

2. Волшебные сказки так называются потому что в них присутствует волшебство. Приведите примеры волшебных предметов, которые помогают совершать волшебство. Это ковёр-самолёт, шапка-невидимка, волшебная палочка, сапоги-скороходы…

Учитель показывает слайды, а ученики называют сказки.

3. Бытовые сказки рассказывают о жизни народа, изображая простого мужика сообразительным и смекалистым. Приведите примеры бытовых сказок . О чём они?

4. Литературные сказки имеют автора.

Игра «Волшебная корзинка» Назовите предмет и из какой он сказки

Ключик из сказки А.Н.Толстого «Приключения Буратино»

Горошина из сказки Ш. Перро «Принцесса на горошине»

Цветик-семицветик из сказки В.Катаева «Цветик-семицветик»

Зеркальце из сказки А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

Мыло из сказки К.Чуковского «Мойодыр»

- Подведение итогов. Сказка ложь да в не намёк добрым молодцам урок. Сказки учат добру и справедливости. В сказках выражены мечты народа. В сказках всегда побеждает добро.

Назовите героев сказок, которые изображают добро, а какие зло.

Учитель достаёт цветик-семицветик и все загадывают желания