1 класс темы

ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ И УМЕТЬ УЧЕНИК В КОНЦЕ ПЕРВОГО КЛАССА.

Памятка для учеников и их родителей.

Обучение грамоте.

Обучающиеся должны знать:

все звуки и буквы русского языка, осознавать их основные различия.

Обучающиеся должны уметь:

вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность;

различать гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие;

правильно называть мягкие и твердые звуки в слове и вне слова;

знать способы их буквенного обозначения;

обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами и мягким знаком;

определять место ударения в слове;

вычленять слова из предложений;

четко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, их соединения в слогах и словах;

правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом;

грамотно писать под диктовку слова, предложения из 3-5 слов, написание которых не расходится с произношением;

употреблять большую букву в начале, точку в конце предложения;

устно составлять 3-5 предложений на определенную тему;

знать гигиенические правила письма;

правильно писать формы букв и соединения между ними;

уметь правильно прочитать слово орфографически и офроэпически.

Навыки чтения:

1 полугодие: плавное слоговое чтение слов, предложений, коротких текстов с изученными звуками и обозначающими их буквами.

2 полугодие: правильное, плавное слоговое чтение с элементами чтения целыми словами небольших текстов со всеми буквами алфавита. Ориентировочный темп чтения незнакомого текста не ниже 25-30 слов в минуту. Соблюдение пауз, отделяющих одно предложение от другого.

Математика.

Ребёнок должен знать последовательность чисел от 0 до 100, уметь называть последующее и предыдущее число. Иметь понятие об однозначных и двузначных числах.

Наименьшее однозначное – число 1, наибольшее однозначное – число 9, наименьшее двузначное – число 10, наибольшее двузначное – число 99.Двузначные числа состоят из десятков и единиц. Хорошо уметь прибавлять и вычитать:

В пределах 10 (на основе знаний состава числа)

В пределах 20 с переходом через десяток (на основе знаний состава числа)

Эти навыки должны быть доведены до автоматизма (правильный ответ ребёнок должен дать в течение 1-3 секунд).

Уметь читать и записывать числовые выражения, и уметь вычислять их значения.

Знать названия компонентов сложения и вычитания.

СЛАГАЕМОЕ +СЛАГАЕМОЕ=СУММА

УМЕНЬШАЕМОЕ – ВЫЧИТАЕМОЕ =РАЗНОСТЬ

Знать переместительный закон сложения: От перестановки слагаемых сумма не изменяется.

Иметь представления о точке, прямой линии, кривой линии, отрезке, ломаной линии, геометрических фигурах. Знать единицы измерения длины: сантиметр, дециметр, метр. (1дм=10см) Понимать смысл составного именованного числа, например: 1дм 5см=15см, 18см=1дм 8см, 20см=2дм.

Уметь решать простые задачи:

На нахождение суммы (+)

(На одном цветке 2 бабочки, а на другом 3. Сколько всего бабочек?);

На нахождение неизвестного слагаемого (-)

(В букете 7 красных и белых роз. Красных роз 5. Сколько белых роз в букете?);

На увеличение (+) и уменьшение (-) числа на несколько единиц

(У Васи 2 машинки, а у Ильи на 3 машинки больше. Сколько машинок у Ильи?)

Нахождение остатка (-)

(Было 4 машины. 1 машина уехала. Сколько машин осталось?);

На разностное сравнение (-)

(На одной полке было 5 книг, на другой – 3 книги. На сколько книг больше на первой полке, чем на второй? или На сколько книг меньше на второй полке, чем на первой?)

Уметь решать составные задачи в два действия на основе простых задач.

Русский язык.

В результате изучения русского языка в 1 классе ученик должен знать/понимать:

виды предложений по цели высказывания (без терминологии) и эмоциональной окраске, предложения восклицательные и невосклицательные по интонации;

оформление предложений на письме;

смысл близких детям по тематике пословиц и поговорок;

слова, называющие предмет, действие предмета и признак предмета;

различие между звуками и буквами, гласные и согласные звуки и буквы. их обозначающие;

звук [й] и буква й;

слогообразующую роль гласного звука в слове, деление слова на слоги и для переноса;

гласные ударные и безударные;

согласные твёрдые и мягкие, обозначение мягкости согласных на письме;

согласные только твёрдые, только мягкие;

согласные, парные по звонкости и глухости;

соотношение количества звуков и букв в таких словах, как мел, мель, яма, ель;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- передачи в устной речи эмоциональной окраски предложений и выбора интонации, соответствующей речевой ситуации;

- соблюдения орфоэпических норм (норм литературного произношения) в наиболее употребительных словах;

- оформления на письме предложений, различных по цели высказывания и эмоциональной окраске; правильного употребления знаков препинания в конце предложения; правильного употребления прописной буквы в начале предложения;

- деления слов на слоги и для переноса;

- определения ударного слога в слове;

- использования прописной буквы в именах собственных;

- написания слов с сочетаниями жи – ши, ча – ща, чу — щу;

- обозначения в словах мягкости согласных звуков на письме;

- правильного написания слов типа пень, яма;

- правописания слов с непроверяемыми орфограммами;

- чёткого, без искажений написания строчных и прописных букв, соединений, слов;

- правильного списывания слов и предложений, написанных печатным и рукописным шрифтом;

- письма под диктовку текстов (15-17 слов) с известными орфограммами и знаками препинания;

- устного составления текста из 3-5 предложений, разных по цели высказывания, на определённую тему.

Окружающий мир.

К концу учебного года учащиеся должны знать:

Солнце, его форма; Луна и звезды;

камни и их разнообразие;

дикорастущие и культурные растения; кустарники, травы, деревья;

части растений;

животных диких и домашних; насекомых, рыб, птиц, зверей;

признаки живой и неживой природы;

основные сведения о своей стране, (селе), городе; планете;

виды транспорта; правила безопасного поведения в быту и на улице, в воде;

разнообразие водоемов, части реки; правила поведения на воде,

правила безопасного обращения с электроприборами;

свойства снега и льда;

признаки живого и условия, необходимые для жизни организмов;

правила ухода за комнатными растениями и домашними животными, птицами;

как охранять окружающую среду от загрязнения;

времена года, растения и животные ближайшего природного окружения;

правила поведения в природе; правила дорожного движения; основные дорожные знаки;

различные виды профессий;

связь между названиями некоторых растений, грибов, животных и их особенностями;

правила поведения на природе;

разнообразие овощей и фруктов и их значение для человека;

правила личной гигиены;

значение сна в жизни человека;

назначение устройств автомобилей, поездов и железных дорог, кораблей и самолетов;

о роли космоса в жизни человека;

о роли экологии в жизни людей.

К концу учебного года учащиеся должны уметь:

различать объекты живой и неживой природы;

различать изученные группы растений и животных (по нескольку представителей каждой группы);

вести наблюдения в природе под руководством учителя;

объяснять какое значение имеет природа для жизни людей;

различать водоемы; части реки;

выполнять правила поведения на воде и в быту; в окружающей природе;

различать время и времена года; изученные растения и животные;

применять правила дорожного движения; различать основные дорожные знаки; различать виды профессий;

объяснять причину возникновения дождя и ветра;

различать цвета радуги, звук и свет;

различать изученные группы растений и животных;

различать изученные виды транспорта;

выполнять правила личной гигиены;

соблюдать правила поведения в природе;

устанавливать связь между поведением людей и состоянием окружающего мира.

Физическая культура.

Учащиеся должны уметь:

-правильно выполнять основы движения в ходьбе, беге, прыжках, метании малого мяча и бросках набивного мяча;

-бегать с максимальной скоростью 30 м;

-бегать в равномерном беге до 3 минут, с ускорением от 10 до 15 м, в чередовании с ходьбой до 150 м;

-стартовать с произвольного старта;

-выполнять прыжок в длину с места, с разбега;

-выполнять строевые упражнения;

-принимать основные положения и осуществлять движения рук, ног, туловища с предметами и без предметов, с музыкальным сопровождением;

-ходить, лазать по гимнастической скамейке, бревну, стенке, канату;

-играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями;

-владеть мячом: держание, передача, ловля, ведение мяча индивидуально и в паре, стоя на месте, в шаге;

-выполнять броски мяча в цель;

-выполнять танцевальные шаги движения;

-преодолевать с помощью бега и прыжков полосу препятствий.

Учащиеся должны понимать:

-значение и роль легкоатлетических упражнений для развитие выносливости, скоростных и силовых качеств;

-значение закаливающих процедур;

-влияние подвижных игр на развитие скоростно-силовых качеств, на воспитание коллективистских и нравственных качеств личности, на воспитание волевых качеств личности;

-значение гимнастических и танцевальных упражнений для развития гибкости, координации движений, чувства ритма, музыкальности.

Технология.

К концу 1 класса учащиеся должны знать (понимать):

♦ названия и назначения материалов (бумага, ткань):

♦ приемы черчения эскиза, правила написания цифр на эскизе;

♦ названия и назначения ручных инструментов;

♦ правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами;

♦ алгоритм изготовления изделий из бумаги, ниток, ткани и различных материалов;

♦ порядок подготовки к работе и последовательность заданной работы.

К концу 1 класса учащиеся должны уметь:

♦ рассматривать и анализировать изделие (определять его назначение, материал, способ соединения деталей, последовательность изготовления);

♦ правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;

♦ соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;

♦ экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы в несколько раз, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали с помощью клея, вышивать, работать с разными материалами.

Изобразительное искусство.

В результате изучения изобразительного искусства в 1 классе ученик должен

знать/ понимать

некоторые жанры и виды произведений изобразительного искусства;

отдельные центры народных художественных ремёсел России;

ведущие художественные музеи России;

уметь

различать тёплые и холодные цвета;

узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;

сравнивать различные виды изобразительного искусства;

использовать художественные материалы;

применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

самостоятельной творческой деятельности;

обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

оценки произведений искусства при посещении выставок, музеев.