М Сервантес Лиценциат Видриера Принципы создания характера в новелле

Урок по творчеству М. Сервантеса «Лиценциат Видриера».

Принципы создания характера в новелле.

Цель: познакомить учащихся с жанром новеллы, определить ее главные проблемы и то, как их решает М. Сервантес, выяснить принципы создания характера в новелле, развивать навыки аргументированного устного выступления.

Словарная работа.

Новелла — эпический жанр в основе художественного мира которого лежит описание одного завершенного события и его авторская оценка.

Символ – (в переводе с греч. symbol — условный знак) -предмет, слово, условно выражающий суть какого – либо явления.

Ход урока:

Проверка домашнего задания:

- Почему эпоха названа Возрождением?

— Что означает Возрождение в широком смысле слова?

— Какие идеалы воспевала эпоха Возрождения?

2. Беседа:

1.Как Сервантес создает образ лиценциата? (Подчеркивает его ученость: обучался в университете с особенным блеском, проявил себя в гуманитарных науках)

Учитель: Университет в эпоху Возрождения считался центром гуманистической мысли→ Томас получил образование в духе Ренессанса.

Обратите внимание на детали: Томас – «книжный червь», «синий чулок» т. е. человек, у которого чувства и разум находятся в гармонии.

2. С помощью каких средств Сервантес показывает читателям, что Томас – дитя Ренессанса? (Италия — родина Ренессанса).

Художественная деталь – платье – символ вольнодумия.

Томас становится необычным, т.е. из стекла.

— Что это, элемент из сказки или символ?

Стекло – хрупкий материал, требует осторожного обращения.

Человек — стекло

— Что этим хочет сказать автор?

— А что необычного в Видриере?

— Чем он так удивляет людей?

— Какие вопросы задают Видриере? (от самых простых: семейных, жизненных до проблем искусства, поэзии)

Вывод: в вопросах отражена вся панорама современной Сервантесу жизни.

— Почему вопросы воспринимаются как необычные?

— Что необычного в ответах?(Видриера открывает людям глаза на окружающий мир: раньше были свободные суждения, а сейчас – зависимость – ДЕНЬГИ!!!)

3.Какие новые превращения происходят с лиценциатом? (его «вылечивают»)

— Кто выступает в роли лекаря? Это принципиально важный момент в новелле.

— Какое платье советует этот «лекарь» надеть Видриере?

Главный вопрос новеллы: от чего вылечивают лиценциата?

— Осталось ли что–нибудь в лиценциате от прежнего Томаса Видриеры?

— А прежнее имя осталось?

4. Найдите ответы в тексте:

1. Почему за Видриерой ходят толпы людей, а за Риэдой – нет?

Учитель: Сервантес подводит читателя к главной мысли, вопросу:

В чем беда человечества?( Сервантес поучает читателя: оглянись вокруг, в мире много удивительного, попробуй понять этот мир.)

Показателен финал новеллы:

— Что стало с лиценциатом?

— Почему на такой иронической ноте заканчивает свою новеллу Сервантес?

(Концовка новеллы горька и очень правдива! Обществу не нужны умные, образованные люди, способные на сочувствие, сострадание, т.к. мир очень жесток. «Чудаки» – милые, обаятельные, отважные люди. Их чудачества подчас гораздо более человечные, чем «нормальность» обычных людей.)

5. Домашнее задание: подготовить ответ на вопросы:

— В чем назидательность новеллы?

— Почему Сервантес выбрал именно образ стеклянного человека?

— Почему в роли лекаря выступает монах?

— Почему люди не хотят слушать проповеди нового лиценциата?

Материал для учителя:

В новелле ставится вопрос об истинных и мнимых ценностях; о подлинной гармонии человеческой личности.

Понятие красоты

внутренняя

внешняя

ум

талант

образованность

хорошие манеры

чувства, контролируемые разумом

Внешний облик (не такой, как все)

Основной конфликт новеллы:

Томас Родаха→ общество(испытание для всех людей: хватит ли тактичности, терпения, чтобы не развить еще большей мнительности юноши?)

Томас Родаха – человек, который обладает подлинными достоинствами. Люди считают Томаса чудаком, шутом.

Испытание продолжается и после того, как Видриера излечивается от своей болезни.

Основные черты гуманистического идеала:

— образование

— хорошие манеры

— чувства, контролируемые разумом

— блестящий ум и наблюдательность

Писателей эпохи Возрождения в первую очередь интересует индивидуальное проявления человеческой личности, ее своеобразие и непохожесть на других. Перед писателями данной эпохи стояла важная задача: как изображать идеального героя в несовершенном, враждебном мире?

2 выхода:1)если человек – жертва – произведение вызовет недоумение.

2) если он победитель – солгать или приуменьшить несовершенство реальной действительности.

Новое: безумие героя защищает их от несовершенного мира, позволяющего сохранить свои идеалы, веру в доброту и совершенство других людей. Они не замечают злобных насмешек, готовы всегда прийти на помощь униженным и оскорбленным.