Внеклассное мероприятие 5-6 класс Лингвистическое путешествие к Лукоморью

Открытое мероприятие по русскому языку в 5 – 6 классах «Лингвистическое путешествие к Лукоморью».

Провела Горелова Т.А.

Цели и задачи: Развивать интерес учащихся к урокам русского языка и литературы, учить применять на практике знания, полученные на уроках, закрепить понятие о сказке как жанре, закрепить понятие о синонимах, антонимах, омонимах. Сплотить ребят, развивать чувство взаимопонимания, взаимовыручки, развивать навыки общения.

Предварительные задания ученикам:

Вспомнить, что знают о русской народной сказке.

Создать 2 команды, придумать название команды, девиз.

Оборудование: компьютер, проектор, Словари, в том числе этимологические, костюм бабы яги, призы и подарки.

Ход мероприятия.

(Мероприятие сопровождается показом слайдов)

Ведущий. Мы заучивали наизусть сказку А.С.Пушкина: «У Лукоморья дуб высокий, Златая цепь на дубе том…» Там было много сказочных чудес. Я вам предлагаю отправиться туда. Есть, правда, одна проблема. Что это за «Лукоморье» и где его искать?

-Что такое ЛУКОМОРЬЕ, что означает это слово? Какие есть синонимы в русском языке? Может, они нам помогут? (Дети называют ЛУК…)

-Где можно узнать значение слова? В каком словаре? (В Толковом) – дети находят определение слова.

-Кроме того, есть ещё один словарь – этимологический – в котором можно узнать происхождение слова, его жизнь а языке.(Дети находят значение слова ЛУКОМОРЬЕ в этимологическом словаре и сравнивают его с предыдущим определением. Выясняется, что это слово действительно по значению связано с ЛУКОМ, но не с тем, что едят, а с другим словом.)

-Как называются такие слова? – омонимы.

Ведущий Молодцы! Теперь мы знаем, где искать тот дуб, по которому ходит Кот учёный. И поплывём мы туда на двух кораблях. Сейчас разделимся на 2 команды. Капитаны, постройте свои команды. (Каждая команда говорит своё название, девиз). Теперь можно отправиться в путь.

(Меняется слайд) «Там ступа с бабою ягой идёт-бредёт сама собой…) Ребята, а вы хотите встретиться с Бабой Ягой? Сейчас встретитесь, вот только сначала ответьте, что означает ЯГА? Где можно об этом узнать? (Закрепляется понятие «Этимологический словарь». Дети в словаре ищут определение слова ЯГА: это злая старуха, которая приходила обычно по ночам и пугала детей.)

-Ну а теперь хотите встретиться с Бабой Ягой? Не испугаетесь? Тогда отправляемся в путь.

(Ведущий уходит и возвращается в костюме Бабы Яги.)

-Здравствуйте, ребятишки. Читаете, читаете вы свои книжки,

А вот то вам невдомёк,

Что умных и послушных ребятишек

Я даже очень люблю,

Особенно если их посолить

Да в печке русской на лопатке изжарить.

Ну-ка вот ты, мальчишка, ( какой румяненький, толстенький, упитанный) покажи, как ты умеешь загадки отгадывать. Скажи, как можно войти в мою избушку?

(Ученик говорит «волшебные слова).

Это была только присказка, сказка будет впереди!

Б.Я.: Вот вам мои испытания. Мой сказочный язык полон разных мудрёных слов. Я уж и сама забыла, что они значат.

(задания – на слайдах) Каждая команда даёт ответы на листочках.

Б.Я. зачитывает вопросы, делает к ним комментарии.

Б.Я.: Вы задания выполните да перешлите ответы по почте на моё имя. А уж я проверю и награжу всех по заслугам. Кто-то получит медовый пряник за сказку, а кто-то бубликов связку.

(Ребята сдают листочки с ответами жюри.)

Б.Я.: А теперь мы совершим путешествие в прошлое на машине времени.

(Слайды возвращаем к заданию №1,2…. . Опять прочитываются задания, жюри по ключам проверяет ответы ребят и начисляет баллы, попутно даётся правильный ответ.)

Б.Я.: Подходит к концу наше путешествие. Но чтобы оно закончилось, не хватает сказочной концовки. Как обычно заканчивается сказка?

(Концовкой: Вот и сказка вся, больше врать нальзя.

Вот вам сказка, а мне бубликов связка.

Я там был, мёд – пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.

(Баба Яга прощается с ребятами и уходит, возвращается ведущая)

Ведущая: Дорогие сказочники! Нелегко было определить самую сказочную команду. Все показали себя любознательными исследователями, многие тайны открылись перед вами. Поэтому решено вручить призы обеим командам: как и обещано, одной команде(называется проигравшая команда) – бубликов связка (вручается связка баранок), а другой – медовый пряник (вручается связка пряников).

(Заканчивается мероприятие общим чаепитием).