1 Рабочая тетрадь логика

Рабочая тетрадь.

Тема № 1 «Логика как наука»

1. Определите, о какой науке идет речь в следующих высказываниях:

1.Эта наука изучает абстрактное мышление ___________________________

2.Предметом этой науки выступает «всеобщее»-

3.Раздел языкознания, изучающий значение единиц языка-_______________

2. Раскройте понятие «законы логики». Укажите, кто является автором законов логики

1.———————————————————————————————————————————————————————————————————-

2. —————————————————- ——————————————————————————————————————————————————3 ———— ———————————————————————————————————————————————————————————————-

4_____________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Принято считать, что мышление тесным образом связано с языком , но не тождественно ему. Укажите 3 различия между языком и мышлением.

1_______________________________________________________________________________________________________________________________________

2.____________________________________________________________________________________________________________________________________

3____________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема № 2 «Понятие»

4. Обобщите понятия:

а) Конституция РФ;

б) Государственная Дума;

в) тоталитаризм;

г) правовой обычай.

5.Укажите вид отношения между понятиями. Изобразите графически (при помощи кругов Эйлера) эти отношения.

1. А) Солист Большого Театра, В) дирижер,С) музыкант, Д) хоккеист.

2. (А)Любитель музыки, (В) музыкант, (С)тракторист, (Д) искусство.

6. Укажите, какие правила определения, нарушены в следующих суждениях.

1. Красота – гармония линий.

2. Мышление – это способность мыслить.

7. Укажите правила деления и ошибки, которые возможны при данной операции.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема № 3 «Суждение»

Укажите одно правильное решение:

8. «Погода изменилась и, если вчера было пасмурно, то сегодня не одной тучи» – данное предложение является суждением…

а) эквивалентным

б) дизъюнктивным

в) импликативным

г) отрицательным

9. Явно или не явно выраженная в суждении дополнительная информация о фактическом или логическом суждении есть

а) модальность

б) силлогизм

в) квантор

г) субъект

10. «Земля, вероятно, вращается вокруг Солнца» является ……..суждением

а) модальным

б) атрибутивным

в) утверждающим

г) релятивным

11.Составте по одному примеру каждого из простых суждений по следующим формулам. Дайте объединенную классификацию суждений, изобразите отношения между терминами с помощью кругов Эйлера, установите распределенность субъекта и предиката.

1. Все S есть Р

2. Некоторые S есть Р.

3. Ни одно S не есть Р

4. Некоторые S не есть Р

12. Приведите по 3 примера сложных суждений, определив связку и записав его формулу.

1___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13. Укажите антецедент и консеквент условных суждений, приведите их символическую запись. Дайте определение этим понятиям.

1.Если гражданин Н. является инвалидом Великой Отечественной войны, то на него распространяются права и льготы, присущие только этой группе людей

2.Следователь вправе произвести следственный эксперимент, если необходимо уточнить данные по делу

3.Автомобиль не мог бы пройти на скорости поворот, если бы у него были неисправны тормоза

4.Если по истечении срока временной работы с работником не был расторгнут договор, он считается принятым на постоянную работу.

14. Заполните обобщенную таблицу распределенности терминов в суждении.

Термины

Виды суждений

S

P

Тема 4. Вопросно-ответная система

15. Укажите правила постановки ответа и возможные ошибки.

Тема № 5 Умозаключение»

16. Заполните таблицу. Виды умозаключений.

По количеству посылок

По характеру посылок и связок

По направлению мысли

17.Сделайте вывод из следующих суждений при помощи превращения, обращения и противопоставления предикату. Запишите схему. Аргументируйте ответ на основе:

а) определения вида непосредственного умозаключения;

б) указания правила, по которому проверялась правильность умозаключения.

1. «Благородный муж» живет в согласии со всеми. (По Конфуцию).

2. Некоторые знаки не имеют значения.

18. Дайте логическую характеристику приведенных Вами простых категорических силлогизмов (ПКС):

а) формализуйте входящие в ПКС суждения;

б) выделите структурные элементы ПКС: меньший, больший и средний термины; большую, меньшую посылки и заключение;

в) расположите структурные элементы по правилу записи ПКС:

1) большая посылка,

2) меньшая посылка,

3) заключение;

г) определите фигуру ПКС;

д) установите модус ПКС;

е) проверьте правильность ПКС по модусу.

Аргументируйте ответ на основе:

а) определения структурных элементов ПКС;

б) объяснения построения фигуры и составления модуса ПКС;

в) пояснения проверки правильности ПКС по модусу.

Умозаключение: «Лица, совершившие хулиганский поступок, привлекаются к уголовной ответственности. Однако гражданин Н. не может быть привлечен к уголовной ответственности, так как он….»

19. Используя условную посылку, постройте правильное условно-категорическое умозаключение (УКУ) по утверждающему модусу; по отрицающему модусу.

а) выделите структурные элементы УКУ: условную посылку, указав в ней основание и следствие, категорическую посылку и заключение; обозначьте их соответствующими символами;

б) указания направленности вывода УКС;

в) проверьте правильность УКУ.

1. Если либеральный путь развития страны в переходный период ставит перед государством одни задачи, то социал-демократическая модель ориентирует переходное государство на несколько иные задачи и направления его деятельности.

2.Суд и лица, участвующие в деле, могут выступить с инициативой принятия дополнительного решения суда только до вступления решения суда в законную силу

20. Составьте 2 индуктивных умозаключения по приведенной схеме. Выделите структурные элементы индукции: исходные посылки, указав в них субъекты и предикат; посылку, в которой отражено знание о количестве субъектов данного класса, и заключение;

Определите вид индуктивного умозаключения по полноте и законченности исследования: полная или неполная;

Структура индуктивного умозаключения

S1 есть Р

S2 есть Р

S3 есть Р

S1, S2, S3 составляют часть предметной области S

Все S есть P

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 6 . Теория аргументации.

21.К данным тезисам подберите аргументы, продемонстрируйте их связь с тезисом, используя любую форму обоснования (один из видов дедуктивного умозаключения, индуктивного умозаключения, умозаключения по аналогии).

Тезис: Нобелевских премий в области правоведения не присуждают.

22. Дайте определение следующим понятиям. Укажите источники с полными выходными данными.

1.Доказательство —это_______________________________________

2. Парадокс –это___________________________________________

3. Софизм — это___________________________________________

23. Логическая связь между аргументами и тезисом есть

а) тезис

б) довод

в) гипотезаг) демонстрация

24. Укажите мнимые аргументы

а) к силе

б) к любви

в) к истине

г) к человеку

25. Логическая операция, направленная на разрушение ранее состоявшегося процесса аргументации – это

а) догма

б) критика

в) аргументы

г) обоснование