Внеклассное мероприятие Оборона Древнерусского города

Оборона древнерусского города.

Цели внеклассного мероприятия:

1.Повторить и углубить исторические знания по периоду Древней Руси.

2.Развивать навыки самостоятельной творчески-поисковой, индивидуальной и групповой работы.

3.Воспитывать интерес к историческому прошлому своей страны.

Оборудование: задания для команд, черный ящик, ключи с ответами для жюри, видеофильм «Княжеская Русь», иллюстративный материал.

План проведения внеклассного мероприятия:

1. «Загадки Хроноса.»

2. «Историческая путаница» — тексты с ошибками и пропусками.

3. «Неизвестный город»

4. «Человек-загадка»

5. «Как наше слово отзовется»- задания на определение авторов высказываний, текстов документов и описываемых в текстах событий.

6. «Всякая всячина»

7. «Черный ящик»

8. «История в лицах»

9. Информация для болельщиков.

10. Подведение итогов игры.

Учащиеся должны знать:

- хронологию изучаемых событий;

- основные исторические факты по изученной теме «Древнерусское государство»;

- основные исторические источники по изученной теме;

- биографические сведения об основных политических деятелях указанного периода.

Учащиеся должны уметь:

- применять полученные знания в новой поисковой ситуации;

- использовать картографические сведения для исторических объяснений;

- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

- использовать изученные по теме термины для исторических описаний ;

- устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями.

Вступительное слово учителя:

Сегодня мы с вами перенесемся в далекое прошлое нашей страны. Это путешествие во времени мы совершим, используя собственное воображение и знания, полученные на уроках по теме «Древнерусское государство». Представьте ситуацию (учитель декламирует стихи).

Утро, пробуждается природа. Здесь живет народ,

Первые рассветные лучи Высокий и красивый,-

На воротах древнего поселка Светлоокие и сильные мужи,

Отблески оставили свои. Женщины, изящные, как ивы,

Дети, словно крепкие дубки.

Учитель: такие мирные картины жизни в древнейший период истории наших предков были не такими продолжительными, как хотелось бы многим жителям славянских поселений. Очень часто им приходилось отстаивать свое право на мирную жизнь.( Демонстрируется видеофрагмент из фильма «Княжеская Русь»)

Сегодня и мы с вами побываем в роли защитников древнерусского города. Только в качестве оборонительных укреплений мы будем использовать свои знания по истории древней Руси. Каждый правильный ответ станет своеобразным «кирпичиком» или даже целым блоком в крепостной стене воображаемого древнерусского города. Участники обороны города- это команды лучших знатоков истории Киевской Руси. Но помните, что от вас зависит не только исход игры, но и судьба воображаемого города. Итак, в путь!

Пропуском в мир прошлого станет задание №1.

Задание 1. Загадки Хроноса. Каждый правильный ответ оценивается в 2 балла.

Расставьте в хронологическом порядке буквы- события, и тогда вы сможете расшифровать слово и представить его для оценки жюри (в письменном виде). Это будет ваш пароль –вступление в игру и первые баллы за верные ответы.

1.

И — крещение Руси

Г- начало правления Владимира Мономаха

О – издание «Русской Правды»

С – призвание варягов на Русь

Р – месть княгини Ольги

Т – первый поход русичей на Царьград

Б – убийство князей Бориса и Глеба ( Ответтрибог)

2.

В – начало правления Владимира Святого

Р – «щит на вратах Царьграда»

И – установление уроков и погостов

И – создание «Правды Ярославичей»

И – начало правления Мстислава Великого

К – смерть Рюрика

Ч – строительство храма Святой Софии в Киеве (Ответ: кривичи)

Учитель. Дальнейшее путешествие затруднено из-за получения неполной и недостоверной информации от наших проводников. Вам предстоит исправить ошибки и выполнить задания №2.

Задание 2. Историческая путаница.

Текст с ошибками.

1) «Принятие Русью христианства летописный источник относит к 898г. В этот год князь Олег пошел походом на византийский город Константинополь, взял его и заставил византийского императора отдать его сестру Ольгу замуж за себя. После возвращения из похода в Киев князь заставил креститься всех жителей столицы, которые, по свидетельствам летописцев, не хотели этого делать и всячески сопротивлялись. Однако по приказу князя их насильно загоняли в Волхов и крестили.»

Ответ: 988г., князь Владимир, город Корсунь(Херсонес), сестру Анну, хотели и не сопротивлялись, Днепр.- 6 баллов

2) В 907г. князь Владимир Мономах пошел походом на Царьград. Греки, узнав о приближении русского войска, выслали встречные отряды и использовали против них греческий огонь. Тогда князь приказал на руках перенести по суше оставшиеся корабли до стен византийской столицы и прибил щит на ее воротах. Испуганные греки запросили мира и составили договор, по которому Русь платила Византии огромную дань и теряла привилегии в торговле.

Ответ: князь Олег; греческий огонь не использовался; корабли были поставлены на колеса; не Русь, а Византия платила дань; не теряла, а приобретала привилегии.- 5 баллов.

Тексты с пропусками «Страницы утерянной летописи»:

1. Летописец ………………….. .в12 веке связывал основание государства на Днепре с личностью князя. …………… ,жившего примерно в …….. веке. (. Нестор, князя Кия, 6 век — 3балла)

2. Объединение двух важнейших восточно-славянских центров произошло в …….. году при князе……………. . Тогда и образовалось у славян государство, которое называлось…………. ( 882г.лег,Русь или Киевская Русь -3балла)

3. Около ……….. года трое братьев …………………… вместе со своими боярами дополнили «Правду Ярослава»( 1072г., Ярославичи -2 балла)

4.В ……. году древляне во главе со своим князем …………….. подняли восстание и перебили дружину великого князя ………………Это было восстание за былую независимость и одновременно выступление против насилия со стороны рождающегося государства.( 945г., Мал, Игорь — 3 балла.)

Учитель. Древнюю Русь называли Гардарикой – страной городов. Какой же именно город может стать целью нашего путешествия? Какой город нуждается в нашей защите?

Задание3. Неизвестный город. Правильное выполнение заданий оценивается в 1 балл.

1. Этот город возник в землях полян………………….(Киев)

2.Здесь крестилась княгиня Ольга…………………….(Константинополь)

3.Этот город мог стать столицей Руси при Святославе …………..(Переяславец )

4.Этот город основан при Ярославе Мудром в землях эстов и получил название от его христианского имени………………..(Юрьев)

5.В этом городе находится Аскольдова могила………………..(Киев)

6.Он раскинулся по берегам реки. Две его части соединял широкий деревянный мост. Как и всякий город ,он являлся крепостью. Большой достопримечательностью города были бревенчатые мостовые. В центре города находилась площадь, на которой обсуждались все важнейшие дела………(Новгород)

7.В этом городе принял крещение князь Владимир…………(Корсунь или Херсонес)

8.Эта степная столица половцев подверглась нападению русичей во время их крестового похода в степь…………………..(Шарукан)

Учитель. Внимание! Нам впервые встретились первые известные исторические личности. Определите, о ком идет речь.

Задание 4. Человек- загадка.

Правильно выполненное задание оценивается в 1 балл

1. Он крестил Новгород « огнем и мечом»………………… (Добрыня)

2.Его называли Окаянным…………………….. (Святополк)

3.Он в походах не возил с собой ни возов, ни котлов …………………. (Святослав)

4.Этих братьев называют первыми русскими святыми …………… ……………. (Борис и Глеб)

5. Несмотря на то, что с детства он был хромым и не отличался большой физической силой, этот человек сам водил войско в бой и проявлял личную храбрость ………………………….(Ярослав Мудрый)

Учитель. Неоценимую помощь в нашем путешествии окажут крылатые выражения и древние тексты. Вам необходимо выполнить новое задание.

Задание 5. «Как наше слово отзовется…»

Назовите авторов высказываний: правильный ответ оценивается в 1балл.

А) «Иду на вы!» (Святослав)

Б) «Вот я покидаю мир этот, сыны мои, живите в любви. В Киеве сядет старший сын- Изяслав, а Святославу даю Чернигов, а Всеволоду — Переславль.» (Ярослав Мудрый)

В) «От этого ли черепа принять мне смерть?» (Олег)

Г) «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить на Дунае – там середина земли моей» (Святослав)

Д) «Чужой земли ты, князь ищешь, а свою покинул, и нас чуть было не взяли печенеги.» (киевляне о Святославе)

Е) «Есть, княже, у меня сын, который обладает большой силой. Один раз он разорвал руками кожу быка, которую мял в чане…» (отец Никиты Кожемяки обращался к князю Владимиру перед боем с печенегами)

Ж) «Не добра дань та: мы доискались ее оружием, острым с одной стороны,- саблями, а у этих оружие обоюдоострое- мечи, станут они когда-нибудь собирать дань и с нас, и с иных земель.» (Хазарские старцы о славянах)

З) «Да не посрамим земли русской» (Святослав)

Узнайте событие: название события и даты его осуществления оцениваются в 2 балла.

1) «Зачем губим Русскую землю, на себя ссоры навлекая. А половцы землю нашу расхищают и радуются. Да объединимся чистосердечно и будем охранять Русскую землю, и пусть каждый владеет отчиной своей» ( Любечский съезд 1097г.)

2) «Изгнали варягов за море и не дали им дани, и начали сами собой владети, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который владел бы нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги звались русью, как другие называются шведы, и иные норманны и англы. Сказали руси чудь, славяне, и кривичи, и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет…» (призвание Рюрика на княжение 862г.)

Узнайте название текста: за правильное название-1балл.

1. «Если кто убьет княжеского мужа как разбойник, а члены верви убийцу не ищут, то виру за него в размере 80 гривен платить той верви, на земле которой будет обнаружен убитый; в случае убийства людина платить 40 гривен…» ( «Русская правда»)

2. «…На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод; ни питью, ни еде не потворствуйте, ни сну; сторожевую охрану сами наряжайте, и ночью, расставив воинов со всех сторон, ложитесь, а рано вставайте; а оружия снимать с себя не торопитесь, не оглядевшись, из-за ленности внезапно ведь человек погибает….» Поучение» Владимира Мономаха)

Учитель. В любом путешествии всегда встречаются разные неожиданности. Такими неожиданностями станут для вас вопросы задания №6.

Задание 6. «Всякая всячина»

Правильные ответы оцениваются в 1 балл.

1.Так называлась торгово-ремесленная часть городов. (посад или подол)

2.Так назывался предмет для письма на бересте. (писало)

3. Так славяне называли своих умерших предков- покровителей, защитников от злых духов (чуры или пращуры)

4.Именно этими продуктами питания на Руси встречали гостей в доме. (хлеб и соль)

5.Какого по счету Владимира называли Мономахом? (второго)

6. Сколько лет было Владимиру Мономаху, когда он стал править в Киеве? (60 лет)

7.Какой князь, по подсчетам историков, за свою жизнь совершил около 50 походов? (Святослав)

8.Сколько сыновей было у князя Святослава? (трое- Олег, Ярополк,Владимир)

9. Как звали третьего правителя Руси? (Игорь)

10. В усобицу сыновей Владимира Красное Солнышко вмешался правитель этого государства. ( Польши)

11. Эта богиня считается наиболее почитаемым женским божеством у славян. (Макошь)

12.Таково расстояние между Царьградом и Константинополем. (это одно и то же название столицы Византии)

Шарады (за верный ответ- 2балла)

А) первый слог – небольшой ресторан, где посетителей обслуживают за стойкой;

второй – русское национальное блюдо;

третий – предлог;

целое – одна из феодальных повинностей.

(Бар-щи- на)

Б) Где первый слог мой отыскать?

Он как призыв звучит в беде.

Второй – занятье рыбака.

А третий – ты поставишь сам, и о себе.

Сложи все слоги, и готов ответ:

Феодального общества без них нет. (Сос- лов- ия)

Учитель. А теперь таинственное задание для самых сообразительных и бесстрашных. Только помните, что для настоящих защитников города важны не только мужество, но и осторожность.

Задание 7. « Черный ящик»

Команды по описаниям должны отгадать, что содержится в черном ящике. У каждой команды есть право только на один ответ, и если будет дан неверный ответ, то команда теряет возможность давать повторные ответы.

В этом ящике находится то, что:

- бывает необходимо грибнику и ягоднику;

- используют иногда туристы и охотники для разжигания костра;

- это то, что дало много сведений археологам о жизни древнего Новгорода;

-это то , что использовалось как материал для письма в древней Руси.

(Береста)

Учитель. Следующее задание тоже на определение быстроты реакции и осторожности.

Задание 8 «.История в лицах» (оценивается в 2 балла).

Назовите имена исторических деятелей, о которых идет речь в представленных описаниях . У каждой команды есть право только на один ответ, и если будет дан неверный ответ, то команда теряет возможность давать повторные ответы

1.Именно этот человек ( княгиня Ольга)

- управлял государством не от своего имени, а от имени сына, который был малолетним;

- соблюдая традиции своего времени, жестоко отомстил за гибель близкого человека;

- провел первую в истории Руси налоговую реформу, установив размеры дани и места ее сборов;

- принял личное крещение в Византии

- это первый факт в истории, когда на престоле Руси сидела женщина.

2) (Владимир Святой)

Этому князю летописец уделял очень много внимания на страницах «Повести временных лет»:

- от своего отца он получил в управление Новгород;

- киевский престол он отвоевал у своего старшего брата, что считается первой усобицей на Руси;

- этот князь создал первую оборонительную линию на южных рубежах Руси, куда отправил служить воинов из северных земель;

- с именем этого князя связаны первые религиозные реформы в стране.

3. (Илларион)

Древний источник сообщал об этом человеке:

- «Муж благ, и книжник, и постник»

- служба его началась в селе Берестове, загородной резиденции великих князей;

- в середине 11 века он написал знаменитое произведение « Слово о законе и благодати», прославляющее Русь;

- в 1051г. он был выбран митрополитом, впервые без участия Византии.

4. ( Перун)

Его описания сохранили даже самые древние сказания:

- в них он был и пахарем, и кузнецом, статным, высокого роста, с черными волосами и длинной золотой бородою;

- его жена покровительствовала браку и семейному счастью, хотя ее имя дословно переводится как «мать наполненных корзин»;

- по преданию, его стрелы возвращались на поверхность земли лишь через три или семь лет;

- его деревянное изображение имело на серебряной голове золотые усы;-

- он покровительствовал князю и его дружине;

- это славянский бог грома и молнии.

Учитель. Наше путешествие подходит к завершению. Предоставим право жюри подвести итоги и определить, какая из команд собрала наибольшее количество баллов- оборонительных блоков для защиты древнерусских городов. А пока уважаемое жюри выполняет сложную работу по определению победителей, я предлагаю болельщикам проверить свои силы в ответах на самые сложные вопросы.

Информация для болельщиков.

Знаете ли вы:

1. У древних славян особо ценились деревья с пробитым молнией продольным дуплом. Для чего служили эти деревья? (для изготовления лодок)

2.Древние славяне, как и другие язычники, приносили скот в жертву богам. Позднее жертвенное животное стали заменять фигуркой, испеченной из теста. Как называлась эта фигурка, а потом и хлебное изделие? (Обычно это была фигурка коровы и называлась испеченное изделие – коровай или каравай)

3. На заре цивилизации люди считали так: один, много. Потом – один, два, много. И так далее. Папуасы Новой Гвинеи при Миклухо-Маклае считали до пяти, после чего шло все то же много. А вот математики и филологи, проанализировав русский язык, выяснили, что предки славян могли считать лишь до( шести, так как во многих русских пословицах и поговорках эквивалентом понятия «много» выступает число 7)

4.По представлениям африканского племени масаев, души умерших предков вселяются в мух. А в кого, по мнению древних славян, вселялись души умерших женщин? бабочек, отсюда и их название)

5.Во время раскопок в Новгороде археологи часто находят деревянные палочки, которые раньше использовались для гигиены ушной раковины. Как называли человека, который уделял обработке своих ушей слишком много времени и внимания? ( копуша)

6.Иностранцы обычно называют русских Иванами, а мы их – Жанами или Джонами. А как древние славяне называли варягов, которые не понимали ни слова по-русски? (Олафами или олухами)

7.Именно так связаны между собой по смыслу слова: ковать и коварный. (Они связаны с работой кузнецов, которые в древности имели свои секреты, особенно в изготовлении оружия. Поэтому со временем стали говорить «коварный» в смысле хитрый, лукавый.)

8.Иенно это, по свидетельству греческих историков, было высшим счастьем для славянских воинов. (погибнуть в битве)

9.Слово «ошеломить» значит – сильно удивить, поразить чем-нибудь воображение. А каково первоначальное значение этого слова? (В древности на Руси шлем назывался шелом .Во время боя воины, получая удар палицей по шлему, иногда падали без сознания. Они были ошеломлены.о., ошеломить первоначально означало –сбить шлем, оставить без шлема)

10.Так появилось выражение « зарубить на носу». (Это выражение означает: запомнить надолго. «Носом» называли памятную дощечку для записей. На ней делали зарубки на память и всегда носили с собой)

11.Рубашка.Эту простую одежду славяне носили круглый год. Как появилось название? (Когда рубили полотно, получался руб — кусок ткани. Из него сооружалась рубаха. А, «украсив» рубаху рукавами, одежду называли рубашкой. Кстати, грубую, ветхую одежду, обноски называли рубищем.)

12.Особо важные тексты писали на пергамене – специально обработанной телячьей коже. На Руси такая кожа называлась именно так. ( Возможно, актер Дмитрий Харатьян и не знает, что его фамилия происходит от древнерусского слова харатья, означающего телячью кожу, из которой делали пергамен.)

Отгадайте русскую загадку: И копали меня, и крутили меня. На пожаре я был, на базаре я был.

А как молод я был – все людей кормил.

Упаду – кости вокруг разлетаются, но собаки к костям не кидаются.

( Глиняный горшок)

Ключи к заданиям:

Загадки Хроноса -1) Стрибог 2) кривичи Каждый правильный ответ оценивается в 2 балла



Страницы: 1 | 2 | Весь текст