Лаб №4

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

Факультет технологии и предпринимательства

Кафедра методики технологического образования

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №4

по дисциплине «Основы проектной культуры»

Практические работы выполнены студентами

Ф.И.О.

гр.

Подпись

1.

Шустова Юлия Дмитриевна

2.

3.

4.

5.

Дата сдачи «___» ___________ 2014 года

Оценка _________________ Подпись преподавателя ______________________

Преподаватель:

к.п.н., доцент

кафедры МТО

Ченобытов В.А.

Санкт-Петербург 2014

Практическая работа №4

ТЕМА: «АКСИОМАТИКА ПРОЕКТА. ОПИСАНИЕ ФОРМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ»

Цели-результаты:

После выполнения заданий ВЫ сможете:

Определить теории, концепции, подходы, принципы, используемые в ВАШЕМ проекте.

Определить аксиоматику теорий, концепций, подходов, принципов, используемых в ВАШЕМ проекте.

Разработать структурную блок-схему выбранной формы проектирования.

Представить характеристику состава и структуры формы проектирования.

Задание № 1

В письменном виде представьте теории, подходы, концепции, принципы, используемые в ВАШЕМ проекте. Заполните таблицу:

Теории, подходы, концепции

Принципы педагогические и (или) психологические

1. Интегративный подход.

2. Концепция информатизации.

1. Принцип научности.

2. Принцип наглядности.

3. Принцип преемственности, последовательности и систематичности.

4. Принцип гуманизма.

5. Принцип природосообразности.

Задание № 2

В письменном виде представьте аксиоматику выбранных ВАМИ теорий, подходов, концепций по следующей логике:

Интегративный подход:

Общие, фундаментальные положения/идеи.

Цель и задача заключается в формировании творческой личности, а объединение материала разных предметов позволяет осуществить одну из главных мыслительных операций: перенос ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию.

Содержательная характеристика законов, принципов, правил, закономерностей.

Интегративный подход проявляется во взаимосвязи между учебными предметами для отражения целостной картины природы в сознании ученика, для создания истинной системы знаний и правильного миропонимания, а также необходимости обобщенного познания и целостности познавательного процесса. Сюда следует отнести следующие методические положения: преемственность в содержании отдельных дисциплин, опора при изучении и закреплении материала на знания по другим предметам, развитие общих для разных предметов идей, сближение родственных предметов, формирование обобщенных познавательных умений.

Категории, понятия, термины, используемые в теории, концепции и т.д.

Межпредметные связи, интегрированные уроки, умения, мышления, знания.

Концепция информатизации:

Общие, фундаментальные положения/идеи.

Цель информатизации образования состоит в глобальной рационализации интеллектуальной деятельности за счет использования НИТ, радикального повышения эффективности и качества подготовки специалистов до уровня, достигнутого в развитых странах, т.е. за счет подготовки кадров с новым типом мышления, соответствующим требованиям постиндустриального общества. В результате достижения этой цели в обществе должны быть обеспечены массовая компьютерная грамотность и формирование новой информационной культуры мышления путем индивидуализации образования.

Содержательная характеристика законов, принципов, правил, закономерностей.

Подцели:

Повышение качества образования;

увеличение степени доступности образования;

повышение экономического потенциала в стране за счет роста образованности населения (человеческий капитал);

интеграция национальной системы образования в научную, производственную, социально-общественную и культурную информационную инфраструктуру мирового сообщества.

3. Категории, понятия, термины, используемые в теории, концепции и т.д.

Информатизация, информационные технологии, образование, интеграция.

Задание № 3

В письменном виде дайте развернутый и обоснованный ответ на вопрос: Как выбранные теории, концепции и др. позволяют эффективно решить проблему, выбранную вами в рамках практической работы №1?

Теории, концепции

Эффективное решение проблемы

1. Интегративный подход.

Повышение профессиональной компетентности учителя. Обучение научной организации труда.

В ходе самостоятельной работы осуществляются основные функции обучения — закрепление знаний и превращение их в устойчивые навыки и умения. Развивается творческое мышление учащихся, которое они реализуют в своей исследовательской деятельности путем анализа проделанной работы; аргументировано отстаивают свою точку зрения по выбранной проблеме, дают исчерпывающие ответы на вопросы.

Усиление взаимосвязей учебного материала позволяет формировать межпредметное мышление, ориентированное на усвоение целостной картины мира, так как интегрированный тип мышления вырабатывается на основе разработанных комплексных заданий и моделировании взаимосвязи учебных предметов.

2. Концепция информатизации

Все чаще и чаще дети проводят свое свободное время, дома за компьютером, и, это значит, еще одну сферу влияния на них. При реализации мультимедийной энциклопедии, детей можно, не только подтолкнуть к «усвоению» знаний, но и более продуктивному времяпрепровождению. А так же заинтересовать другими областями знаний и наук.

Задание № 4

В письменном виде представьте структурную блок-схему и подробную характеристику состава и структуры ВЫБРАННОЙ ВАМИ формы проектирования (см. занятие №2).

§1. Теоретические сведения. Виды и назначения энциклопедий.

§2. Алгоритм, технология предварительной подготовки.

§3. Рекомендации по подготовке урока, при использовании современной техники (компьютеры, проектор, электронная доска).

§4. Рекомендации по проведению урока (план-конспект урока).

§5. Диагностика учеников.

§6. Заключение.

1. На титульном листе должны быть обозначены:

название учреждения (в порядке нисходящей подчиненности);

название (с пометкой о виде методической продукции – методические рекомендации);

название города;

год разработки.

2. На втором листе приводится аннотация, включающая лаконичные сведения о:

- сути рассматриваемых вопросов;

- предназначении данных методических рекомендаций;

- источнике практического опыта, положенного в основу рекомендаций;

- возможных сферах приложения предлагаемого вида методической продукции;

Внизу второго листа помещаются сведения об авторе (авторах): Ф.И.О., должность, место работы, квалификационная категория или научная степень, контактный телефон.

3. Пояснительная записка должна содержать следующую информацию:

Обоснование актуальности разработки данных методических рекомендаций (Целесообразно дать краткий анализ положения дел по изучаемому вопросу, уточнить, в каких образовательных областях в настоящее время используются мероприятия (действия, методики и др.), сходные с предлагаемыми, в чем их достоинства и недостатки. Охарактеризовать значимость предлагаемой работы с точки зрения реализации соответствующей федеральной или региональной программы. Разъяснить, какую помощь и кому могут оказать настоящие методические рекомендации).

Определение цели предлагаемых методических рекомендаций.

Краткое описание ожидаемого результата от использования данных методических рекомендаций.

Обоснование особенностей и новизны предлагаемой работы в сравнении с другими подобными разработками, существующими в данной образовательной области.

4. Содержание методических рекомендаций может быть связано с самыми разнообразными вопросами, по этому не имеет особо регламентированной структуры и может излагаться в достаточно произвольной форме. Например, его можно структурировать в следующей логике:

- описать (на основе состоявшегося опыта деятельности), что именно рекомендуется делать для реализации дифференцированного подхода (поэтапно) и как (с помощью каких форм, средств и методов);

- дать советы по решению: организационных вопросов; материально-техническому обеспечению, финансовому обеспечению (источники и фиксированные суммы финансирования данного мероприятия), кадровому обеспечению (требования к учителю в том числе);

- вычленить наиболее трудные моменты в организации и проведении описываемого вида деятельности (исходя из имеющегося опыта);

- предостеречь от типичных ошибок.

5. Список рекомендуемой литературы по теме рекомендаций составляется в алфавитном порядке, в соответствии с современными правилами оформления литературных источников.

6. Приложения. Вводятся при необходимости и включают материалы, необходимые для организации рекомендуемого вида деятельности с использованием данных методических рекомендаций, но не вошедшие в блок «Содержание».