Лирический дневник как форма самостоятельной работы учащихся при изучении творчества АС

«Лирический дневник» как форма самостоятельной работы учащихся при изучении творчества А.С.Пушкина.

Изучение творчества А.С.Пушкина в 9 классе открывает большие возможности для творчества учителя и ученика: уроки—путешествия, уроки—экскурсии, семинары, олимпиадные работы, диспуты, конференции, литературные вечера—эти и другие активные формы классных и внеклассных занятий не самоцель, а средство воспитания, поиск пути к сердцу ученика. Хотелось бы подробнее остановиться на одном из приемов самостоятельной работы, который оказался достаточно эффективен при формировании активной личной позиции читателя.

Ученикам предложили помимо рабочей тетради завести личную тетрадь-дневник. Цель создания такого дневника: «включить» ученика в творческий процесс осмысления художественных произведений, научить размышлять, оценивать, рассуждать. Делая самостоятельные записи в дневнике, ученик открывает для себя сложность и неоднозначность поэтического мира, ищет ответы на свои вопросы, настраиваясь не только на монолог, но и на диалог с Поэтом, учителем, одноклассниками. Это путь, на котором «чужие» истины приобретают характер личностных.

Вопросы по осмыслению себя, людей, мира встают при изучении художественного произведения—и тогда для глубокого понимания поставленных проблем возникает естественная потребность в знаниях по теории и истории литературы.

Работать с личным дневником можно по нескольким направлениям. Иногда сам учитель определяет творческую деятельность учеников, то есть уже на уроке очерчивает тот круг проблем, которые необходимо осмыслить дома. Можно предложить ученикам самим обдумать урок и поразмышлять над тем вопросом, который больше всего заинтересовал, затронул душу.

Для индивидуальной работы при изучении творчества А.С.Пушкина мы предлагаем следующие вопросы:

По теме «Лирика любви и дружбы». Какое из стихотворений вам наиболее близко? Почему?

Как вы понимаете «светлую печаль» в стихотворении А.С.Пушкина «На холмах Грузии…»?

Как Пушкин решает проблему «закон—власть—народ» в стихотворении «Вольность»? Согласны ли вы с таким решением проблемы?

Как вы понимаете слова из стихотворения « Деревня»:

Здесь барство дикое, без чувства, без закона,

Присвоило себе насильственной лозой

И труд, и собственность, и время земледельца.

Почему Пушкина волнуют общественные проблемы?

Как вы понимаете эти слова :

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он как душа неразделим и вечен—

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

Какое слово для вас является ключевым? Почему?

Художник О.А.Кипренский написал портрет А.С.Пушкина. Глядя на этот портрет, Пушкин сказал: « Себя, как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит». Что имел в виду поэт?

Ставит ли Пушкин проблему смысла жизни, смыла существования человека в романе «Евгений Онегин»? Как она решается?

Выбор жизненного пути, противостояние сил, обстоятельств и привычек. Актуальна ли эта проблема для героев романа «Евгений Онегин»? Ответственен ли человек за совершенный им выбор?

Что значит «чувствовать пустоту жизни» ? Как и почему меняются авторские оценки Евгения Онегина?

Какова жизненная позиция Татьяны? Меняется ли ее отношение к жизни и герою? Что ценно в личности героини для автора? Чем ценна человеческая личность вообще?

Может ли любовь стать началом возрождения личности? При размышлении над этой проблемой стоит обратиться к взаимоотношениям Онегина и Татьяны.

Почему духовное развитие идет через трагедию и кризис? При размышлении над этой проблемой стоит обратиться к отношениям Онегина и Ленского.

Почему у романа «Евгений Онегин» открытый финал?

Обдумывание этих вопросов, ведение такого дневника учащимися дает положительный эффект. Формируется личностное восприятие произведения.

Обсуждение разных взглядов, сопоставление точек зрения, спор, дискуссия ведут класс к более глубокому познанию произведения, к постижению объективного смысла слова писателя.

Нередко на уроках возникает спор. Спор—явление желательное, разногласия неизбежны, важно, что бы спор не превращался во взаимные обвинения. Так появляется необходимость вырабатывать в себе культуру выступлений, умение вести диалог, участвовать в обсуждении проблемы; формируются умения выделять главную мысль выступления товарища, давать оценку прослушанному, ставить вопросы и давать исчерпывающие аргументированные ответы, отстаивая собственную точку зрения.

Работа с дневником—это путь преодоления отчуждения учителя и ученика. Педагогические отношения раскрепощаются, строятся на основе взаимопонимания, доверия, сотрудничества.