Внеклассное мероприятие Самые необычные музеи мира

Внеклассное мероприятие: «Самые необычные музеи мира»

Джаханова Диана, Лысых Анастасия, ученики 9 «А» класса МБОУ «ООШ №36», учитель русского языка и литературы, Ожгихина Наталья Владимировна, г. Старый Оскол

В основу внеклассного мероприятия положены следующие подходы:

Использование знаний, полученных при изучении разных предметов,

формирование у учащихся системы ценностей и убеждений, основанной на нравственных и культурных достижениях человечества, воспитание гуманизма, патриотизма и уважения к традициям и культуре народов России и мира.

Цели и задачи:

Развитие познавательной активности, эрудиции, осведомлённости

Формирование страноведческих знаний

Развитие и повышение интереса учащихся к урокам литературы, истории

Совершенствование навыков диалогической и монологической речи.

Оборудование: класс, ноутбук, компьютер, мультимедийная установка, презентация.

1. Организационный момент.

2. Постановка целей

Ход классного часа

Эпиграф: «Надо хранить наше прошлое: оно имеет действенное воспитательное значение. Оно воспитывает чувство ответственности перед Родиной» (Д.С. Лихачёв)

   Сегодня у нас необычное занятие, мы совершим путешествие в удивительный мир, который называется музей. Мы узнаем –

что такое музей, 

кто помогает   экспонатам жить в музее, 

кому они раскрывают свои истории и тайны. 

Ребята, сегодня посетим музеи! А музеи, в которых вы побываете, необычные. Чем же они необычны? Об этом вы узнаете очень скоро. А для начала давайте с вами выясним, знаете ли вы, что такое музей? (Ответы ребят.)

(слайд 2) (Определение музея)

На экране появляется определение: «Музей- это учреждение, занимающееся собранием, изучением и экспонированием памятников материальной и духовной культуры, а также просветительской деятельностью»

Подготовленные учащиеся рассказывают о значении и происхождении слова «музей»

(слайд 3)Этимология

Учащийся:От лат. museum «место, посвящённое Музам», далее из др.-греч. μουσεῖον «мусей, святилище муз», далее из μοῦσα «муза, пение», далее из праиндоевр. *mon-/*men-/*mn- «думатьпомнить». Русск. музей (также стар. музе́ум) заимств. через польск. muzeum или нем. Мuseum (с ХVI в.) из лат.

(слайд 4)

Учащийся: Слово «музей» образовано от слова «муза». У древнегреческого бога Зевса было 9 дочерей, 9 муз (муза- от греч. «мусса»- мыслящие), которые покровительствовали наукам и искусствам: Полигимния- муза священных гимнов, Урания- муза астрономии, Клио- муза истории, Терпсихора- муза танцев, Эрато –муза любовных песен, Эвтерпа- муза лирики, Каллиопа- муза эпической поэзии, Талия- муза комедии, Мельпомена- муза трагедии. Богини обычно выступали в храме искусств Аполлона.

Ребята, каждый из вас когда-либо посещал музей?

Что вам запомнилось?

В каких музеях вы бывали?

А кто знает, какие вообще бывают музеи? (Ответы ребят.)

Оказывается, существует много разных типов музеев. Это зависит от того, какие экспонаты хранятся в музее. Люди  много, много сотен  лет назад начали собирать  и хранить чем – то им памятные предметы, вещи, картины и многое другое то, что теперь мы называем историей.(Слайд 5)

Преподаватель:  Название «музей» происходит из Древней Греции и переводится как «храм муз». Музами древние греки называли мифологических богинь – покровительниц наук и искусств.  Не случайно музеи и своим внешним видом, и внутренним убранством настраивают зрителя на встречу с прекрасным. Посмотрите, в каких красивейших зданиях располагаются музеи.

Для чего нужны музеи? ( ответы ребят).

Преподаватель:  Действительно, музеи дают нам возможность увидеть своими глазами, как жили наши предки, понять, что их интересовало,  и вообще, узнать много интересного. Самым главным  в музее является ЭКСПОНАТ. 

Что означает это слово экспонат?

Какие предметы могут  быть экспонатом?

Экспонатами могут быть самые обычные и самые необычные предметы в необычных музеях

Ребята как вы думаете, как попадают экспонаты в музей? ( ответы ребят).

Преподаватель:  каждый экспонат попадает в музей по- своему. Одни ищут целенаправленно в ходе археологических раскопок, другие  преподносят в дар музею.

Все ли предметы могут стать музейными экспонатами?

Кто же помогает музейным экспонатам восхищать и удивлять посетителей музеев?

Преподаватель: музейным экспонатам помогают жить целый штат сотрудников музея, это профессионалы, знатоки своего дела:

- научные сотрудники — изучают экспонат, делают его описание; 

-хранитель музея — сотрудник музея, который обеспечивает сохранность экспоната;

-экскурсовод- специалист руководящий экскурсией, показывает экскурсантам выставленные для обозрения экспонаты или ведет их по достопримечательным местам, сопровождая показ необходимыми пояснениями. 

- климатолог – без его помощи сохранить экспонаты очень сложно, он с помощью специального прибора «психрометра» определяет влажность и температуру в залах музея и хранилищах экспонатов.

-реставратор-художник возвращает экспонатам, утратившим свой первоначальный вид,

 Благодаря такой заботе музейные экспонаты восхищают и удивляют нас и живут очень долго. В заботливых руках музейных работников они могут радовать многие поколения людей. В первый раз многое в музее может показаться тебе удивительным. Здесь всё так не похоже на то, что ты видел раньше! А как странно ведут себя люди! Они ничего не трогают руками, хотя вокруг столько всего интересного! Передвигаются от зала к залу очень медленно и разговаривают только шёпотом. Почему так? ( ответы ребят).

Преподаватель: В музее предметы живут долго, потому что, люди здесь относятся к ним с уважением. Ведь каждый  экспонат здесь – это хранитель истории. А некоторым предметам в музее так много лет, что любоваться ими могли ещё твои  прабабушка и прадедушка, когда были такими, как ты сейчас. От времени многие экспонаты стали очень хрупкими, поэтому их легко испортить одним неловким  движением или прикосновением. И тогда никто больше не сможет наслаждаться их красотой. В красивом здании и вести себя нужно красиво. Поэтому люди ходят в музее медленно и руками ничего не трогают. Разговаривают посетители музеев тихо, чтобы не мешать другим рассматривать экспозиции или слушать экскурсовода.   

  Мы с вами много узнали об экспонате, о том кто хранит его. Теперь самое время познакомиться  с самыми необычными  музеями мира.

Какой музей был открыт первым в России?

 (Слайд 6)Самый первый музей  России  был открыт в Петербурге при Петре I  и назывался  кунсткамерой —  собрание диковинок для всеобщего обозрения. Здание Кунсткамеры на Университетской набережной – одна из немногих сохранившихся до наших дней построек петровского времени. Петр I часто ездил за границу, посетив много европейских музеев. Из своих поездок он привозил понравившиеся ему модели кораблей и машин, приборы, астрономические инструменты, редкие книги, чучела животных и многое другое. Из поездок по России Петр привозил одежду и предметы быта различных народов, золотые самородки и прочие предметы. Царь покровительствовал ученым того времени и прислушивался к их советам и новым идеям. Так, в частности, Петру I понравилась идея известного немецкого философа Готфрида Лейбница о создании музея и собирания редкостей.

(Слайд 7-21) Сейчас в стране около 1200  государственных музеев, где собрано  40 млн. картин, скульптур, рукописей и самых разных вещей.

А о каких музеях слышали вы? В каких музеях были? 

Заключение.

Учитель. Наше путешествие по необыкновенным музеям мира заканчивается. К сожалению, не во всех необычных музеях мира мы смогли сегодня побывать с вами. Они не так знамениты, как Лувр, Эрмитаж,Третьяковская галерея, но их коллекции весьма любопытны. Это музей автомобиля, музей винограда, музей долголетия, музей корон, музей любви, музей моды, музей обуви, музей пустыни и другие. В них вы заочно можете побывать сами, используя книги и глобальную сеть Интернет.

Каждый музей имеет свою неповторимую историю.

Но объединяет их одно – каждый из музеев является гордостью той страны и того города, в котором он находится. Музей, как мы сейчас убедились с Вами, — это кладовые культуры человечества, хранилища его духовного общества.

Список литературы.

Газета «Последний звонок». Материалы для организаторов внеклассной работы

1 00 великих музеев мира / Автор-сост. Н. А. Ионина. — М.: Вече, 2001.

Я познаю мир: детская энциклопедия. — М. : 000 «Фирма «Издательство АСТ’%, 1998.

История мировой культуры: Справочник школьника. — М.: Слово, 1996.

Словарь М. Фасмера

Литература и искусство: универсальная энциклопедия школьника / Сост. А. А. Воротников. — Минск, 1995.

Санкт-Петербург // детская энциклопедия. 2003. М 4.

Ребенок в музее. Музееведение. Москва 1993г. 

Лебедев А. Естественная история: Музей древностей