Лингвистический анализ художественного текста

П р о г р а м м а

элективного курса

«Лингвистический анализ художественного текста».

Автор программы:

учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ №12

г. Выксы

Нижегородской области

Макарова И. А.

Пояснительная записка к программе элективного курса

«Лингвистический анализ художественного текста».

Программа данного курса составлена в соответствии с требованиями Федерального агентства по образованию к уровню подготовки выпускников и содержанию Федерального компонента стандарта основного и среднего (полного) общего образования по русскому языку и литературе на профильном уровне и представляет собой углубление основного курса русского языка и литературы в 11 классе.

Обязательный минимум содержания образования по литературе определяет, что ученик средней школы должен понимать русскую литературу как достояние, уметь анализировать художественное произведение структурно и содержательно, выявлять языковые средства художественной образности и их роль в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

Из сказанного следует, что введение на профильном уровне элективного курса «Лингвистический анализ художественного текста» актуально и отвечает современным требованиям, предъявляемым к уровню подготовленности учащихся.

Язык и его художественно-выразительная функция совмещаются в художественной литературе. Такое сближение, единение широко раскрывает для учащихся дверь в идейно-образное содержание литературного произведения, в творческую лабораторию писателя, дает возможность проникновения в глубины родного слова. Именно такое сближение возможно при комплексном лингвистическом анализе художественного текста, который всегда предполагает синтез единиц разных уровней языковой системы: синтаксического, морфологического, лексико-семантического, фонетического.

Лингвистическое изучение текста рассматривается и как способ воспитания культуры восприятия и понимания текста, то есть тех лингвистических средств, которые автор выбрал для воплощения своего авторского замысла. Авторский замысел раскрывается на основе процесса расшифровки читателем смысла языковых форм (структур), используемых художником.

Основная цель курса — формирование навыков лингвистического анализа литературного произведения на основе знаний по теории литературы и о русском языке как системе, полученных в начальной и основной школе и расширяемых в старших классах.

Задачи элективного курса:

- развить навыки работы с текстом произведений художественной литературы;

- научить видеть эстетические возможности основных единиц языка (звука, морфемы, слова, предложения);

- обеспечить практическое использование лингвистических знаний и умений в самостоятельной работе по анализу текста художественного произведения;

- способствовать развитию речи и мышления на межпредметной основе.

Требования к уровню подготовленности обучаемого.

В результате изучения элективного курса «Лингвистический анализ художественного текста» ученик должен

знать/понимать

образную природу словесного искусства;

основные лингвистические явления и понятия;

уметь

действовать научными способами при анализе художественного произведения;

оперировать единицами и понятиями разных уровней исследования языка – языка как структуры и как коммуникативной системы.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

участия в диалоге или дискуссии;

самостоятельного знакомства с художественными текстами и осознанного восприятия их во всем многообразии используемых авторами языковых и структурно-семантических средств, а также для оценки их эстетической значимости.

Анализ текста как единства идейно-эстетического содержания и его языкового воплощения является в системе филологического обучения школьников более высоким уровнем анализа речевой деятельности.

Лингвистический анализ текста недопустим без соблюдения ряда методически важных принципиальных положений:

а) принцип историзма, требующий рассмотрения языка и стиля произведения в контексте языковой жизни соответствующего исторического периода;

б) учет взаимосвязи и взаимообусловленности формы и содержания художественного произведения;

в) признание того, что в каждом произведении есть общее и отдельное: общеязыковое, общестилевое, общенародное, индивидуально-авторское – и задача заключается в выявлении их пропорций и отношений, а также организации всего материала с целью наиболее полного воплощения идейно-художественного и эстетического замысла автора.

Элективный курс «Лингвистический анализ художественного текста» является оптимальным в деле изучения литературного произведения, поскольку он становится центром интеграции слова и образа. Именно слово и образ формулируют (формируют) мысль, с помощью которой развивается личность. Формирование мысли – это определенный анализ, синтез, понимание сложившейся ситуации (в нашем случае это художественное произведение) и способность к поиску выхода, решения.

Лингвистический анализ, основанный на использовании речевой и литературной теории, обеспечивает высокий уровень речевого развития, позволяет сформировать жизненную позицию, жизненную успешность.

Нормы оценки по данному курсу призваны обеспечивать одинаковые требования к учащимся, причём предъявляются эти требования только к таким умениям и навыками, над которыми ученики работали или работают к моменту проверки.

Оценка «5» ставится, если ученик обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения как устно, так и письменно, применить знания на практике, привести необходимые примеры. При оценке письменной творческой работы учитывается также самостоятельность, оригинальность замысла, уровень её композиционного и речевого оформления.

Оценка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но допускает неточности в определении понятий, не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры, делает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений понятий, искажающие их смысл. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьёзным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

Содержание курса

«Лингвистический анализ художественного текста».

Лингвистический анализ художественного текста, его цель и предмет. 1 ч.

Понятийный аппарат анализа художественного текста.

Русские учёные-лингвисты об исследовании художественного текста.

Язык художественной литературы. 1 ч.

Образ и образность. Актуализация. Многоплановость художественного текста. Содержание и смысл. Приращение смысла.

Лингвистическое комментирование. 4 ч.

Устаревшие слова. Устаревшие факты фонетики и словообразования. Необычные грамматические формы. Диалектные слова. Специальные слова. Символы и поэтические обороты.

Культурологический комментарий, его цель и предмет.

История, культура, быт, традиции народа в слове. Словари и энциклопедии.

Структура художественного текста. 1 ч.

Идейно-эстетический, композиционный и собственно языковой уровни художественного текста.

Фонетический уровень. 5 ч.

Выразительные средства фонетики. Аллитерация, ассонанс, звукоподражание. Поэтическая орфоэпия. Рифма.

Графон как средство характеристики персонажа. Ситуативные и постоянные графоны.

Словообразовательный уровень. 3 ч.

Выразительные средства словообразования. Паронимы. Парономасы.

Авторские неологизмы.

Лексический уровень. 9 ч.

Словари языка писателей.

Выразительные средства лексики. Метафора. Метонимия. Синекдоха. Эпитет. Сравнение. Олицетворение. Гипербола. Литота.

Синонимы, омонимы, антонимы. Контекстуальные синонимы и антонимы.

Лексический разбор текста, его цель и предмет.

Тематическое поле. Ключевое слово.

«Говорящие» имена.

Перифразы.

Морфологический уровень. 3 ч.

Выразительные средства морфологии. Грамматические категории.

Именные части речи. Глагол и глагольные формы.

Синтаксический уровень. 4 ч.

Экспрессивный синтаксис. Инверсия.

Стилистические фигуры речи. Анафора. Эпифора. Антитеза. Градация. Оксюморон. Параллелизм. Риторический вопрос. Риторическое восклицание. Риторическое обращение.

Интонация, смысл, пунктуация. Знаки препинания конца предложения.

Повторение. 2 ч.

Тематическое планирование элективного курса

«Лингвистический анализ художественного текста». 11 класс.

Название урока

Тип урока

Дата

1

Лингвистический анализ художественного текста, его цель и предмет.

Лекция

2

Язык художественной литературы.

Исследование

3, 4

Лингвистическое комментирование как один из этапов работы с художественным текстом, его цель и предмет.

Мастерская построения знаний

5,6

Культурологический комментарий, его цель и предмет.

Мастерская построения знаний

7

Структура художественного текста.

Лекция

8

Выразительные средства фонетики.

Мастерская построения знаний

9

Аллитерация, ассонанс, звукоподражание.

Исследование

10

Изобразительная звукопись.

Мастерская

творческого письма с элементами лингвистического анализа

11

Графон как средство характеристики персонажа.

Практикум

12

Контрольная работа.

Урок-модуль

13

Выразительные средства словообразования.

Мастерская построения знаний

14

Авторские неологизмы.

Исследование

15

Актуализация внутренней формы слова в художественных текстах.

Практикум

16

Контрольная работа.

Урок-модуль

17

Словари языка писателей.

Лекция

18,19

Выразительные средства лексики.

Мастерская построения знаний

20

Метафора как средство выразительности речи.

Исследование

21

Изобразительные возможности лексики.

Мастерская творческого письма с элементами лингвистического анализа

22

Тематическое поле. Ключевое слово.

Практикум

23

Лексический разбор текста.

Урок-модуль

24

«Говорящие» имена.

Исследование

25

Перифразы.

Практикум

26

Выразительные средства морфологии.

Мастерская построения знаний

27

Роль именных частей речи в художественном тексте.

Исследование

28

Эмоционально-экспрессивные возможности глагола в художественном тексте.

Практикум

29

Экспрессивный синтаксис.

Мастерская построения знаний

30

Стилистические фигуры речи.

Практикум

31

Интонация, смысл, пунктуация.

Исследование

32

Средства выразительности языка.

Урок обобщающего типа с актуализацией имеющихся знаний

33

Лингвистический анализ текста.

Практикум

34

Лингвистический анализ текста.

Практикум

Литература для учителя:



Страницы: 1 | 2 | Весь текст