Внеклассное мероприятие Литературная гостиная

Литературная гостиная

«Тема Родины в стихах русских поэтов»

Учитель русского языка и литературы: Мавлекиева А.З.

Цель занятия:

Воспитание патриотизма, гражданственности, чувства любви к Родине.

Оборудование:

Портреты русских писателей, словарные слова, картины художников, выставка книг, презентация.

Ход мероприятия.

Ведущий: «О светло светлая и украсно украшена земля русская. И многими красотами удивлена еси, реками и кладязьми месточестными, горами крутыми, холми высокими, дубравами чистыми,польми дивными, зверьми различными, птицами бесчисленными, городы великими,селы дивными… Всего еси исполнена земля русская…» Это строки из древней летописи. (Слайд)

С давних времен тема родины стала главной. Ей посвящали вдохновенные строки Жуковский и Пушкин, Рылеев и Кюхельбекер, Баратынский и Кольцов, Некрасов и Тютчев. Сегодня мы попробуем определить, какой видится нам Родина в стихах современных поэтов, подумаем, из чего складывается наше чувство Родины.

Ученик читает отрывок из поэмы «Россия» А.А. Прокофьева в сопровождении музыки и слайдов.

Александр Прокофьев

Россия

(Вступление к поэме)

Сколько звезд голубых, сколько синих,

Сколько ливней прошло, сколько гроз.

Соловьиное горло — Россия,

Белоногие пущи берез.

Да широкая русская песня,

Вдруг с каких-то дорожек и троп

Сразу брызнувшая в поднебесье

По-родному, по-русски — взахлеб;

Да какой-нибудь старый шалашик,

Да задумчивой ивы печаль,

Да родимые матери наши,

С-под ладони глядевшие вдаль;

Да простор вековечный, огромный,

Да гармоник размах шире плеч,

Да вагранки, да краны, да домны,

Да певучая русская речь!

Каждый день был по-своему громок,

Нам войти в эти дни довелось,

Сколько ливенок, дудочек, хромок

Над твоими лугами лилось!

Ты вовек не замолкнешь, родная,

Не померкнут веснянки твои,

Коль сейчас по переднему краю

Неумолчно свистят соловьи!

Все равно на тропинках знакомых

И сейчас, у любого крыльца,

Бело-белая пена черемух

Льется, льется — и нет ей конца!

1943-1944

1: Россия. В этом коротком слове – необъятность. Из одного слова рождается бесконечное множество картин, они, словно наплывая, сменяют друг друга: белые березовые рощи, старые избы, задумчивые ивы, вековечный простор полей, приметы сегодняшнего дня.

Родина. Вслушаемся в это слово. Известный политик писал, что в нем слышится отзвук слов: «родник», «родня»,«народ», «природа». И наше чувство Родины тоже складывается из разных представлений: больших и малых, но одинаково дорогих сердцу. Пожалуй, лучше всего об этом сказал советский поэт К.М. Симонов.

Ученик читает стихотворение «Родина» К. Симонова.

Константин Симонов

Родина

Касаясь трех великих океанов,

Она лежит, раскинув города,

Покрыта сеткою меридианов,

Непобедима, широка, горда.

Но в час, когда последняя граната

Уже занесена в твоей руке

И в краткий миг припомнить разом надо

Все, что у нас осталось вдалеке,

Ты вспоминаешь не страну большую,

Какую ты изъездил и узнал,

Ты вспоминаешь родину — такую,

Какой ее ты в детстве увидал.

Клочок земли, припавший к трем березам,

Далекую дорогу за леском,

Речонку со скрипучим перевозом,

Песчаный берег с низким ивняком.

Вот где нам посчастливилось родиться,

Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли

Ту горсть земли, которая годится,

Чтоб видеть в ней приметы всей земли.

2: А вы никогда не задумывались, почему именно береза стала поэтическим символом России? Наверное,сказители и поэты видели в березе ту нежную женственность, ту милую и задушевную красоту, ту светлую гордость, которая звучала для них в имени «Россия».«Чета белеющих берез» – это часть лермонтовской Родины, «страной березового ситца» предстала она перед Есениным. И в стихах современных поэтов береза сливается с образом России. Вот как писал о ней поэт О.Н. Шестинский.

Ученик читает стихотворение О.Н.Шестинского:

О.Н.Шестинский

Без березы не мыслю России,—

так светла по-славянски она,

что, быть может, в столетья иные

от березы — вся Русь рождена.

Под березами пели, женили,

выбирали коней на торгах;

дорогих матерей хоронили

так, чтоб были березы в ногах.

Потому, знать, березы весною

человеческой жизнью живут:

то смеются зеленой листвою,

то сережками слезы прольют.

3: Каждый человек –своего рода первооткрыватель. Он идет к старым, как мир, истинам своим путем. И каждый человек, вступая в жизнь, открывает для себя великое слово – Родина. А что такое Родина? С чего она начинается? (ответы детей)

Звучит песня «С чего начинается Родина».

4: Родина со своим особым обликом, со своей красотой предстает человеку в детстве и остается с ним на всю жизнь, как у поэта Н.Рубцова.

Ученики читают стихотворения «Тихая моя Родина» и «Звезда полей» Н.Рубцова.

Николай Рубцов

«Тихая моя родина!..»

Тихая моя родина!

Ивы, река, соловьи…

Мать моя здесь похоронена

В детские годы мои.

- Где тут погост? Вы не видели?

Сам я найти не могу.-

Тихо ответили жители:

- Это на том берегу.

Тихо ответили жители,

Тихо проехал обоз.

Купол церковной обители

Яркой травою зарос.

Там, где я плавал за рыбами,

Сено гребут в сеновал:

Между речными изгибами

Вырыли люди канал.

Тина теперь и болотина

Там, где купаться любил…

Тихая моя родина,

Я ничего не забыл.

Новый забор перед школою,

Тот же зеленый простор.

Словно ворона веселая,

Сяду опять на забор!

Школа моя деревянная!..

Время придет уезжать -

Речка за мною туманная

Будет бежать и бежать.

С каждой избою и тучею,

С громом, готовым упасть,

Чувствую самую жгучую,

Самую смертную связь.

Звезда полей

Звезда полей, во мгле заледенелой

Остановившись, смотрит в полынью.

Уж на часах двенадцать прозвенело,

И сон окутал родину мою…

Звезда полей! В минуты потрясений

Я вспоминал, как тихо за холмом

Она горит над золотом осенним,

Она горит над зимним серебром…

Звезда полей горит, не угасая,

Для всех тревожных жителей земли,

Своим лучом приветливым касаясь

Всех городов, поднявшихся вдали.

Но только здесь, во мгле заледенелой,

Она восходит ярче и полней,

И счастлив я, пока на свете белом

Горит, горит звезда моих полей…

5: Родина – родимый край,родина – родная природа. Мы взрослеем, растем, вместе с нами растет, ширится понятие «Родина». Мы начинаем ощущать себя ее частицей.

Он омыт в светлом роднике народных песен, его гранили и оттачивали художники.

Ученики рассказывают под музыку:

Показ слайдов.

6. И.И.Шишкин «Рожь». Все в картине проникнуто чувством покоя –летнее небо с медленно плывущими облаками, неподвижно стоящие среди поля огромные сосны, тучные колосья, склонившиеся под своей тяжестью к земле, белые ромашки и голубеющие в золоте ржи васильки, наконец, сам воздух, прозрачный, неподвижный, застывший. Полуденный пейзаж – это образ России.

7. В. Н. Бакшеев «Голубая весна». С удивительным мастерством создает Бакшеев из стволов деревьев причудливое кружево, придающее композиции картины своеобразное ритмическое движение. Прозрачные тени, солнечные блики дополняют это движение, как бы вовлекая зрителя в радостный весенний хоровод. «Природа так многогранна, что всегда найдется, что о ней сказать, еще ни кем не сказанное. Вся история русского пейзажа – наилучшее этому свидетельство» –писал В. Бакшеев.

8. И.К.Айвазовский «Черное море». Далек горизонт, но на морской глади проглядывают небольшие волны. И вот они уже близко, они выросли и стали огромными грядами волн, вскипающими кое-где беляками. В небе чистая лазурь сменяется цепью облаков, и на море возникают цветные тени: то синеватость, то бирюза, или чистая зелень, как это бывает в действительности.

9: Родина – это и родной язык. Он рождался вместе с русским народом, мужал во время великих испытаний ,впитывал в себя и русское раздолье, и удаль молодецкую. Им восхищались великие мыслители, писатели, поэты: Ломоносов, Пушкин, Белинский, Гоголь, Тургенев…Сила и красота родного языка заставляли верить в будущее русского народа.

Ученик читает стихотворение С.Я.Маршака «Урок родного языка».

Самуил Маршак

Урок родного языка

В классе уютном, просторном

Утром стоит тишина.

Заняты школьники делом —

Пишут по белому черным,

Пишут по черному белым,

Перьями пишут и мелом:

Нам не нужна

Война!»

Стройка идет в Ленинграде,

Строится наша Москва.

А на доске и в тетради

Школьники строят слова.

Четкая в утреннем свете,

Каждая буква видна.

Пишут советские дети:

«Мир всем народам на свете.

Нам не нужна

Война!»

Мир всем народам на свете.

Всем есть простор на планете, —

Свет и богат и велик.

Наши советские дети

Так изучают язык.

10: Поэты, художники, композиторы воспринимают мир по-особому: обостренно, они способны увидеть и показать нам прекрасное в обыденном. Они помогают постичь великое чувство Родины, которое живет в душе каждого из нас, только не всегда осознанное и выраженное в словах.Любовь, если она настоящая, выражается в делах. Какие дела вы делаете для своей Родины? (ответы детей).

11.Пусть равнодушно равнодушие бичуетсяБорцами только после маленького зла,Но говорить о чувстве Родины бесчувственно –Нам права Родина такого не дала.

У нас такие за спиной встают пожарища,Такие страшные могилы за спиной,Что стыдно Родину свою любить шпаргалочно,Как будто Родина нам стала не родной.

Нет чувства Родины без чувства человечности.От бессердечности ничто не родилось.Любите Родину, как чудо бесконечности,Как ветер вечности, коснувшийся волос.

Любите Родину, как вашу нареченную,Чтобы за вас ей не почувствовать стыда,Любите Родину, но только нерасчетливо.Любите Родину, и только навсегда.

II. Конкурс чтецов. Учащиеся читают стихи о Родине.