Внеклассное мероприятие МВ Ломоносов

Внеклассное мероприятие посвящённое М.В. Ломоносову

Цели:

Образовательные:

- дополнить и углубить знания о жизни и деятельности М.В. Ломоносова;

- способствовать накоплению сведений об истории родной страны;

- продолжить ведущуюся на уроках работу по обогащению словарного запаса, способствовать формированию и развитию культуры речи;

- формировать умение говорить, слушать и понимать устную речь;

- учить навыкам подготовки и проведения устного выступления.

Воспитательные:

- формировать чувство патриотизма, воспитывать уважение, любовь к истории страны;

- способствовать возникновению интереса к сильной, незаурядной личности, сыгравшей великую роль в судьбе нашей страны; обратить внимание учащихся на М.В. Ломоносова в качестве примера для подражания;

- вырабатывать усидчивость и внимание;

- прививать навыки культуры поведения во время общественных мероприятий.

Развивающие:

- вырабатывать у обучающихся интерес к чтению, к поиску новой информации;

- развивать речевые способности;

- способствовать укреплению памяти;

- формировать логическое мышление.

Методы проведения:

1. Репродуктивный

2. Творческий

Форма проведения – комбинированный классный час:

1. Элементы устного журнала

2. Поэтический монтаж

3. Видеопросмотр

4. Конкурсы

Междисциплинарные связи:

1.История

2.Русский язык и культура речи

3.Математика

4. Изобразительное искусство

Методическое обеспечение:

1) Портрет М.В. Ломоносова

2) Рисунки, выполненные учащимися.

3) Слайд-шоу

3. Музыкальное сопровождение (любые музыкальные произведения, подходящие к теме: из кинофильма «Михайло Ломоносов», песни Северного русского народного хора, классическая, лютневая музыка и т.д.)

Оснащение:

1. На доске:

- эпиграфы к мероприятию:

… может собственных Платонов

и быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать!

М.В. Ломоносов

Жалею только о том, что не мог я совершить всего того, что предпринял я для пользы отечества, для приращения наук и для славы Академии.

М.В. Ломоносов

Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенной силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения, жажда науки была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей, Историк, Ритор, Механик, Химик, Минералог, Художник и Стихотворец – он всё испытал и всё проник.

А.С. Пушкин

Классный час состоит из десяти основных частей:

Представление команд.

Сценка из детства М.Ломоносова.

Сценка «Хорошо ли быть Ломоносовым».

Слайд-шоу.

Выступления обучающихся с краткими сообщениями об основных фактах жизни и деятельности М.В. Ломоносова.

Монтаж «Поэтический венок» М.В. Ломоносову.

Конкурс на лучшее знание жизни и деятельности М.В. Ломоносова.

Математический конкурс.

Конкурс по изобразительному творчеству.

Литературный (синквейн)

1.-Добрый день, я рада вас приветствовать в клубе веселых и находчивых.

Сегодня состоится игра – викторина между учащимися 7 и 8 класса.

-Чтобы начать наш конкурс нам необходимо выбрать членов жюри.

1. Представление команд.

2. (под музыку ученица читает стихотворение)

В синем небе солнце светит.

С неба чайка в воду метит.

К морю катится Двина,-

Величава и полна.

А вокруг её просторы-

Богом данный колорит.

Славный город Холмогоры

Там на острове стоит.

Необъятно велика

Холмогорская лука.

А в луке-то холмогорской,-

Всё российской, не заморской,-

С незапамятных веков

Сорок с лишком островов,

А над ними — царь-душой-

Самый добрый и большой.

Лесов сосновые палаты –

На весь невиданный простор.

Там облака движенью внемлют

Священных рек, целебных вод.

И в эту сказочную землю

Река пленительно зовёт.

И не страшны с ней лихолетья.

Она — как сказка наяву.

Её щедротами столетья

Народы многие живут.

Она прекрасна и нетленна,

Сокровищ и щедрот полна.

Она — достоинство Вселенной,

Отрада Севера — Двина.

3.-В этом уголке испокон века жили не чем не примечательные люди, такие – же, как и в других уголках необъятной России. И однажды на берегу ледовитого моря произошел такой случай.

4.Сценка 5 класса

5.-Как вы думаете, ребята о ком рассказывается в этом эпизоде?

Обычные, да не совсем, а почему вы узнаете, посмотрев сценку 6 класса.

6.-Как вы думаете, ребята, почему этих людей можно назвать необычными?

7.-Действительно Ломоносов своей жизнью доказал что,

… может собственных Платонов

и быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать!

8.Основные факты жизни и деятельности М.В. Ломоносова

1 рассказчик: Михаил Васильевич Ломоносов родился 19 ноября (по старому стилю — 8 ноября) 1711 года в деревне Мишанинской, Куростровской волости, Архангельской губернии в семье помора. Отец, Василий Дорофеевич, был государственным крестьянином, ходил в море на промысел. Мать, Елена Ивановна, в девичестве Сивкова, вела домашнее хозяйство. Михайло (именно так звали Ломоносова с детства, так он любил называть себя сам) был мальчишкой смышлёным, очень к знаниям тянулся, всё его интересовало. Обучался «российской грамоте» у соседа Ивана Шубного и местного дьячка Семёна Сабельникова. Первыми учебниками Ломоносова были «Грамматика» Мелентия Смотрицкого и «Арифметика» Леонтия Магницкого. Но хотелось поучиться «настоящим наукам», пробиться к знаниям через все преграды, против воли отца в морозную декабрьскую ночь 1730 года с рыбным обозом отправился в Москву. Путь предстоял трудный, долгий, но он дошёл. И не только дошёл, но и сумел поступить в единственную тогда школу в Москве, которая называлась Славяно-греко-латинская академия. Пришлось пойти на обман, назвавшись сыном дворянина, иначе бы не приняли. В 19 лет впервые сев за парту, Ломоносов с великим прилежанием и интересом взялся за учёбу, сразу выделился среди учеников своими исключительными способностями. Через полгода его перевели из нижнего класса во второй, ещё через полгода — из второго — в третий. Но страсть его к наукам была столь велика, что удовлетворения от получаемых знаний не испытывал. Уже были прослушаны курсы географии, истории, арифметики, прочитаны книги по философии и мироведению в академической библиотеке, а ответов на многие свои вопросы юноша не находил. В 1734 году по его просьбе Ломоносова отпускают поучиться в Киево-Могилянской академии, но он вскоре возвращается в Москву, не находя и в Киеве чего-то нового для себя. Большой перелом происходит в судьбе Ломоносова в 1735 году, когда его в числе лучших 12 учеников отправляют в Петербургскую академию наук для дальнейшего обучения. А в 1736 году, уже из Петербурга, в числе лучших трёх студентов Ломоносов едет за границу, в Германию, для изучения горного дела. Сначала им надо было поучиться в университете города Марбурга, а затем во Фрайберге у знаменитого химика, минералога Генкеля.

2 рассказчик: Здесь, в Германии, Ломоносов не только учился у других, но и проявил недюжинные способности и знания: в 1738 году отправил в Петербургскую академию наук своё первое научное сочинение по физике; в 1739 году закончил «Физическую диссертацию…»; начал работу по изучению правил стихотворства; написал и послал для публикации в Петербург оду «На взятие Хотина» и т.д. Не поладив с мрачным, ворчливым и властным Генкелем, Ломоносов ушёл из Фрайберга. Путешествовал по Германии и Голландии, много пережил и повидал, чуть не попал в солдаты, но сумел избежать военной службы. В Германии встретил свою любовь – немку Елизавету Цильх, которая стала его женой. В 1741 году Михайло Ломоносов возвращается в Петербург. В это время он увлекается многими научными вопросами. В 1742 году зачислен в штат Петербургской Академии наук адъюнктом (младшим научным сотрудником) «физического класса». А дальше – грандиозная научная работа в самых различных областях: физике, химии, читает студентам лекции по физической химии, формирует «всеобщий закон природы», то есть закон сохранения материи и движения и делает многое другое. Главной своей специальностью считает всё-таки химию. В 1745 году получил звание профессора именно по этой науке. Создаёт первую в России химическую лабораторию. С таким же интересом Ломоносов работает и в области языка и литературы: пишет «Краткое руководство к красноречию», в 1750 году создаёт трагедию «Тамира и Селим» (1 декабря была представлена при царском дворе), а в 1751 году выходит в свет первое «Собрание разных сочинений в стихах и в прозе Михайла Ломоносова». В 1752 году появляется трагедия «Демофонт». В декабре того же года сочинено «Письмо о пользе Стекла». Именно в это время учёный увлёкся созданием мозаики – цветного стекла, из которого будет творить великолепные картины. В 1752 году закончена первая – «Мадонна», сделанная с картины римского живописца Соламены. Потом будут другие – яркие, самобытные. Самая знаменитая из них создана в 1764 году – «Полтавская баталия», в центре её – кумир, идеал Ломоносова – царь Пётр Великий. Не случайно Ломоносов будет избран почётным членом Петербургской Академии художеств, он и в живописи сказал своё слово.

3 рассказчик:

Но не всё так легко и гладко было на его пути: в июле 1753 года во время проведения опытов по изучению атмосферного электричества был убит молнией профессор Рихман, работавший вместе с Ломоносовым. Тяжело переживал Михайло Васильевич смерть друга. Трудно было и в Академии. Там так много учёных-иностранцев, которых принимали в России с приниженным почтением, доверяя им как единственно возможным авторитетам. Они чувствовали себя в России свободно и уверенно: не допускали даже мысли, что русский человек, выходец из «мужиков», может обладать недюжинным умом, да ещё и сметь оспаривать устоявшиеся научные взгляды. Да и некоторые русские коллеги-учёные не хотели смириться с его превосходством, не понимали, боялись: слишком неординарен был Ломоносов, поражал, удивлял и даже пугал мощью ума, грандиозностью и размахом планов, целеустремлённостью. На него писали доносы, стремились поссорить с властями, подстраивали подлости, мешали работать. Как много времени и сил было потрачено Ломоносовым на то, чтобы отвечать оппонентам, писать многочисленные прошения, обращаясь к придворным вельможам, к самой царице, и объяснять свои поступки желанием трудиться только на благо российской науки, во имя величия России. Всё время приходилось бороться, отстаивать право на научную работу, на своё слово в науке. Какая же сила духа была у этого человека! Какой мощный характер! Особенно важным станет в жизни Ломоносова 1755 год: в Москве торжественно открывается университет. Это его стараниями, настойчивыми требованиями, прошениями удалось добиться открытия в России первого университета. Учёный уверен, «…что может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов российская земля рождать», а университет будет этому способствовать. Правда, на торжественное открытие университета сам Михайло Васильевич не был приглашён. Но ничего, главное – университет создан, он есть! Ему же самому надо торопиться – вперёд, вперёд, ещё так много планов, задумок, сколько ещё надо узнать, понять, доказать, поведать миру!

4 рассказчик: Ломоносов завершает грандиозную работу над «Российской грамматикой», строит собственную мозаичную мастерскую, организует домашнюю химическую лабораторию и мастерскую оптических приборов, работает над созданием «ночезрительной трубы», произносит «Слово о происхождении света», «Слово о рождении металлов от трясения земли», «Рассуждение о большей точности морского пути». Создаёт ряд навигационных приборов, пишет исторические, географические работы, две первые части поэмы «Пётр Великий» и так далее, так далее, так далее…Он уже не только профессор Петербургской Академии наук, но и член Академической канцелярии – высшего административного органа Академии. Назначен директором Географического департамента Петербургской Академии наук, становится во главе Академической гимназии и Академического университета. Его избирают почётным членом Шведской академии наук, членом Болонской академии наук. Сколько сделано, изучено, открыто, а сколько ещё хотелось! Сам Ломоносов составил перечень своих научных работ, назвав его» Роспись сочинениям и другим трудам советника Ломоносова», собрал отзывы о своих работах и оформил их как «Свидетельства о науках советника Ломоносова». В 1765 году, 28 января, последний раз присутствовал на заседании Академического собрания. 4 апреля 1765 года в пять часов вечера Михаил Васильевич Ломоносов скончался. Имя Ломоносова осталось не только в памяти учёных, которые до сих пор удивляются его научной прозорливости, пользуются его открытиями, но и в географических названиях: его родное село носит имя Ломоносова, Город Ораниенбаум в Ленинградской области тоже назван Ломоносов. Его имя – в названиях улиц, проспектов, библиотек, школ, лицеев, университетов, театров и так далее. Ему посвящают свои произведения поэты и писатели, драматурги и кинорежиссёры, художники пишут картины. О нём помнят и говорят с гордостью и восхищением как о великом русском учёном, гении и как о сильной личности, незаурядном человеке!

Звучит музыкальный фрагмент.

9.»Поэтический венок» М. В. Ломоносову

(Читается на музыкальном фоне)

1 чтец: В соседстве двух морей, на родине

метели,

Вблизи бродящих льдов и стужи он

рождён;

Снегами полюса он встречен у купели

И пышным севера сиянья озарён.

Покинув дом отца, в стране чужой,

далёко,

как хлеба, он искал познаний и наук.

Он в тайны естества сошёл умом глубоко

И первый вырвал нам из лиры стройный

звук.

(С. И. Стромилов. Ломоносов)

2 чтец: О дивный муж!.. С челом открытым,

С орлиным взглядом, как глядел

На оном море Ледовитом

На чудеса господних дел,-

Наукой осиян и рвеньем

К величью родины горя,

Явился ты – осуществленьем

Мечты великого царя!

Твоею ревностью согретый.

Очнулся русский дух с тобой:

Ты лучших дел Елизаветы

Был животворною душой,

Ты дал певца Екатерине,

Всецело жил в ея орлах,

И отблеск твой горит и ныне

На лучших русских именах! (А.Н. Майков, Ломоносов)

3 чтец: Не бездарна та природа, не погиб ещё тот край,

Что выводит из народа столько славных, то и знай,-

Столько добрых, благородных, сильных любящей душой,

Посреди тупых, холодных и напыщенных собой! (Н.А.Некрасов, Школьник)

4 чтец: Куда бежать от сплетен и доносов?!

В просторных залах смрадно, как в аду!

И вот опять Михайло Ломоносов

Шумит в академическом саду.

Строптивый сын архангельских поморов,

Прямой, как ветер северной реки,

Он сохранил неукротимый норов

И песни, что певали рыбаки.

Не он ли в школе Заиконоспасской

Одной латынью голод утолял,

Молокососов укрощал указкой

И сметкою монахов удивлял?

5 чтец: Поднявшись вне параграфов и правил,

Везде дыханьем родины храним,

Не он ли в старом Марбурге заставил

Немецких буршей трепетать пред ним

Не он ли дал российской музе крылья,

Нашёл слова, звучащие, как медь!

Доколе ж иноземное засилье

Придётся в Академии терпеть?

В неё вошёл, достойный славы россов,

Как беломорский ветер молодой,

Крестьянский сын Михайло Ломоносов,

Родившийся под северной звездой.

(Н.И. Рыленков, Ломоносов)

6 чтец: Седые гривы вознося до звёзд,

Дыша солёной горечью морскою,

Ломает мачты ледяной норд-ост,

Пропахший палтусиной и трескою.

И юноша с Двины, из Холмогор,

Приобретает в этой грозной школе

Талант вставать ветрам наперекор

И навыки бесстрашия и воли.

7 чтец: Нет, ничего вокруг не проглядел

Могучий ум, внимательный и щедрый.

Его пути — ветрам наперерез.

Его стремленья – благо для народа.

Жизнь человека – чудо из чудес!

Всего-то пятьдесят четыре года!

Нет тишины, да и покоя нет.

Жизнь человека – вечное горенье.

И первый русский университет,

Его надежда и творенье…

И — что уж там!- он создан,

он стоит,

Наш первый,

наш Российский,

наш Московский!

Теперь и в землю не обидно лечь.

Свершён на свете подвиг человека.

И минуло уже три века -

Россией Ломоносов не забыт!

( М.И. Алигер. из поэмы «Ломоносов»)

8 чтец: И мы, признательные внуки,

Его всем подвигам благим



Страницы: 1 | 2 | Весь текст