Литературная гостиная Надрывается сердце от муки посвящённая 190-летию со дня рождени

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Майская ООШ № 33

Литературная гостиная

«Надрывается сердце от муки…»,

посвящённая 190-летию

со дня рождения Н.А. Некрасова

Подготовила и провела: учитель русского языка

и литературы Артемьева Н.Ю.

2011 – 2012

Литературная гостиная «Надрывается сердце от муки…»,

посвящённая 190-летию со дня рождения Н. А. Некрасова

Развивающие: Способствовать развитию навыков устной речи, навыков выразительного чтения поэтического текста; развитие эмоционального прослушивания музыкальных произведений; формирование нравственно-эстетических и эмоциональных переживаний у учащихся.

Обучающие: Ознакомить учащихся с биографическими сведениями Некрасова, ознакомить с особенностями творчества поэта, обратить внимание учащихся на тематическую классификацию поэзии Н.Некрасова; расширение знаний обучающихся о композиторах, обращающихся к творчеству Н.Некрасова, и художниках.

Воспитательные: Способствовать воспитанию любви к русской классической литературы 19 века, способствовать воспитанию патриотических чувств через творчество поэта Н.Некрасова; воспитание всесторонне развитой личности, интереса к музыке, искусству живописи, литературе.

Оборудование: Интерактивная доска, ИКТ

Материал к уроку:

компьютерная презентация (слайды),

мультипликационный фильм «Дедушка Мазай и зайцы»,

записи песен на стихи Некрасова Н.А. «Что ты жадно глядишь на дорогу…», «Я не люблю иронии твоей», «Русь» из поэмы «Кому на Руси жить хорошо.

записи на доске,

детские рисунки,

выставка книг.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие учащихся.

2. Вступительное слово.

Звучит стихотворение Некрасов Н. А. «Надрывается сердце от муки» (читает ученик 8 класса Данилюк Сергей)

Надрывается сердце от муки,Плохо верится в силу добра,Внемля в мире царящие звукиБарабанов, цепей, топора.Но люблю я, весна золотая,Твой сплошной, чудно-смешанный шум;Ты ликуешь, на миг не смолкая,Как дитя, без заботы и дум.В обаянии счастья и славыЧувству жизни ты вся предана, -Что-то шепчут зеленые травы,Говорливо струится волна;В стаде весело ржет жеребенок,Бык с землей вырывает траву,А в лесу белокурый ребенок -Чу! кричит: «Парасковья, ау!»По холмам, по лесам, над долинойПтицы севера вьются, кричат,Разом слышны — напев соловьиныйИ нестройные писки галчат,Грохот тройки, скрипенье подводы,Крик лягушек, жужжание ос,Треск кобылок, — в просторе свободыВсё в гармонию жизни слилось…Я наслушался шума иного…Оглушенный, подавленный им,Мать-природа! иду к тебе сноваСо всегдашним желаньем моим -Заглуши эту музыку злобы!Чтоб душа ощутила покойИ прозревшее око могло быНасладиться твоей красотой.

Учитель литературы:

Ребята, стихотворение, которое вы сейчас услышали, написал Н.А. Некрасова. В этом году исполняется 190 лет со дня рождения этого замечательного поэта, творчество которого вы изучаете на уроках литературы. Сегодняшнюю литературную гостиную мы решили назвать словами самого автора. Их вы только что слышали: «Надрывается сердце от муки…» А эпиграфом послужат слова поэта: «Я лиру посвятил народу своему».

Лирика Некрасова – новый этап в развитии русской поэзии. В ней раскрываются мысли, чувства, настроения, взгляды человека новой социальной эпохи.

Презентация «Жизнь и творчество Н.Некрасова»

Учитель литературы:

Николай Алексеевич Некрасов – великий русский поэт второй половины 19 века. Обращаясь к теме России, Пушкин и Лермонтов видели величие народа, широту русских земель, но для Некрасова Россия – это прежде всего крестьянство, изнемогавшее под гнетом помещиков. У Некрасова главным героем стал простой русский крестьянин, кормилец.

По собственному выражению поэта, его Муза – родная сестра крестьянки.

И сейчас я предлагаю послушать лишь некоторые произведения поэта в исполнении учащихся 5 и 6 классов.

5 класс:

Н.А.Некрасов / Крестьянские дети

Однажды, в студеную зимнюю пору,

Я из лесу вышел; был сильный мороз.

Гляжу, поднимается медленно в гору

Лошадка, везущая хворосту воз.

И, шествуя важно, в спокойствии чинном,

Лошадку ведет под уздцы мужичок

В больших сапогах, в полушубке овчинном,

В больших рукавицах… а сам с ноготок!

-Здорово, парнище! — «Ступай себе мимо

Уж больно ты грозен, как я погляжу!

Откуда дровишки? — «Из лесу, вестимо,

Отец, слышишь, рубит, а я отвожу».

(В лесу раздавался топор дровосека.)

-А что, у отца-то большая семья?

Семья-то большая, да два человека

Всего: мужиков-то: отец мой да я…»

Так вон оно что! А как звать тебя? —

«Власом»

А кой тебе годик? — «Шестой миновал…

Ну, мертвая!» — крикнул малюточка басом,

Рванул под уздцы и быстрей зашагал.

На эту картину так солнце светило,

Ребенок был так уморительно мал,

Как будто все это картонное было,

Как будто бы в детский театр я попал!

Но мальчик был мальчик живой, настоящий

И дровни, и хворост, и пегонький конь,

И снег, до окошек деревни лежащий,

И зимнего солнца холодный огонь—

Все, все настоящее русское было,

С клеймом нелюдимой, мертвящей зимы,

Что русской душе так мучительно мило,

Что русские мысли вселяет в умы,

Те честные мысли, которым нет воли,

Которым нет смерти — дави не дави,

В которых так много и злобы и боли,

В которых так много любви!

Играйте же, дети! Растите на воле!

На то вам и красное детство дано,

Чтоб вечно любить это скудное поле,

Чтоб вечно вам милым казалось оно.

Храните свое вековое наследство,

Любите свой хлеб трудовой —

И пусть обаянье поэзии детства

Проводит вас в недра землицы родной!

6 класс:

Н.А.Некрасов / Мороз, Красный нос

(отрывок, гл. 4, ч. 1)

Есть женщины в русских селеньях

С спокойною важностью лиц,

С красивою силой в движеньях,

С походкой, со взглядом цариц,-

Их разве слепой не заметит,

А зрячий о них говорит:

«Пройдет — словно солнце осветит!

Посмотрит — рублем подарит!»

Идут они той же дорогой,

Какой весь народ наш идет,

Но грязь обстановки убогой

К ним словно не липнет. Цветет

Красавица, миру на диво,

Румяна, стройна, высока,

Во всякой одежде красива,

Ко всякой работе ловка.

И голод, и холод выносит,

Всегда терпелива, ровна…

Я видывал, как она косит:

Что взмах — то готова копна!

Платок у ней на ухо сбился,

Того гляди косы падут.

Какой-то паренек изловчился

И кверху подбросил их, шут!

Тяжелые русые косы

Упали на смуглую грудь,

Покрыли ей ноженьки босы,

Мешают крестьянке взглянуть.

Она отвела их руками,

На парня сердито глядит.

Лицо величаво, как в раме,

Смущеньем и гневом горит…

По будням не любит безделья.

Зато вам ее не узнать,

Как сгонит улыбка веселья

С лица трудовую печать.

Такого сердечного смеха,

И песни, и пляски такой

За деньги не купишь. «Утеха!» -

Твердят мужики меж собой.

В игре ее конный не словит,

В беде не сробеет — спасет:

Коня на скаку остановит,

В горящую избу войдет!

Красивые, ровные зубы,

Что крупные перлы у ней,

Но строго румяные губы

Хранят их красу от людей -

Она улыбается редко…

Ей некогда лясы точить,

У ней не решится соседка

Ухвата, горшка попросить;

Не жалок ей нищий убогой -

Вольно ж без работы гулять!

Лежит на ней дельности строгой

И внутренней силы печать.

В ней ясно и крепко сознанье,

Что всё их спасенье в труде,

И труд ей несет воздаянье:

Семейство не бьется в нужде,

Всегда у них теплая хата,

Хлеб выпечен, вкусен квасок,

Здоровы и сыты ребята,

На праздник есть лишний кусок.

Идет эта баба к обедни

Пред всею семьей впереди:

Сидит, как на стуле, двухлетний

Ребенок у ней на груди,

Рядком шестилетнего сына

Нарядная матка ведет…

И по сердцу эта картина

Всем любящим русский народ!

Учитель литературы:

Тема женской доли всегда волновала поэта. В начале своего творческого пути он написал стихотворение « Тройка» — о настоящем и будущем крестьянской девушки. Стихотворение стало народной песней.

Звучит запись романса «Что ты жадно глядишь на дорогу…» в исполнении Л. Зыкиной.

Учитель литературы:

Вы прослушали произведение, в котором прослеживается взаимосвязь двух искусств: литературного и музыкального.

Учитель литературы:

О музыкальности стихов Некрасова говорит уже сам факт многократного обращения композиторов к его творческому наследию. Так, более ста его стихотворений положены на музыку как выдающимися, так и малоизвестными композиторами. Наибольшую популярность завоевали произведения Мусоргского, Бородина, Чайковского, Кюи, Танеева, Глазунова, Хренникова, Шостаковича.

Все стихотворения Некрасова, положенные на музыку, условно можно разделить на две группы: произведения с выраженной социальной тематикой и лирическая поэзия. Интересно, что из 300 музыкальных произведений на его стихи чуть больше половины относятся к первой группе, чуть меньше — ко второй. Наиболее часто композиторы обращались к таким стихотворениям, как “Тройка” (12 произведений), “Несжатая полоса” (11), “Зеленый шум” (10), “Внимая ужасам войны” (8), “Душно! Без счастья и воли” (7), “Калистрат” (6); поэмам “Кому на Руси жить хорошо” (25), “Коробейники” (15) и др.

Впрочем, романс — не единственный из музыкальных жанров, проникших в творчество Некрасова. Наиболее тесно его стихи связаны с жанром песни. Прослушайте одну из них.

Звучит запись песни «Я не люблю иронии твоей».

Учитель литературы:

В большинстве произведений Некрасова чувствуется связь с родиной и народом. Сочувствием и состраданием к обездоленным, несправедливо обиженным людям, терпящим нужду и унижение, пронизаны стихотворения Некрасова. Современники и критики называли Николая Некрасова «Поэтом народной боли».

Звучит запись песни «Русь» из поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

Учитель литературы:

Весь окружающий мир в его произведениях озвучен, наполнен жизнью. Поэт с жадностью и упоением ловит эти звуки, тишина для него – часто отрицание жизни, смерть. Сама жизнь – песня, и весь мир жив и наполнен смыслом, пока он подчиняется ее законам. С песней человек рождается, живет.

Многие стихотворения Некрасова иллюстрируются произведениями ещё одного вида искусств – живописью. О некоторых картинах русских художников, которые, как вы поняли, перекликаются с поэзией Некрасова, расскажет Макарова Ю.

Презентация и рассказ ученицы.

И в заключении предлагаем 3-6 классу посмотреть мультипликационный фильм «Дедушка Мазай и зайцы», а 7-9 ответить на вопросы викторины (учащимся раздаются листочки с вопросами викторины и чистый лист для ответов).

Какой отцовский наказ нарушил Некрасов, приехав в Петербург, 16-летним юношей? (Поступить на военную службу в Дворянский полк).

Как называется родовое имение поэта? (Грешнёво, ныне Некрасово).

Как зовут Мужичка с ноготок и сколько ему лет? (Власом, «шестой миновал»).

Какие песни на некрасовские стихи вы знаете? («Тройка», «Коробушка» и др.)

Что называл Некрасов своей колыбелью, признаваясь в любви к ней: «Любил ли кто тебя, как я?» (Волгу).

Почему поэт назвал Волгу рекою рабства и тоски? (Увидел там измученных, измождённых рыбаков, услышал их песни и разговоры о трудной жизни).

Знаете ли вы русскую народную сказку, герой которой напоминает некрасовского Мороза? («Морозко»).

Кто «вынесет всё – и широкую, ясную грудью дорогу проложит себе»? (Русский народ)

Какие стихи Некрасов написал о детях и для детей? («Крестьянские дети», «Плач детей», «Генерал Топтыгин», «Дедушка Мазай и зайцы», «Дядюшка Яков», «Накануне светлого праздника»).

От какой болезни умер поэт? (От рака кишечника).

4. Итог мероприятия.

Учитель литературы:

Лирика Н.А. Некрасова — это лирика жизни, лирика действия. Центральное место в ней занимает народ, который стремится к счастью, красоте, справедливости.