1 История искусств_ 4 курс

ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ИСТОРИЯ ИСКУССТВ

4 курс 7семестр

Искусство Западной Европы 19 века

32

1.

Революционный классицизм. Давид. Ведущая роль Франции в западноевропейском искусстве. Основные черты революционного романтизма, его роль в развитии европейского искусства 19 в. Борьба романтизма и классицизма. Эволюция творчества Давида. Противоречивость творчества Д.Энгра.

2

2

2.

Революционный романтизм. Жерико, Делакруа. Т.Жерико -эмоциональное напряжение, динамика, реалистическое обобщение в его произведениях -«Плот Медузы». Э.Делакруа — глава французского романтизма («Свобода на баррикадах», «Резня на о.Хиос» и др.) Жанровое многообразие и колористическое богатство творчества Э.Делакруа! Горельеф Ф.Рюда «Марсельеза» на Триумфальной арке в Париже. Тест

4

2

3.

Развитие реализма в искусстве Франции 19 в. Значение французских революций 1830 и 1848 гг. и возникновение критического реализма во Франции. Раскрытие различных сторон критического реализма в графике и живописи О.Домье. Поиски нового героя «Прачка», «Восстание». Тема крестьянского труда и высокого нравственного начала в жизни простого человека в творчестве Ф.Милле («Анжелюс», «Сборщицы колосьев» и др.) Г.Курбе как глава реалистической школы. Участие художника в Парижской коммуне.

4

2

4.

Французский пейзаж сер. 19 в. Становление реалистического пейзажа во Франции. Поэтическое видение природы в творчестве К.Коро. Особенности колорита его работ. Валерная живопись. Проблема пленэра и Барбизонская школа (Ш.Добиньи). Тест

2

2

5.

Искусство импрессионизма. Создание новой живописной системы и взаимосвязь ее с новым миропониманием. Проблемы сосуществования импрессионизма с салонным и академическим искусством. Творчество Э.Мане «Завтрак на траве», «Портрет Э.Золя». Заостренность характеров в искусстве Э.Дега. «Гладильщицы белья», Голубые танцовщицы». Характеристика основных особенностей творческого метода импрессионистов: темы и сюжеты, принципы композиции, живописная система. Объяснение термина «импрессионизм». Клод Моне — вождь импрессионизма. Разработка пленэра и техники импрессионизма. «Бульвар Капуцинов в Париже», серия «Руанский собор». Огюст Ренуар. «Обнаженная», «Портрет Жанны Самари». Творчество Огюста Родена. Реалистическая основа творчества и влияние импрессионизма. «Вечная весна», «Поцелуй», «Мыслитель», «Граждане Кале». Значение искусства О.Родена для развития скульптуры 20 века.

8

3

6.

Искусство постимпрессионизма. Постимпрессионисты — предшественники современного западноевропейского искусства. Трактовка пространства и формы предметов в произведениях П.Сезанна. Значение цвета в моделировке формы. Подчеркнутая эмоциональная выразительность, экспрессивность живописи В.Ван-Гога «Прогулка заключенных». Одушевленность и очеловеченность природы в его пейзажах. Портрет в творчестве Ван-Гога. Уход Поля Гогена от социальной действительности в мир «земного рая». Синтезировано-декоративная трактовка цвета в его произведениях. Соединение трагически-масштабных образов со стихией свободной лепки в искусстве О. Родена.

8

2

Практические занятия Сочинение-анализ

2

Контрольные работы Тест словарик

2

Самостоятельная работа

10

4 курс 8 семестр

Русское искусство 19 –начала 20вв

36

1.

Архитектура первой пол. 19 в. Исторический контекст развития отечественного искусства первой пол. 19 в. Отечественная война 1812 г. Восстание декабристов. Архитектура первой пол. 19 в. как высшее достижение/русского классицизма. В.Н Воронихин — Казанский собор, А.Д.Захаров Адмиралтейство, Т. де Томон — Биржа. Крупнейший мастер архитектурныхансамблей К.И.Росси. Деятельность О.И.Бове и Д.И.Жилярди по восстановлению Москвы после Отечественной войны 1812г. Исаакиевский собор А.А.Монферрана — памятник русской архитектуры позднего классицизма.

2

2

2.

Скульптура первой пол. 19 Расцвет скульптуры зрелого классицизма. Творчество И.П.Мартоса («Памятник Минину и Пожарскому», надгробная пластика). Медальоны Ф.П. Толстого, посвященные Отечественной войне 1812г. Скульптурные группы на Аничковом мосту П.Клодта. Тест

2

2

3.

Портрет в искусстве первой пол. 19 в. (О.Кипренский, В.Тропинин) Новые черты живописи начала 19 в.: Интерес к жизни народа и национально характерному. О.А.Кипренский. Романтизм и реализм в его портретном творчестве: портреты А.А.Челищева, Е.В.Давыдова, А.С.Пушкина, «Автопортрет». В.А.Тропинин, его роль в формировании московской школы живописи. Тропинин -мастер камерных, интимных портретов — «Портрет сына», «Портрет А.С.Пушкина».

2

2

4.

Творчество К.П.Брюллова Академические традиции и романтические тенденции в его творчестве. Портретная живопись Брюллова. «Последний день Помпеи», «Всадница», «Портрет Струговщикова», «Автопортрет».

2

2

5.

Творчество А.И.Иванова. Работа над картиной «Явление Христа народу». Новаторство и значительность ее идейно-нравственного смысла и выразительность средств живописи. Значение творчества А.Иванова для русского искусства.

2

2

6.

Жанровая живопись первой пол. 19 в.( А. Венецианов,П. Федотов) Образы русских крестьян и русской природы искусстве А.С.Венецианова. Работа с натуры. «Гумно», «Весна. На пашне», «Захарка», «Автопортрет». Венециановская школа. Жанровая живопись. Творчество П. А. Федотова -предшественника критического реализма. Бытовые картины как сатирическое изображение различных слоев общества «Свежий кавалер», «Сватовство майора», «Завтрак аристократа», «Анкор, еще анкор». Портретный жанр в творчестве П.Федотова. Тест

2

2

7.

Жанровая живопись второй половины 19 века ТПХВ Творчество передвижников. Общественное движение в России 60-70-х гг. Его отражение в русской публицистике и искусстве. Изобразительное искусство и литература. Ведущее положение бытового жанра в живописи второй половины 19 в. Протест против академического искусства.»Бунт 14-ти». Организация Петербургской артели художников. Возникновение ТПХВ.

2

2

8.

Социально-философские искания в искусстве второй пол. 19 в (Н.Ге, И.Крамской) И.Н.Крамской — организатор и руководитель передвижников. Портреты деятелей русской литературы и крестьян. «Христос в пустыне». Социальные проблемы в творчестве Г.Г.Мясоедова, К.А. Савицкого, В.Е. Маковского, Н.А. Ярошенко. Роль критика В.В. Стасова, художника-педагога П.П.Чистякова, основателя картинной галереи русского искусства П.М.Третьякова.

4

2

9.

Пейзажная живопись второй пол. 19 в. Обращение художников к русскому национальному пейзажу. Раскрытие в образах природы мироощущения русского человека. И.К. Айвазовский, А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, Ф.А. Васильев. Колористические решения пейзажей А.И. Куинджи, разработка пленэра в работах В.Д. Поленова. Тест

2

2

10.

Творчество И.Е.Репина И.Е. Репин — великий художник-реалист. Творческий путь Репина. Жанровые и исторические картины «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», «Арест пропагандиста», «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Портретное творчество И.Репина.

2

2

11.

Творчество И.И. Левитана Творчество И.И.Левитана — вершина развития русского национального пейзажа. Передача настроения и чувств человека в характере изображаемой природы. «Осенний день. Сокольники», «Березовая роща». Поиски монументального обобщения и фимлософского осмысления образа русской природы. «Март», «Золотая осень», «Вечер. Золотой плес», «Над вечным покоем», «Владимирка», «Озеро.Русь» Композиция и колорит произведений Значение творчества Левитана для развития русского искусства.

2

2

12.

Историческая и батальная живопись второй пол. 19 в. Выявление конфликта исторических сил в картине Н.Н.Ге «Петр 1 допрашивает царевича Алексея». Картины В.В. Верещагина „-.«Смертельно раненый», «Апофеоз войны», «Не замай, дай подойти». Былинно-сказочный характер образов В.М. Васнецова. «Аленушка», «Богатыри». Обращение к эпосу и истории.

2

2

13.

Творчество В.И.Сурикова. Понимание исторического события, процесса как результат действия широких народных масс. «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Меньшиков в Березове», «Переход Суворова через Альпы». Композиционное и колористическое мастерство В.И.Сурикова. Тест

2

2

14.

Творчество В. Серова. Колористические достижения, новаторство живописных приемов в ранних работах «Девочка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем». Зрелое портретное творчество В.Серова. Портреты Г.Л.Гиршман, В.О.Гиршмана, О.К.Орловой, Мики Морозова, М.Н.Ермоловой. Пейзаж, исторические (мифологические) картины Серова. Графика Серова.

2

2

15.

Творчество М. Врубеля Сложность и своеобразие творческих поисков, отражение в них идейных противоречий. «Демон», «Царевна-Лебедь», «Пан».

2

2

16.

Творчество М.Нестерова. Поиск идеально прекрасного мира: «Пустынник», « Видение отроку Варфоломею». Нестеров –портретист.

2

2

Практические занятия Сочинение-анализ

2

Самостоятельная работа

25