Внеклассное мероприятие Путешествие в страну звуков

Школа-интернат 5 вида г.Зерноград.

Внеклассное мероприятие
по музыке
» Путешествие в страну звуков»
( для 2-х классов)

Провели: Полякова Е.Н-учитель музыки.

Колесникова Т.С -учитель трудового

обучения.

Март 2010 у.г.

Путешествие в страну звуков.

Ход занятия.

М.Р. Здравствуйте, ребята!

Сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы внимательно послушайте.

-Встретились Бяка и Бука

Никто не издал ни звука

Никто не подал и знака -молчали Бука и Бяка.

И Бука думал со скукой; «Чего он смотрит -букой?»

А Бяка думал « Однако, какой он ужасный- Бяка…»

-О чём это стихотворение?

-О звуках.

М.Р. Правильно, ребята. Сегодня мы совершим путешествие в страну звуков.

И в этом нам поможет музыкальный колокольчик. Он превратит нас в фантастических птиц, и мы полетим в страну прекрасных звуков.(звучит колокольчик, под музыку « Музыкальная табакерка» Лядова), дети выполняют плавные движения руками.

М.Р.

Давайте сейчас посидим в тишине,

так тихо, как будто бы это во сне

Услышим тогда, как звучит тишина,

хоть кажется нам, что она не слышна.

Прислушайтесь…

Ветер чуть слышно поёт

Липа вздыхает у сада

Музыка всюду живёт-

В шелесте трав, и в шуме дубрав

Только прислушаться надо.

1 ученик.

Звонко струится ручей

Падает гром с небосвода

-это мелодией вечной своей

Мир наполняет природа.

2 ученик.

Тихие слёзы свои ива роняет у брода

Трелью приветствуют ночь соловьи

Звоном ветвей, песней дождей

Мир наполняет природа.

3 ученик.

Птицы встречают восход

Ласточка солнышку рада

Чуткая музыка всюду живёт

Только прислушаться надо.

М.Р. Звуками наполнен весь окружающий мир. Они бывают разные: звонкие, глухие,

мягкие, свистящие, шуршащие и даже скрипящие.

1ученик. Жизнь была бы страшно скучной

Если б жизнь была б беззвучной

Как прекрасно слышать звук

Шум дождя и сердца стук.

2 ученик.

Мы кричим, смеёмся, дышим

Мы слова и мысли слышим

Слышим даже тишину.

3 ученик. Как гуляет кот по крыше

Как шуршат за стенкой мыши, волки воют на луну.

4 ученик. Рёв слонов и мух жужжанье

Топот, свист, мычанье, ржанье-

Звуки эти на заре записал я в Звукаре.

М.Р. Мир без звуков был бы грустный,

Серый, скучный и невкусный.

М.Р. Звуки делятся на музыкальные и шумовые.

Слайд

М.Р. Покажите картинки, которые соответствуют « шумовым» звукам и «музыкальным».

(Дети работают у доски.)

-Какие музыкальные звуки вы знаете?

(высокие, низкие, громкие, тихие, быстрые, медленные)

-назовите шумовые звуки( шум дождя, ветра, пение птиц и т.д.)

-какие звуки называются «музыкальными»?

-Звуки, которые можно воспроизвести голосом или с помощью музыкальных инструментов называются « музыкальными».

-Правильно, ребята. Благодаря им, музыканты и композиторы передают в своих произведениях характеры персонажей, звуки природы и даже погодные явления. Например, звуки флейты очень похожи на пение птиц, переливы арфы напоминают волнение воды, а звучание челесты -хрустальный перезвон льдинок.

-Кого называют « музыкантом»?

-Человек, который играет на музыкальном инструменте, называется «музыкант».

-Кого называют «композитором»? (человека, который пишет музыку)

-Как называются знаки, которыми записывают музыкальные звуки? ( ноты)

(привести музыкальные примсеры)

-Что такое симфонический оркестр? ( группа музыкантов, играющих на разных музыкальных инструментах)

Звучит колокольчик.

-Слышите, это волшебный колокольчик приглашает вас послушать произведение в исполнении симфонического оркестра. Вы послушаете и скажите, о чём рассказала нам эта музыка.(ответы детей)

-Композитор Родион Щедрин назвал это произведение « Танец золотых рыбок».

При помощи музыкальных звуков он нарисовал картину подводного царства, изобразил движение волн и танец рыбок.

-Какие группы музыкальных инструментов входят в состав симфонического оркестра?

(струнные, духовые, ударные)Звучит колокольчик.

-Наш колокольчик приготовил вам задание: послушайте звучание музыкальных инструментов, назовите их и к какой группе симфонического оркестра они относятся.

Слайд (дети называют инструменты и группы оркестра)

Чтобы так играть на скрипке, трубе, флейте нужно долго учиться. Мы же с вами можем исполнять музыку только на детских музыкальных инструментах.

Назовите эти инструменты.( демонстрирует детские муз. инструменты)

Звенит колокольчик

-Колокольчик приглашает вас поиграть на музыкальных инструментах. Перед тем, как приступить к игре мы проверим свой слух. Игра « Отгадай предмет по слуху».

Ход игры:

а) рассматривание предметов. Лежащих на столе, прослушивание издаваемых ими звуков ( деревянные и металлические ложки, молоток, мяч, бумага, пустой пластиковый стакан и стакан с водой)

б)угадай предмет по звучанию(шуршание бумаги, стук металлических и деревянных ложек, молотка, удары мяча, звон стаканов)

-Теперь нам предстоит провести ритмическую разминку. Будьте внимательны. Чётко и правильно повторяйте заданный ритмический рисунок.( Игра « Ритмическое эхо»)-хлопаем, топаем.

-Мы исполним с вами « Турецкий марш» к/з Моцарта.

(игра на муз. инструментах)

Под музыку «Кикимора» Лядова в зале появляется Кикимора.

-Эй, здорово, ребятня! Не узнали вы меня?

Я -Кикимора лесная, ух какая заводная.

Что? На занятие собрались, причесались, заплелись,

Ручками захлопали, ножками затопали. Занятие проводить не дам!

Я музыку не выношу, колокольчик отниму!

(забирает колокольчик и убегает)

М.Р. Что же делать? Без волшебного колокольчика не заиграют наши музыкальные инструменты.

Учитель труда:

-Я знаю, как вам помочь. В начале нашей встречи Елена Николаевна говорила о том, что может звучать всё, что нас окружает. Давайте попробуем сами изготовить музыкальные инструменты и поиграть на них. Может тогда Кикимора полюбит музыку и вернёт нам волшебный колокольчик.

Группа детей изготавливает самодельные инструменты, остальные- собирают пазлы с изображениями музыкальных инструментов.

М.Р. Какие замечательные инструменты вы смастерили. Давайте сыграем на них р.н. песню « Ах, вы сени» и услышим их звучание.( дети играют на самодельных инструментах)

Входит Кикимора.

-Что слышу я? Опять играют.

И снова музыка звучит…

Ну что ж, ваша взяла-

Плохи Кикиморы дела.

Колокольчиком владей ( отдаёт колокольчик м.р.)

Пусть музыка придёт скорей.

Звучит колокольчик.

Учитель труда.

-Ты, Кикимора не спеши уходить. Ребята тебе сейчас расскажут стихи и покажут сказку с музыкальными инструментами, которые они сами изготовили.

(выходят дети)

1.

Играл весной оркестр лесной

Жук- усач был скрипач, шмель-мохнач был жужач

Дрозд- белобровка- на флейте ловко

Журавли были- в трубы трубили, дятел был- в барабаны бил

Тетерев шипел, соловей пел, филин слушать пришёл-у-у-ух, хорошо.

2.

Дудочку-погудочку смастерил я сам

Подражает дудочка разным голосам

Заиграю и запляшут бабочки, стрекозы

Заиграю и заскачут бабушкины козы

И букашки, и жуки, и коровы, и сверчки

Любят слушать дудочку, дудочку-погудочку.

3.

Я на коврике сидел и кастрюлями гремел

Прибежали мама с папой, дядя Федя с тётей Капой

Все кастрюли отобрали…

Но они ещё не знали, что припрятал я в углу сковородку и пилу.

Сказка про медведя.

Шёл по лесу медведь.(барабан)

Захотелось ему медка покушать. Вдруг видит он улей, полный мёда, а пчёлы в нём так и жужжат.(расчёска)

Знал медведь. Что связываться с пчёлами опасно, но уж больно мёда захотелось.

« Авось не покусают»-сказал медведь и полез в улей.

Три пчелы накинулись на него и стали больно жалить (расчёска).

Завыл медведь, застонал (голос-уууу). Еле ноги унёс! Бежит по лесу ( барабан), а сам пчёлам грозит: « Вот ужо я вас! Спилю сейчас сук побольше и всех разнесу!»

Вскарабкался на дерево, сел на самый толстый сук( барабан) и начал пилить его( тёрка).

Летела мимо птичка-синичка( дудочка). «Не пили , медведь, ветку. Гнёздышко моё разоришь и сам упадёшь!»- прощебетала птичка тоненьким голосом.

« Без тебя обойдусь!»-прорычал медведь в ответ. А сам пилит( тёрка).

Скакала по веточкам белочка(стакан)-: « Перестань , медведь пилить, всех бельчат разбудишь и сам упадёшь!».

« Скачи своей дорогой»- буркнул медведь. А сам пилит дальше.( тёрка)

Вылезли из своих нор маленькие зверьки: мышки, ёжики, кроты. Смотрят, а медведь всё пилит(тёрка).

Тут мимо ворона летела и каркнула во всё горло (голос) « Ой, медведь, упадёшь!»

Сук обломился ( смять пластиковый стакан) и рухнул.

Упал медведь с дерева ( барабан). Все бока отшиб. Заплакал, застонал: « Простите меня, друзья! Всех вас обидел и сам пострадал».

Пожалели звери незадачливого медведя. Помогли подняться.

И впредь ему наказали: « никогда не пили сук на котором сидишь!».

Цель: формирование основы музыкальной культуры учащихся , развивать музыкальные и творческие способности на основе синтеза различныз видов искусств.

Задачи:

*учить детей в многоголосной музыке слышать звучание разных инструментов, различать смену характера музыки, оттенки её настроения.

*закрепить знания о музыкальных инструментах.

*развивать изобретательность при изготоволении поделок из различных материалов.

Программное содержание.

*воспитывать в детях чувство красоты, желание слушать музыку. Эмоционально откликаться на неё.

*учить передавать в движении характер музыки; плавными, изящными движенями рук.

Учить различать группы музыкальных инструментов. Слышать и узнавать духовые инструменты (трубу, флейту)

*выступать в оркестре