Внеклассное мероприятие Урок достоинства величия и чести

Внеклассное мероприятие

«УРОК ДОСТОИНСТВА,
ВЕЛИЧИЯ И ЧЕСТИ»

(ПОСВЯЩАЕТСЯ М.В. ЛОМОНОСОВУ)

Учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ субовое

Чаплыгинского района

Клыкова Е.В.

субовое

2009 г.

УРОК ДОСТОИНСТВА, ВЕЛИЧИЯ И ЧЕСТИ,

ПОСВЯЩЁННЫЙ М. В. ЛОМОНОСОВУ.

(Слайд 1)

Через ученье – к счастью.

М. В. Ломоносов

1. Учитель.

О мать-земля, когда б таких людей

Ты иногда не посылала миру,

Заглохла б нива жизни, -

так писал Н. А. Некрасов в стихотворении «Памяти Добролюбова». Эти слова по праву принадлежат выдающемуся человеку всех времён и народов, учёному, поэту и человеку М. В. Ломоносову. Сегодня жизни и деятельности учёного мы посвящаем «Урок достоинства, величия и славы». Постарайтесь побольше узнать об этом удивительном человеке и запомнить.

2.Учащийся.

Факты жизни. (Слайд 2, портрет).Детство и учёба.

Учитель.

Перед вами известная картина Н. Богданова-Бельского «У дверей школы». Вот так или почти так пришёл в школу и Михайло Ломоносов. (Слайд 3)

Путь в науку начинался непросто. Его настойчивость и упорство становятся примером для многих. Первые книги, по которым учился Ломоносов, арифметику Магницкого и грамматику Смотрицкого, он назвал «вратами учёности».

Учащийся.

Выразительное чтение стихотворения Н. Некрасова «Школьник».

Ведущий.

Многие науки связаны с именем Ломоносова. И первая из них – химия.

Учащийся.

Сообщение об открытиях Ломоносова в химии. (Слайды 4, 5, 6)

Учитель.

Изделия из стекла – привычные предметы современной жизни. Во времена Ломоносова – это редкость. Он даже пишет об этом оду «Письмо о пользе стекла». Мозаичная картина «Полтавский бой», выполненная М. Ломоносовым, является шедевром. Вот так увидел он это сражение . (Слайд 7)

Вспомните, как описал битву в поэме «Полтава» А. С. Пушкин.

Учащийся.

Выразительное чтение отрывка «Полтавский бой» из поэмы «Полтава».

Учитель.

Физические законы, открытые Ломоносовым изучаются в школе и в настоящее время.

Учащийся.

Сообщение об открытиях в области физики. (Слайд 8)

Ведущий.

Если бы мы говорили, что Ломоносов – историк и географ, то тоже были бы правы.

Учащийся.

Сообщения о географических открытиях. (Слайд 9)

13.Учитель.

Длительное время Ломоносов изучал небесные светила. Писал о них не только научные трактаты, но и стихи: «Утреннее размышление о божьем величии», «Вечернее размышление о божьем величии».

Учащийся.

Сообщение о заслугах учёного в астрономии. (Слайд 10)

Ведущий.

Многие научные понятия Ломоносов излагал и объяснял в стихах. В стихотворении «Случились вместе два Астронома в пиру» он популярно объяснил, что все планеты движутся вокруг Солнца, а не наоборот, разрешив тем самым спор Коперника и Птолемея. Послушайте.

Учащийся.

Чтение стихотворения М. Ломоносова «Случились вместе два Астронома в пиру».

Учитель.

На поприще науки М. В. Ломоносов выступает не только как учёный, но и общественный деятель. Младший современник Петра Первого, он прежде всего думает о России, её величии и благе. А. Пушкин писал о заслугах Петра:

Россию, грубостью попрану,

С собой возвысил до небес.

И это о Ломоносове тоже. (Слайд 11)

Учащийся.

Сообщение об общественной деятельности М. Ломоносова.

Учитель.

Ломоносов был убеждён, что

…может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.

Учащийся. (Слайд 12)

Выразительное чтение отрывка «Гимн науке» из «Оды на день восшествия …» (1747 г.)

Ведущий.

В знак признательности заслуг гениального учёного за выдающиеся открытия в области физики, химии учреждены награды имени М. Ломоносова. Среди них – большая золотая медаль.

22.Учитель.

Что же сделал Ломоносов для родного языка? Прочитаем и сравним строчки стихов.

(Слайд 13)

а). Уме недозрелый, плод недолгой науки,

Покойся, не понуждай к труду мои руки.

б). Открылась бездна звёзд полна.

Конца нет звёздам, бездне – дна.

На самом деле, создав теорию «трёх штилей», Ломоносов ограничил употребление церковнославянских слов, приблизив язык к его современному состоянию.

А реформа стихосложения сделала его стихи лёгкими и звучными, в чём мы убедились сами. Ломоносов доказал, что русский язык принадлежит к ветви индоевропейских языков, а основой его является древнерусский язык.

О родном языке он писал так: «Красота, величие, сила и богатство российского языка явствуют довольно из книг, в прошлые века писанных, когда ещё не токмо никаких правил для сочинений наши предки не знали, но и о том едва ли думали, что оные есть или могут быть».

23.Ведущий. (Слайд 14, памятник)

Сравнительно недолгая жизнь Ломоносова представляет собою пример удивительно цельной жизни, прожитой стремительно, до предела насыщенно, благотворно для современников и потомков. Он прожил её так, как мечтал один из героев его произведений:

Какая польза тем, кто в старости глубокой

И в тьме бесславия кончают долгий век?

Добротами всходить на верх хвалы высокой

И славно умереть родился человек.

Незадолго до смерти Ломоносов написал переложение стихотворения Горация, где подводил итог своей жизни.

Учащийся. (Слайд 15).

Чтение стихотворения М. В. Ломоносова.