М а н и п у л и р о в а н и е м или

М а н и п у л и р о в а н и е м назовем такое управление поведением человека, которое совершается ради какой-либо выгоды того, кто управляет.

Конечно, нет человека, который хоть раз не схитри бы, чтобы добиться желаемого. В каждом из нас с детства сидит манипулятор. Допуская возможность разовой манипуляции, своего рода игры, цель которой — избежать затруднительного положения, америский психолог Э.Шостром резко осуждает манипулирование как основной стиль общения, «псевдофилософию жизни, направленную на то, чтобы эксплуатировать как себя, так и других». Постоянное манипулирование опасно тем, что приводит к разрушению личности человека, основные душевные силы которого направлены на управление другими. А объекту манипулирования его положение невыносимо из-за чувства подавления личности, роли игрушки в чьих-то руках, средства для достижения чужих целей.

Причины манипулирования по мнению Шострома — в слабости человеческой натуры:

1. Не в силах положиться на себя, лучше сделать ответственным за все другого, которым можно управлять и которого можно контролировать. Людей, преуспевающих в этом, можно назвать активными манипуляторами.

2. Если не хватает сил справиться с жизненными трудностями, удобно занять пассивную позицию: ≪Делайте со мной, что хотите!≫ (пассивный манипулятор)

3. Взгляд на жизнь как на постоянную цепочку сражений и на людей как на соперников и врагов порождает соревнующегося манипулятора, который действует то активным, то пассивным методами.

4. Желая и не находя любви окружающих, можно попытаться добиться власти над ними силой хитрого ума (активные манипуляторы).

5. Некоторые люди настолько боятся заслужить чье-то неодобрение, что стараются угодить всем (пассивные манипуляторы).

Итак, основная линия поведения активных манипуляторов — главенство и власть во что бы то ни стало. Стратегия поведения пассивных манипуляторов — приспособленчество, угодничество. Цель деятельности соревнующихся манипуляторов — выиграть любой ценой, несмотря ни на что.

Знание основных причин манипулирования и стратегической линии поведения манипуляторов позволяет не только распознать их среди окружающих, но и предвидеть их поступки и, следовательно, избежать участи их жертв.

Как же происходит манипуляция? В партнере находят уязвимое место, струну, на которой можно сыграть. Сильный человек не поддастся искушению, а слабый и наивный может пойти на поводу.

Есть люди, которые с удовольствием следуют совету испанского философа XVII века Б. Грасиана: ≪К каждому подбирать отмычку. В этом искусство управлять людьми… надо застать натуру врасплох, нащупать уязвимое место и двинуть в атаку ту самую__ страстишку — победа над своевольной натурой тогда обеспечена≫. Заветные желания человека могут быть вполне естественными: жажда одобрения, поддержки или утешения. Угадав их, манипулятор ведет себя так, как вам бы того хотелось, то есть он навязывает вам ту роль, которая в глубине души вам весьма мила, например, Благородного Человека, Бескорыстного Сотрудника, Мудрого Руководителя, Лихого Предпринимателя, Обольстительной Женщины, Незаменимого Работника, Всеми Обожаемого и т.п. Некоторым предлагаемая роль так нравится, что они долго не понимают, что исполняют ее по сценарию хитреца.

Если вы почувствовали какую-то неискренность, едвa уловимую фальшь в отношении к вам весьма милого человека, подумайте, не манипулятор ли перед вами, нет ли у него причин для такого поведения, и проявите сдержанность в отношениях с ним, будьте настороже.

Если всё же ваше поведение дало повод ≪забросить удочку≫, попробуйте применить один из способов защиты от манипуляций.

1. Отказ от предлагаемой роли: ≪Я не так бескорыстен, как вы думаете≫, ≪Простите, я дал повод?≫, ≪Вероятно, я не тот, за кого вы меня приняли≫ и т.п.

2. Манипуляцию можно просто не заметить. Молча проигнорировать провоцирующее высказывание, а в случае настойчивости партнера наивно спросить: Вы это о чем?

3. Снизить значимость того, на что вас толкает манипулятор. Сказать себе: А зачем мне это нужно?

4. Принять условия игры, а затем перехитрить самого манипулятора, переиграть его так, чтобы привести в замешательство и заставить прекратить недостойную игру.__

5. Чего вы, собственно, хотите? Таким резким вопросом можно прервать долгие подходы обходительного и настойчивого просителя.

6. Прием заезженная пластинка применяется к клиентам, которые не стесняются с обворожительной улыбкой снова и снова просить о том, что вы в силу своего служебного положения выполнить не можете или не хотите. Следует упорно повторять: ≪Я вас понимаю, но ничего не могу сделать≫. Человек, владеющий культурой общения, способен перевести отношения, начавшиеся на манипулятивном уровне, на ролевой, деловой или конвенциональный. Сильный духом человек, к а к правило, объектом длительного манипулирования не становится.