Лаб. 2

ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ № 2

МЕЖГРУППОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ.

ПРИЧИНЫ И СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ МЕЖГРУППОВЫХ КОНФЛИКТОВ

Вопросы для устной подготовки и обсуждения на занятии:

Механизмы и феномены межгруппового восприятия.

Основные типы межгрупповых отношений.

Виды и причины межгрупповых конфликтов.

Теория социальной идентичности и ее роль в понимании межгрупповых отношений.

Основные подходы и модели оптимизации межгрупповых отношений и профилактики межгрупповых конфликтов.

Практические задания:

Проанализируйте особенности межгрупповых отношений и конфликтов на примере художественного фильма «Пиф-паф, и ты мёртв» (реж. Г. Ферленд, США, 2002), опираясь на следующие вопросы:

Какие типы социальных групп можно выделить в фильме?

Какие виды межгрупповых отношений показаны в фильме?

В чём могут заключаться причины конфликта между группами «Регбистов» и «Трогов»?

С помощью каких теоретических подходов можно объяснить причины данного конфликта?

Какие еще группы вовлечены в межгрупповой школьный конфликт?

Какова роль лидеров групп в создании и поддержании межгрупповых конфликтов?

Как особенности и феномены внутригруппового взаимодействия влияют на поведение членов одних групп по отношению к членам других групп?

С какой группой идентифицирует себя главный герой (Тревор) и почему?

Является ли Тревор типичным представителем определенной группы?

Является ли Тревор лидером какой-либо группы?

Какими способами родители учащихся, учителя и администрация школы пытаются урегулировать межгрупповой конфликт? Особенно уделите внимание позиции учителя-постановщика пьесы и директора школы.

Какие способы вы, как психологи, могли бы предложить для разрешения межгруппового конфликта или хотя бы для минимизации уровня враждебности между группами учащихся в школе?

Постарайтесь сделать целостный психологический анализ и описание ситуации, показанной в фильме, а не просто перечислить ответы на данные вопросы.

Форма отчетности:

Готовность сформулировать собственное мнение по каждому из вопросов.

Письменно выполненные задание № 1.

Литература для подготовки и выполнения заданий:

Агеев, В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы / В.С. Агеев. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1990. – 240 с. (Главы 1–3, 8).

Гулевич, О.А. Психология межгрупповых отношений / О.А. Гулевич. – М. : Московский психолого-социальный институт, 2007. – 432 с. (Главы 1, 3, 4, 8, 9).

Общественное животное. Исследования / под ред. Э. Аронсона. – СПб. : прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – 448 с. – Том 2. (С. 206–236, статья «Мозаичные группы и десегрегированный класс»), http://velsk.biz/articles/psikhologiya/psihologiya/?page=146

Семечкин, Н.И. Социальная психология на рубеже веков: история, теория, исследования / Н.И. Семечкин. – Владивосток, 2003. – Часть 2 (Раздел IV, Главы 1 и 3).

Чалдини, Р. Социальная психология. Пойми других, чтобы понять себя! / Р. Чалдини, Д. Кенрик, С. Нейберг. – СПб.: прайм– ЕВРОЗНАК, 2002. – 256 с. – Т.2. – С. 104–109.