Лекционно — зачетная система обучения в старших классах

Лекционно – зачетная система обучения в старших классах.

Чтобы приблизить условия учебного труда старшеклассников к вузовским , подготовить учащихся к продолжению образования в высших учебных заведениях, несколько лет назад в нашей школе была введена лекционно – зачетная система обучения в старших классах. Для достижения этой цели необходимо было решить ряд задач: реализовать через лекционно – зачетную систему обучения принципы педагогического сотрудничества, т.к. именно этот принцип лежит в основе взаимоотношений учитель –ученик; создать благоприятные условия не только для обучения, но и для развития воспитания старшеклассников в процессе обучения, использовать дифференцированную и индивидуальную работу с учащимися, учитывая целенаправленность старшеклассников. В чем же преимущества этой системы обучения? Использование лекционно — зачетной системы обучения в школе имеет ряд существенных преимуществ: во – первых, осознанность школьниками процесса обучения, во – вторых, возможность активного включения в него, в – третьих, планирования ими своей деятельности ,в –четвертых, возможность широко использовать нетрадиционные формы обучения ( лекция, семинар, конференция ,зачет).

Лекционно – зачетная система вводится, как правило, в старших классах с последующим принятием индивидуальных зачетов по каждой теме или разделу. Школьная лекция адаптирована к условиям школы. Как правило, это вводные и обобщающие лекции, реже они представляют собой модификацию урока сообщения новых знаний.

Дидактические требования к лекционно – зачетной системе.

К лекционно — зачетной системе обучения предъявляются следующие важнейшие дидактические требования:

познавательная ценность;

неразрывная связь изучаемого материала с жизнью;

мотивация учения;

реализация замысла на основе высокой активности всех познавательных процессов (развитие творческого мышления, обучение умению учиться, формирование умений и навыков);

развитие у учащихся стремления к знаниям, самообразованию, умения самостоятельно расширять и углублять свои знания.

Проверка качества знаний учащихся при лекционно – зачетной системе занятий осуществляется на зачетных уроках. Зачет – форма проверки знаний , умений и навыков, полученных на семинарских и практических занятиях. Это один из равнозначных компонентов лекционно – зачетной технологии. Зачет – форма развития учащихся, их самообразования и самообучения, проверки и контроля знаний и умений, предусмотренных программой. По содержанию зачеты классифицируются: на развивающие, корректирующие, контролирующие. В зависимости от педагогических задач, определяется тип зачета. По форме организации зачеты классифицируются следующим образом: устные, письменные, письменно – устные ,компьютерные, дифференцированные. Опыт работы учителей нашей школы показал, что лекционно – зачетная система обучения в старших классах эффективна и рациональна. Важно также и то, что у учащихся есть возможность получить зачет «автоматом», если ученик будет активным на всех уроках.

Таким образом, в старшей школе следует осуществлять продуманную и научно – обоснованную работу по обновлению и совершенствованию учебной деятельности школьников.