1 курс Основы журналистики_2 полугодие2

«ОСНОВЫ ЖУРНАЛИСТИКИ», 1-й курс

2-е полугодие, 2014 г.

Требования к экзамену

на практическом занятии в аудитории пишем ТЕСТ (по вариантам; простые и развернутые вопросы по изученным темам – см. ниже Вопросы к экзамену)

на экзамен приносим ДОМАШНЮЮ КОНТРОЛЬНУЮ РАБОТУ (см. ниже задание) и защищаем – при отсутствии к.раб. оценка будет на балл ниже.

Общая оценка складывается из оценки за тест + защита контрольной

Если не писали тест – сдача в традиционной устной форме по билетам в день экзамена (2 вопроса в билете).

Вопросы к экзамену [20 вопросов]

Ключевые понятия курса («журналистика», «СМИ», «СМК», «массмедиа», «пресса», «публицистика»).

Информация и её роль в социальной практике. Социальная и журналистская информация: основные характеристики.

Массовая информация как центральное понятие журналистики. Особенности массовой информации. Журналистика как сфера массово-информационной деятельности.

Понятие «аудитория» в журналистике. Виды аудитории. Формы обратной связи с аудиторией.

Журналистика как социальный институт. Социальные роли журналистики.

Социальная позиция журналиста и проблема свободы слова и гласности.

Специфика журналистской профессии, её место в ряду других профессий. Социальный и должностной статус журналиста.

Профессиональные требования к журналисту.

Социальные функции журналистики.

Методы, используемые в журналистской деятельности.

Идейно-теоретические концепции журналистики. «Четыре теории прессы».

Модели журналистики (феодально-монархическая, религиозно-клерикальная, буржуазная, социалистическая).

Правовые основы журналистской деятельности. Закон «О средствах массовой информации» (1991), ФЗ «О рекламе» (2006) – основные разделы, общая характеристика, основные положения.

Профессиональная этика журналиста – определение понятия, основные составляющие и принципы.

Саморегулирование журналистики в России.

Типология СМИ.

Система средств массовой информации России.

Интернет-журналистика как новая коммуникационная среда. Интернет-СМИ и «социальные медиа».

Мобильная журналистика: определение, основные тенденции и характеристики развития.

Медиаконвергенция. Особенности работы конвергентной редакции.

Домашняя контрольная работа (пишем и готовимся защищать)

Для работы необходимы:

Закон РФ «О СМИ» 1991 г. (в последней редакции): например, здесь http://base.garant.ru/10164247/ или http://www.consultant.ru/popular/smi/ и ФЗ РФ «О рекламе» 2006 г. — http://www.consultant.ru/popular/advert/

Экземпляр российской газеты или журнала за 2014 г. ИЛИ выпуск теле-/ радиопередачи за 2014 г.

Часть 1. Типологический анализ СМИ.

Регион распространения (вещания)

Тип учредителя (орган гос.власти, организация – коммерч./некоммерч. и др.) – см. Закон РФ о СМИ – кто может являться учредителем. Ст.7

Целевая аудитория (универсальные/специализированные, вид специализированного) – см. информацию на сайте данного СМИ

Тематика и структура издания (разделы/рубрики), основная проблематика анализируемого номера издания / выпуска передачи

Жанровое своеобразие (основные жанры)

Языковые особенности материалов; для ТВ и РВ – особенности работы ведущего, стиль одежды, мимика и жесты, речевые характеристики

Формальные характеристики: периодичность, объем, тираж, формат, цветность (ч/б, полноцвет, 2 краски и т.п.); для ТВ и РВ – периодичность выхода в эфир, хронометраж.

Часть 2. Выходные данные (ст.27 — Закон «О СМИ» + ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» + Рекомендации Роскомнадзора по ФЗ «О защите детей…» – о знаке информационной продукции): проверьте, все ли обязательные выходные данные указаны в вашем издании.

Для ТВ и РВ: см. ст.27 Закона «О СМИ» — см. обязательные выходные данные для теле- и радиопередач, все ли указаны в вашем издании.

Часть 3. ФЗ «О рекламе»

Проанализируйте выбранное СМИ (периодическое издание/ теле-/ радиопередачу) с точки зрения соответствия рекламы требованиям законодательства.

Рекомендуемая литература

Авраамов, Д.С. Профессиональная этика журналиста: Учеб. пос. – М., 1999.

Амзин, А. Новостная интернет-журналистика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mediapedia.ru/wp-content/uploads/2008/09/Amzin.pdf.

Волкова В.В. Теория и практика массовой информации: курс лекций. – М., 2006. – 206 с.

Ворошилов В.В. Теория и практика массовой информации: учеб. пособие. – М., 2006. – 336 с.

Гуревич, С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра: Учеб пос. – М., 2004.

Интернет-СМИ: теория и практика/ под ред. М.М. Лукиной. – М., 2010.

К мобильному обществу: утопии и реальность/ под ред. Я.Н. Засурского. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2009.

Калмыков, А.А. Интерактивная гипертекстовая журналистика в системе отечественных СМИ: Научное издание. – М.: Издательство ИПК работников ТВ и РВ, 2009.

Корконосенко, С.Г. Основы журналистики. – М., 2009.

Корконосенко, С.Г. Основы творческой деятельности журналиста. – СПб, 2000.

Ким, М.Н. Журналистика: методология профессионального творчества. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2004.

Ким, М.Н. Технология создания журналистского произведения. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001.

Кихтан, В. В. Информационные технологии в журналистике/ В.В. Кихтан. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004.

Лазутина, Г.В. Жанры журналистского творчества /Г.В. Лазутина, С.С.Распопова. – М.: Аспект-Пресс, 2011.

Лазутина, Г.В. Основы творческой деятельности журналиста: Учеб. для вузов. Изд.2-е. – М., 2010.

Лазутина, Г.В. Профессиональная этика журналиста: Учеб. пос. – М., 2006.

Лукина, М.М. Технология интервью: Учеб. пос. – М., 2005.

Прохоров, Е.П. Введение в теорию журналистики. – М., 2007.

Прохоров Е.П. Исследуя журналистику: теоретические основы, методология, методика, техника работы исследователя СМИ. – М., 2006.

Рэндалл, Д. Универсальный журналист. – М., 1996.

Свитич, Л.Г. Введение в специальность: Профессия: журналист. – М., 2010.

Сиберт, Ф.С. Шрамм, У., Питерсон, Т. Четыре теории прессы. – М., 1998.

Смирнов, В.В. Жанры радиожурналистики: Учеб. пос. – М., 2002.

Средства массовой информации России/ под ред. Я.Н. Засурского. – М., 2008.

Телевизионная журналистика/ Г. В. Кузнецов, В. Л. Цвик, А.Я. Юровский. – М.: Изд-во Московского ун-та; Высшая школа, 2002.

Тертычный, А.А. Жанры периодической печати. – М.: Аспект Пресс, 2002.

Типология периодической печати/ под ред. М.В. Шкондина, Л.Л. Реснянской. – М., 2007.

Цвик В.Л. Телевизионные новости России/ В.Л. Цвик, Я.В. Назарова. – М.: Аспект Пресс, 2002.

Чигринская Л. «Основы журналистики» // http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Gurn/Chigrinskaya/

Шерель, А.А. Радиожурналистика. – М.: Изд-во Московского ун-та, 2000.

Шостак, М.И. Журналист и его произведение. – М., 1998.

Шостак, М.И. Оперативная журналистика: пособие по дисциплине «Основы творческой деятельности журналиста». – М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2009.

Шостак, М.И. Репортер: профессионализм и этика. Практическое пособие. – М.: РИП-холдинг, 2002.

Интернет-ресурсы

Библиотека учебной литературы по журналистике Evartist : http://www.evartist.narod.ru

Журнал «Журналист» (сайт журнала – http://journalist-virt.ru).

Сайт ФАПМК (Роспечать): www.fapmc.ru (http://роспечать.рф ) – отраслевые доклады о развитии периодической печати, телевидения, радиовещания и Интернета в России за 2013 г.

Сайт Роскомнадзора: http://www.rsoc.ru.

Сайт Центра экстремальной журналистики – http://www.cjes.ru.

Сайт Союза журналистов РФ – http://www.ruj.ru.

Сайт проекта «Media SPb» факультета журналистики СПбГУ (типология СМИ)http://www.mediaspb.pu.ru.

Сайты ВЦИОМ, ФОМ, TNS Gallup Media и др.

Законодательные акты, кодексы

Закон РФ от 27 дек. 1991 г. «О средствах массовой информации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rg.ru/1991/12/27/smi-zakon.html или http://www.consultant.ru/popular/smi/ или http://base.garant.ru/10164247/ (в последней редакции).

Кодекс профессиональной этики российского журналиста // http://www.ruj.ru/about/codex.htm.

Федеральный закон РФ «О рекламе» от 13 марта 2006 г. [Электронный ресурс] — http://www.consultant.ru/popular/advert/