Лиса звук с учила

«Лиса звук [с] учила»

Цели:

1. Коррекционнообразовательная: закрепить слуховой и моторный образ звука [с]; автоматизировать звук [с] изолированно, в слогах, в словах и в предложениях;

учить анализировать артикуляцию звука и давать ему характеристику.

2. Коррекционноразвивающая: развивать общую моторику, используя динамическую паузу; работать над развитием артикуляционной моторики, используя артикуляционную гимнастику; фонематические процессы; силу голоса, мелкую моторику, используя пальчиковую гимнастику; чувство ритма.

3. Коррекционно – воспитательная: воспитывать желание говорить правильно и красиво; побуждать интерес к логопедическим занятиям; воспитывать у детей активность и внимательность на занятии, заботливое отношение к животному миру.

Оборудование: предметные, артикуляционные картинки, слайды, музыка, игрушка «Лиса», картинка «Лес», прищепки, графопроектор.

Ход занятия:

1. Орг. момент.

Под музыку дети входят в зал.

Л.: Сегодня к нам на занятие пришли гости, поздороваемся.

Д.: саліметсіздерме.

Л.: Как снежинки покружились

И на стульчик опустились.

2. Упражнение «Снежинка»

Л.: Ребята, посмотрите к нам прилетела веселая снежинка, споем её песенку:

Свистели метели: с –с –с.

дети произнося звук [с] от тихого к громкому

Летели снега: с –с –с.

дети произнося звук [с], то грамко, то тихо

Стелила постели большая пурга: с –с –с.

дети произнося звук [с] от громкого к тихому

3. Приход лисы

Л.: Ребята, а теперь закройте глазки, послушайте волшебную музыку зимы (звучит музыка). Открываем глазки.

Здравствуй, зимний лес

Полный сказок и чудес.

Куда мы попали с вами?

Д.: мы попали в зимний лес.

Л.: Ой, ребята, тише: какие – то странные звуки слышатся около ели. Посмотри… кто там.

Р.: Рыжая плутовка с пушистым хвостом

Живет в лесу под кустом.

Л.: Кто это?

Д.: это лиса.

Ребенок достает лису – игрушку.

Л.: О чем ты лисонька горюешь? (лиса шепчет логопеду на ухо)

Лиса азбуку учила

И звук [с] вдруг позабыла.

Просит лисонька – лиса:

«Помогите мне, друзья,

Вспомнить песню ветерка»

Ведь поможем ей друзья?

Д.: да.

4. Артикуляционная гимнастика

Л.: Чтобы правильно спеть эту песенку, мы должны сделать гимнастику для язычка:

Шалунишка язычок

В доме- ротике живет.

Приоткрыл язык окно:

(упр. «Окошко»)

А на улице тепло.

Язычок наш потянулся,

(упр. «Птичка»)

Широко нам улыбнулся

(упр. «Улыбка»)

И пошел он умываться,

Чистить зубки,

(упр. «Чистим зубки»)

А затем он расчесался (упр. «Расческа»)

И пошел готовить завтрак.

Замесил вначале тесто (упр. «Месим тесто»)

И напек друзьям блинов (упр. «Блинчик»)

И лягушке, и слоненку (упр. «Лягушка», «Слоник»)

Не досталось только киске, (упр. «Сердитая киска»)

Язычок её погладил.

И все сели пить чай с вареньем (упр. «Вкусное варенье»)

5. Артикуляция звука [с]

Л.: Вспомним артикуляцию звука [с]. Когда мы произносим звук [с], то:

губы в улыбке;

язычок за нижними зубками;

дует холодный ветерок;

горлышко молчит.

Тайна звука [с]. Звук [с] –согласный, т. к. воздух встречает преграду; глухой (по-ложить руку на горлышко и произнести звук [с], горлышко не «работает»); обозначаем человечком синего цвета без колокольчика.

6. Динамическая пауза «Утром лисонька проснулась»

Дети выполняют соответствующие движения под музыку:

Утром Лисонька проснулась,

Лапкой вправо потянулась,

Лапкой влево потянулась,

Солнцу нежно улыбнулась

В кулачок все пальцы сжала,

Растирать все лапки стала –

Ножками потопала,

Лапками похлопала.

Ну, красавица-Лиса!

До чего же хороша!

7. Автомтизация звука [с] в слогах

Л.: Поучим лису произносить слоги (использовать слайды):

Са –са –са – вот идет лиса.

Сы –сы –сы – хвост пушистый у лисы.

Со –со –со – хвост похож на колесо.

Су –су –су – не боимся мы лису.

8. Пальчиковая гимнастика «Хитрая лисичка»

Л.: А теперь с помощью пальчиков вы расскажите о хитрой лисичке:

Хитрая лисичка

Вышла погулять.

выполнятся упр. «Лисичка»

Захотелось ей

хлопают в ладоши

Кого – нибудь поймать

сцепляют пальцы в «замок»

Или птичку, или рыбку,

Или зайку, или мышку,

выполняются упр. «Птичка», «Рыбка»,

«Зайчик», «Мышка»

Но

разводят руки в стороны

Птички улетают,

упр. «Птичка»

Рыбки уплывают,

упр. «Рыбка»

Зайки убегают,

упр. «Зайчик»

Мышки прячутся в нору.

хлопают в ладоши за спиной

9. Упражнение «Доскажи словечко»

Л.: Назовем лисе птиц, которые живут в зимнем лесу и дружат со звуком [с].

На снегу –то посмотри –

С красной грудкой…

Д.: снегири.

Л.: Длиннохвостая болтунья

А зовут её…

Д.: сорока.

Л.: Лишь зима во двор примчится

Прилетит за ней…

Д.: синица.

10. Автоматизация звука [с] в словах. Игра «Третий лишний»

Л.: Молодцы, ребята, хорошо учите произносить лису звук [с]. Мы со звуком [с] играем и подарок собираем (дети складывают в конверт слова со звуком [с])

Выставляются три картинки:

Снежинка, снеговик, тыква.

Автобус, самолет, машина.

Косы, бусы, фартук.

11. Автоматизация звука [с] в предложениях

Вот лесные чудеса:

В сапогах стоит лиса.

(выставляется картинка леса, лисы в сапогах)

Дети повторяют скороговорку в медленном темпе.

12. Домашнее задание: Лиса хорошо усвоила звук [с],нарисовала зимнюю картинку, но не успела её раскрасить. Раскрасьте эту картинку и найдите слова со звуком [с]. Лисонька – лиса говорит вам спасибо.

Глазки закрываются, в садик возвращаемся.

13. Итог

Л.: На столе у меня лежит желтый кружок. На что он похож?

Д.: на солнце.

Л.: Чего нет у нашего солнышка?

Д.: лучиков.

Л.: Отвечая на мои вопросы, вы сделаете солнышку лучики. Какой звук мы учили произносить лису.

Д.: звук [с].

Л.: что за тайну мы открыли лисе?

Д.: звук [с] – согласный, глухой.

Л.: Какие слоги вы знаете со звуком [с]?

Д.: са, со,су,сы.

Л.: Назовите слова со звуком [с].

Д.: самолет, снежинка, снеговик, автобус, сорока….

Л.: Молодцы, ребята, хорошо работали ваши язычки, пальчики. Красивое солнышко у нас получилось. Спасибо вам.

Дети под музыку выходят из зала.