Внеклассное мероприятие Химия — страна чудес и превращений

Внеклассное мероприятие

«Химия – страна чудес и превращений»

(слайд № 1)

Методические рекомендации: внеклассное мероприятие под таким названием проводится для учащихся 8 — 9 классов. Перед началом внеклассного мероприятия кабинет оформляется красочными тематическими стенгазетами, тщательно подготовлена экспериментальная часть. Число участников – 4 команды: «Химики», «Алмаз», «Кислота» и «Феррум». Судят мероприятие жюри. В начале игры: представление команд.

Мероприятие включает 8 конкурсов: 1 конкурс – «Разминка», 2 конкурс – «Литературный», 3 конкурс – «Галерея русских химиков», 4 конкурс – «Металлы», 5 конкурс – «Неметаллы», 6 конкурс – «Ребус», 7 конкурс – «Жизнь моя в опасности без правил безопасности», 8 конкурс – «Черный конверт».

Между 3 и 4 конкурсами проводится игра со зрителями.

Между 5 и 6, 6 и 7 конкурсами проводятся химические паузы.

Образовательные задачи:

закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных на уроках химии;

вовлечение в словарный запас химических слов и выражений;

развитие коммуникативных навыков;

осуществление межпредметных связей.

Коррекционные задачи:

развитие памяти, внимания;

развитие образного мышления;

развитие творческого воображения;

развитие восприятия;

повышение самооценки, снижение тревожности.

Воспитательные задачи:

воспитание любви и уважения к изучаемым предметам;

развитие творческих способностей учащихся;

самореализация личности подростка через внеклассную деятельность.

Цели мероприятия:

повышение познавательного интереса к науке химии;

обобщение всех полученных знаний по общей и неорганической химии;

создание ситуации успеха для учащихся;

вызвать положительные эмоциональные переживания в ходе мероприятия;

расширение кругозора учащихся;

развитие творческих способностей учащихся.

От каждого класса формируется команда участников, состоящая из 6 человек. Команды в начале мероприятия вытягивают названия, девиз и обращение к жюри и соперникам.

I.

Команда “Химики”;

Девиз: “Нам не представляет муки грызть гранит химической науки”;

Обращение к соперникам: “Да, соперники сильны, но для нас вы не страшны. Мы “химичим” с малых лет, в этом наш большой секрет!”;

Обращение к жюри: “Вам судить будет не сложно, ошибаться невозможно: лучше нас, поверьте нет! Это знает целый свет!”.

II.

Команда “Алмаз”;

Девиз: “Нет в природе тверже нас, потому что мы алмаз”;

Обращение к соперникам: “Попотеть придется вам! Мы для вас не по зубам”;

Обращение к жюри: “Вы судите справедливо, мыслите неторопливо, и, оценки ставя нам, прибавляйте один балл!”.

III.

Команда “Кислота”;

Девиз: “Нас, кислот, огромный строй – водород тому виной”;

Обращение к соперникам: “Разбегайтесь кто куда! Мы команда – “Кислота”;

Обращение к жюри: “Спорить мы не будем с вами: место первое за нами”.

IV.

Команда “Феррум”;

Девиз: “Мало будь железным, надо быть полезным!”;

Обращение к соперникам: “Мы ребята бойкие, как железо стойкие. Не желаем мы вам бед, а желаем вам побед”;

Обращение к жюри: “Мы жюри приветствуем, потому не бедствуем”.

Оборудование: компьютер, экран, мультимедиа проектор, таблица химических элементов Д.И. Менделеева.

Оборудование и реактивы для опыта «Образ нерукотворный»: лист ватмана, кисточка, спиртовой раствор фенолфталеина, концентрированный раствор карбоната натрия Na 2 CO3, пульверизатор.

Оборудование и реактивы для опыта «Посеребрение»: раствор нитрата серебра AgNO3, медная монетка, фильтровальная бумага.

(слайд № 2) Девиз: “Познание начинается с удивления”

(Аристотель)

Химия – страна чудес и превращений

Ведущий: Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! Я рада приветствовать всех, кто собрался сегодня на наше внеклассное мероприятие: зрителей, жюри, и, конечно же, команды. Цель нашей игры — расширить кругозор знаний, полученных на начальном этапе изучения химии, повысить эрудицию, в увлекательной форме провести конкурсы и викторины по предмету. Выступление команд будет оценивать жюри.

При выступлении команд будет учитываться не только глубина знаний, но и остроумие, находчивость, оригинальность ответов, активность и сплоченность. Пусть этот праздник откроет для каждого что-то новое и интересное, пусть запомнятся улыбки и шутки, крепче станет дружба между вами. Итак, начнем! Только прежде мне хотелось бы познакомиться с командами. Пусть ко мне подойдут по одному игроку от каждой команды и вытянут название для своей команды. После этого каждая команда зачитывает название, девиз и обращение к соперникам и жюри.

Ведущий: Итак, с командами мы познакомились. Однако лучшими химиками не могут стать люди, не знающие историю своей страны. Именно поэтому мя заранее подготовила вопросы для команд, чтобы выяснить, знакомы ли участники турнира с историческими личностями нашей страны.

1. Разминка. (слайд № 3)

(слайд № 4) Незнающие пусть научатся, а знающие вспомнят еще раз.

Античный афоризм

Разминка проводится в виде загадок о химических элементах, каждой команде задается по две загадки, в случае отсутствия ответа возможность ответа переходит к команде, поднявшей руку. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Вопросы 1-й команде:

1. В конце периода стоит,

В нем вода и та горит. (Фтор)

2. Давно известно человеку:

Она тягуча и красна, (слайд № 5)

Еще по бронзовому веку

Знакома в сплавах всем она. (Медь)

Вопросы 2-й команде:

1. К восьмой группе отнесен,

В честь России назван он. (Рутений)

2. Сребристо-белый и активный очень,

Горит под водой, он, между прочим, (слайд № 6)

Сверканье бенгальским огням придает

И в Новый год детям радость несет. (Магний)

Вопросы 3-й команде:

1. Седьмой группы элемент

И в природе его нет. (Астат)

2. Был металл серебристо-белым, (слайд № 7)

В соединении стал мелом. (Кальций)

Вопросы 4-й команде:

1. Разглядев мой спектр в оконце,

Обнаружили меня на Солнце.

Я с благородными дружу -

В их семейство я вхожу. (Гелий) (слайд № 8)

2. Чаще черный я по цвету,

Могу и быть прозрачным.

Мною пишут и рисуют

Бываю я и мрачным. (Углерод)

После конкурса подводятся первые итоги.

2. Литературный. (слайд № 9)

(слайд № 10) Не могу представить себе химика, незнакомого с высотами поэзии,

с картинами живописи, с хорошей музыкой.

Вряд ли он создаст что-либо значительное в своей области.

А.Е.Арбузов

Ведущий: О каком физическом или химическом явлении идет речь? Каждая команда получает лист с заданиями, за каждый правильный ответ 1 балл.

Время работы — 3 мин.

№ п/п

Литературное произведение

Ответ

1.

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвясь и играя,

Грохочет в небе голубом.

(Ф.Тютчев «Весенняя гроза») (слайд № 11)

А. Физическое явление

Б. Химическое явление

2.

Мой костер в тумане светит:

Искры гаснут на лету:

(Я.Полянский «Песни цыганки») (слайд № 12)

А. Физическое явление

Б. Химическое явление

3.

Туча по небу идет,

Бочка по морю плывет.

(А.Пушкин «Сказка о царе Султане»)(слайд № 13)

А. Физическое явление

Б. Химическое явление

4.

Вот уже вечер. Роса блестит на крапиве.

Я стою у дороги, прислонившись к иве.

От луны свет большой прямо на нашу крышу.

Где-то песнь соловья вдалеке я слышу.

(С.А. Есенин «Вот уже вечер. Роса»). (слайд № 14)

А. Физическое явление

Б. Химическое явление

5.

Шалун уж заморозил пальчик:

Ему и больно и смешно,

А мать грозит ему в окно.

(А.С. Пушкин «Евгений Онегин»). (слайд № 15)

А. Физическое явление

Б. Химическое явление

6.

Ещё в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят.

(Ф.И. Тютчев «Весенние воды»). (слайд № 16)

А. Физическое явление

Б. Химическое явление

7.

Прощай, свободная стихия!

В последний раз передо мной

Ты катишь волны голубые

И блещешь гордою красой.

(А.С. Пушкин «К морю»). (слайд № 17)

А. Физическое явление

Б. Химическое явление

После конкурса подводятся предварительные итоги.

3. Галерея русских химиков. (слайд № 18)

(слайд № 19) Овладевай всей широтой человеческих знаний, не замыкаясь в одной узкой специальности.

Н.Д.Зелинский

Ведущий: Уважаемые участники турнира! Конкурс проходит в форме аукциона. Максимальное количество баллов, которое может набрать команда, — 10, при условии, что по первой же подсказке называет имя ученого-химика. При использовании второй подсказки — 9 баллов, и так далее до 0.

(слайд № 20) Михаил Васильевич Ломоносов (для 1 и 2 команды)

10 баллов. Этот российский ученый родился 8(19) ноября в д.Денисовка в семье помора.

9 баллов. В 19 лет ушел учиться.

8 баллов. С 1731 года учится в Славяно-греко-латинской академии в Москве, с 1735 в Академическом университете в Санкт-Петербурге, в 1736-41 в Германии.

7 баллов. По его инициативе основан Московский университет (1755).

6 баллов. Развил атомно-молекулярное учение.

5 баллов. Демонстрация портрета.

4 балла. Описал строение Земли, объяснил происхождение многих полезных ископаемых и минералов. Подчеркивал важность исследования Северного морского пути, освоения Сибири.

3 балла. Автор трудов по русской истории, крупнейший русский поэт-просветитель. Создатель русской оды философского и высокого гражданского звучания.

2 балла. Возродил искусство мозаики и производство смальты, создал с учениками мозаичные картины.

1 балл. Член Академии художеств.

(слайд № 21,22) Дмитрий Иванович Менделеев. (для 3 и 4 команды)

10 баллов. Он родился 8 февраля в городе Тобольске в семье директора местной гимназии и был семнадцатым ребенком в семье.

9 баллов. Он с полным правом может считаться отцом химизации отечественной промышленности и сельского хозяйства. На основании детального изучения сырьевой топливной базы России он опубликовал ряд химико-экономических исследований и статей о необходимости подъема отечественной каменноугольной и нефтяной промышленности.

8 баллов. Работая в Германии, он провел свои замечательные исследования явлений капиллярности, расширения жидкостей и температуры “абсолютного кипения”. Он впервые установил существование критической температуры кипения жидкостей, что оказало огромное влияние на последующее развитие представлений о газах и жидкостях.

7 баллов. Этот ученый проводил многочисленные исследования по сжимаемости газов, по сопротивлению жидкостей, изучал растворы, занимался метеорологией и вопросами воздухоплавания. В связи с последними работами и желая исследовать верхние слои атмосферы, он в 1887 году один, без пилота, поднялся на воздушном шаре для наблюдения солнечного затмения.

8 баллов. Этот ученый принимал активное участие в издании “Энциклопедического словаря” Брокгауза и Эфрона, редактируя в нем химико-технологический и промышленный разделы и выступая в качестве автора ряда статей.

5 баллов. Демонстрация портрета.

4 балла. В 1865 году им была защищена диссертация на тему “О соединении спирта с водой”.

3 балла. В своем труде “Основы химии” он впервые обобщил и систематизировал огромное число разрозненных химических фактов и наблюдений, заложив фундамент здания современной химической науки.

2 балла. Его знаменитый закон гласит: “Свойства элементов и их соединений находятся в периодической зависимости от атомной массы элементов”.

1 балл. Демонстрация таблицы “Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева”.

После конкурса подводятся предварительные итоги.

Игра со зрителями. (слайд № 23)

Ведущий: Проверим знания и у остальных жителей нашей страны. Сейчас мы с вами будем разгадывать химические загадки. Учащиеся заработавшие баллы в этой игре могут отдать команде, за которую он болеет.

1.

Нахожусь, друзья, везде:

В минералах и в воле.

Без меня вы как без рук:

Нет меня — огонь потух. (Кислород)

2.

Я блестящий, светло-серый,

Образую хлорофилл,

И меня фотограф первый

Очень поджигать любил! (Магний)

3.

Я — металл незаменимый,

Очень летчиком любимый,

Легкий, электропроводный,

А характер — переходный. (Алюминий)

4.

Меня любит человек!



Страницы: 1 | 2 | Весь текст