ЛЕКЦИИ для 2 курса (1-3)

Лекция № 1.

Тема: Своеобразие педагогической профессии и ее гуманистический характер.

Общая характеристика педагогической деятельности: социальная значимость, специфика, сущность, структура. Профессия учителя и педагогическое призвание.

План: 1.Содержание и составляющие понятия «педагогическая профессия» в ее гуманистической направленности.

2. Профессия учителя и педагогическое призвание: основы профессиональной ориентации на педагогическую профессию, мотивы выбора педагогической профессии.

Содержание:1. Содержание и составляющие понятия «педагогическая профессия» в ее гуманистической направленности.

Под понятием «педагог» нередко понимается и профессия, и социальная роль, и вид деятельности, и направленность личности. В речи используются синонимичные понятия «педагог», «преподаватель», «учитель» — когда мы используем каждое из них? Т.е. почему есть «День учителя», есть строки «Учитель, воспитай ученика, чтоб было, у кого потом учиться», «учитель: перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени», фильм «Первый учитель»… и такое знакомое теперь «сэнсэй» (буквально означает «преждерожденный”, «тот, кто рождался большее количество раз и поэтому мудрее”), но наука все-таки «педагогика»?

Специальность закрепляется в квалификационных документах и определяется через предмет деятельности. Может быть узкой и широкой, но, в любом случае, это арсенал знаний о некотором фрагменте объективной реальности, который отражен соответствующим научных предметом (педагог, психолог, филолог, историк и т.д.).

Профессия – это род трудовой деятельности человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы. Профессия – это деятельность, с собственной целью, продуктом деятельности, нормами и средствами, которые обусловлены социальной функцией и технологией. Профессия отражает определенную сферу общественной деятельности в широком ее спектре;

- воспитатель;

- учитель;

- школьный психолог;

- социальный педагог;

- валеолог;

- методист и т.д.

В государственных стандартах дается 41 специальность высшего и 16 специальностей среднего педагогического образования.

Например. Специальность — Дошкольная педагогика и психология

Квалификация — Преподаватель дошкольной педагогики и психологии, методист дошкольного образования

Специальность — Педагогика и методика начального образования

Квалификация — Преподаватель начальных классов

Педагогическая квалификация – это уровень и вид профессиональной подготовленности, которая дает характеристику возможностям специалиста в решении задач, связанных с обучением и воспитанием. Уровень квалификации отражает присвоенный педагогу квалификационный разряд, категория.

Педагогическая профессия предполагает обучение (дидактическая ее составляющая) учащихся в рамках определенного учебного предмета (научной дисциплины) и создание условий для их личностного роста (воспитательный аспект), что предполагает знание психологии ребенка с учетом его гендерных и возрастных особенностей.

Важным направлением деятельности педагога является духовно-нравственное воспитание школьников, значение которого неизмеримо выросло в связи с произошедшими в обществе социальными изменениями, сопровождавшимися сменой нравственных ценностей и со ставшим ее результатом падением нравов, особенно среди молодежи.

Особенностью труда педагога является «отсроченный» по времени результат его деятельности: если результаты его учебной деятельности отражают результаты контрольных работ, участие учеников в олимпиадах и конкурсах, результаты зачетов и экзаменов, то главный результат – личностное воспитание – достаточно полно проявится позже.

Но есть и «ближний» результат деятельности учителя: востребованность учащимися его мнения, совета, помощи; доверие к нему самому, к его словам и их соответствию его поступкам.

2. Профессия учителя и педагогическое призвание: основы профессиональной ориентации на педагогическую профессию, мотивы выбора педагогической профессии.

Учитель в силу ярко выраженной гуманистической направленности его профессии деятельности является носителем и выразителем общечеловеческих, духовных ценностей и культуры. Именно учителю принадлежит ведущая роль в развитии культуры и гуманизации общества. От качества подготовки учителя и его личностных качеств зависит успех в образовании и воспитании подрастающего поколения. Учитель является представителем самой гуманной профессии и вооружен таким комплексом наук, которые составляют основу его профессиональной деятельности и которые с полным правом можно назвать «человековедение». В этой профессии очень важен личный пример учителя: «Не стань им законодатцем, но будь примером».

Задача учителя – обращаться не только к разуму («многознание уму не научает» — И.Кант, который указывал на задачу учителя «научить учеников смелости пользоваться своим умом», то есть дать им навыки — и пробудить потребность в ней! – исследовательской подхода в процессе самостоятельного приобретения знаний: «Возбуди жажду, а источник найду сами»), но, — и особенно это относится к учителям литературы! — к душам учеников.

Именно потому учитель литературы должен «не проходить программу», не «рассматривать образы героев», не излагать и потом выслушивать пересказ сюжета «книги», а рассматривать проблематику, связанную с временем и состоянием общества, с причинами совершения поступков и поведения, с психологическими обоснованиями взаимоотношений героев произведений – т.е. учить самостоятельно мыслить, аргументированно оценивать поступки человека, — идти от частного к общему.

В.Г.Белинский профессию учителя называл гуманной: «Цель воспитания – человечность, средство – любовь»; «Хорошо быть строгим, еще лучше – добрым, но лучше всего – справедливым». Целью педагогической деятельности является развитие личности ребенка, и потому любой учебный предмет должен, кроме дидактической, служить средством для достижения этой цели, что отражает гуманистическую направленность труда педагога. Деятельность педагога становится педагогически эффективной, если она осуществляется в соответствии с единым гуманистическим принципом во всех сферах жизни воспитанника — в семье, в школе, во внешкольных учреждениях и др.

В этой профессии решающее значение имеет призвание, осознание которого приводит студента (абитуриента) в стены именно педагогического вуза, или которое может появиться и сформироваться, окончательно оформиться в процессе обучения в вузе и укрепления интереса к этой деятельности.

Ведущими мотивами выбора педагогической профессии являются любовь к детям, творческая и личностнозначимая направленность деятельности педагога, возможность реализоваться как личность и как профессионал в одной из самых необходимых и общественнозначимых профессий.

Учебная литература, рекомендуемая студентам для подготовки к аудиторным занятиям и для самоподготовки по данной теме:

1. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведе-

ний/ А.С.Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова и др.; Под ред. А.С. Роботовой,

М.: Издательский центр «Академия», 2007.

2. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений /В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 2008. – 512с.

3. Введение в педагогическую профессию: Курс лекций. – Волгоград, 1998.

4. Воспитательная деятельность педагога: учеб.пособ. для студ. высш. Учеб. заведений/под общ. Ред. В.А.Сластенина и И.А.Колесниковой. – М.: «Академия», 2005. – 336с.

Лекция № 2.

Тема: Педагогическое общение и стиль педагогической деятельности.

Ученик как субъект педагогической деятельности: педагогика сотрудничества. Поощрение и наказание.

План:1. Стили общения педагога и учащегося должен носить педагогический характер, т.е. обеспечивать учебную и воспитательную функции. 2. В процессе педагогического общения учителя с учащимися ученик будет выступать как субъект педагогической деятельности, а отношения ученика и учителя в ходе их совместной учебной деятельности будут носить субъект-субъектный характер.3. Роль и виды поощрения и наказания как составляющих педагогического процесса.

Содержание:

1. Педагогическое общение и стиль педагогической деятельности учителя. Педагогическое общение — профессиональное общение преподавателя с учащимися в целостном педагогическом процессе, развивающееся в двух направлениях: организация отношений с учащимися и управление общением в детском коллективе. Многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности.

Роль общения в воспитательном процессе.

Общение — один из важнейших факторов психического и социального развития ребёнка. Только в контакте со взрослыми людьми возможны усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества и реализация ими прирождённой возможности стать представителями человеческого рода. Недостаток и ограничение общения замедляют и обедняют развитие ребёнка.

Проблеме педагогического общения посвящено значительное количество исследований, анализ которых обнаруживает несколько аспектов в её изучении. Прежде всего это определение структуры и условий формирования коммуникативных умений педагога (В. А. Кан-Калик, Ю. Н. Емельянов, Г. А. Ковалев, А. А. Леонтьев и др.). В этом аспекте получили развитие методы активного социального обучения (АСО): ролевые игры, социально-психологические тренинги, дискуссии и др. С их помощью педагоги овладевают способами взаимодействия, развивают общительность. Другим направлением является исследование проблемы взаимопонимания между педагогами и обучаемыми (А. А. Бодалев, С. В. Кондратьева и др.). Они значимы в силу того, что контакт возможен только в условиях достаточно полного взаимопонимания между общающимися, достижение которого требует поиска определённых условий и приемов. Особую группу исследований составляют те, которые изучают нормы, реализуемые в педагогическом общении. Например, исследования по проблеме педагогической этики и такта (Э. А. Гришин, И. В. Страхов и др.).

Структура общения:

[- Коммуникативный компонент — обмен информацией между субъектами общения; Интерактивный компонент — общая стратегия взаимодействия: кооперация, сотрудничество и конкуренция; Перцептивный компонент — восприятие, изучение; Понимание, оценка партнёрами по общению друг друга.

Функции общения: информационная, самопрезентативная, социально-перцептивная, интерактивная, аффективная.

Условия эффективности педагогического общения

Условия эффективности педагогического общения в общем виде сформулировал А. А. Бодалёв. Общение становится педагогически эффективным, если оно осуществляется в соответствии с единым гуманистическим принципом во всех сферах жизни воспитанника — в семье, в школе, во внешкольных учреждениях и др.:

- если общение сопровождается воспитанием отношения к высшей ценности; — если обеспечивается усвоение необходимых психолого-педагогических знаний, умений и навыков познания других людей и обращения с ними.

Качества личности учителя, значимые для продуктивного общения:

- глубокое значение психологии другого человека (его ценностей, идеалов, направленности, потребностей, интересов, уровня притязаний); социальная установка на человека (аттракция); безусловное принятие ребёнка — принцип предвосхи-щающего уважения; развитые внимательность, наблюдательность, память, мышление, воображение; воспитанность эмоциональной сферы: умения сопереживать и сочувствовать — готовность к эмпатии; - самопознание и самооценка: педагогическая рефлексия (способствует умению правильно настраиваться на другого человека, выбирать соответствующий способ поведения; - коммуникативные умения — умения вступать в общения, выбирать или создавать новые способы коммуникации; — владение техникой общения; — речевое развитие; — педагогическая интуиция.]

Стиль педагогического общения

В процессе педагогического общения учителя с учащимися ученик будет выступать как субъект педагогической деятельности, а отношения ученика и учителя в ходе их совместной учебной деятельности будут носить субъект-субъектный характер, что должно определять стиль педагогического общения.

Общепринятой классификацией стилей педагогического общения является их деление на авторитарный, демократический и попустительский (А. В. Петровский, Я. Л. Коломинский, А. П. Ершова, В. В. Шпалинский, М. Ю. Кондратьев и др.).

Виды стилей педагогического общения:

- перспективные: общение на основе совместной творческой деятельности, общение на основе дружеского расположения; — неперспективные: общение-устрашение, общение заигрывание.

В общении очень важно правильно определить дистанцию между воспитателем и воспитанниками, которая является формой выражения отношений учителя и ученика.

С помощью «языка действий» (П.М.Ершов, К.С.Станиславский) в педагогической деятельности можно выделить (для профессионально-осознанного освоения) подтексты поведения и параметры поведения:

- наступательность (оборонительность); деловитость (позиционность); дружественность (враждебность); сила (уверенность) — слабость (безвольность).

Уверенное владение учителем своими поведенческими «подтекстами» и «параметрами» позволяет ему своевременно, позитивно и гуманистически решать разнообразные дисциплинарные проблемы, неизбежно возникающие по ходу урока.

Стиль – неповторимое устойчивое сочетание педагогических приемов воздействия и взаимодействия, где характеризуется в своей совокупности индивидуальная стратегия и тактика педагога.

Стили общения педагога и учащегося должен носить педагогический характер, т.е. выполнять учебную и воспитательную функции.

Учитель имеет право на индивидуальный стиль в работе; здесь обеспечивается наилучший результат при минимальных затратах времени и сил. Работая в своем стиле, педагог меньше напрягается и устает.

Стили педагогической деятельности:

[1. Эмоционально-импровизационной стиль – учитель не любит четко планировать уроки, не любит заниматься повторением и закреплением, учебный процесс строит на развитии самостоятельности учеников. Любит работать с яркими учениками и поощряет их. На уроке сам увлекается, использует импровизацию, быстрый темп, ориентирует учащихся на писк нового; зато прочного усвоения знаний и навыков у школьников нет.2. Эмоционально-методический стиль – ориентируется на процесс и результаты обучения, хорошо планирует учебно-воспитательный процесс, поэтапно обрабатывает учебный материал. Высокая оперативность, внимательно следит за уровнем знаний всех учащихся.3. Рассуждающе-импровизационный стиль ориентирован на процесс и результаты обучения, адекватно него планирует педагогический процесс. Зато здесь меньше изобретательности в выборе методов обучения, невысокий темп работа, реже практикует коллективное обсуждение.4. Рассуждающе-методичный – четкое структурирование и организация учебного процесса, достаточно жесткое управление им. Здесь уделяется много внимания повторению и закреплению. Невысокий темп работы со всеми учениками, хорошее качество знаний, но мало активности и инициативы самих школьников. Самооценка чаще невысокая ].

В литературе чаще дают два полярных стиля руководства: авторитарный и демократический. Внутри них возникают промежуточные стили педагогического руководства:

1. Эмоциональный – взаимное понимание, симпатия.

2. Деловой – связан с полезной деятельностью и достижением задач.

3. Направляющий – незаметное управление поведением и деятельностью.

4. Требовательный – нормы, правила, цели открыто ставится перед детьми.

5. Побуждающий – привлечение или специальное создание ситуаций.

6. Принуждающий – давление.

Эти промежуточные стили всегда зависят от личности педагога и его отношений с детьми. Таким образом, индивидуальный стиль педагога обуславливает его социальную и профессиональную позицию. В свою очередь, индивидуальный стиль является следствием направленности личности педагога.

3. Роль и виды поощрения и наказания как составляющих педагогического процесса.

И поощрение, и наказание педагогически эффективны только в том случае, если они своевременны и оправданы, заслужены, соответствуют совершенному (содеянному), восприняты получившим их с пониманием,

- Поощрение и наказание как условие успешной реализации педагогического процесса в его дидактической и воспитательной составляющих.

- Можно ли обойтись без наказаний? Наказание является необходимой частью не только воспитательного (и целостного педагогического процесса), но и в жизни вообще (общество не может существовать без законов, нарушение или неисполнение которых наказывается).

- Раскаяние и покаяние – содержательное различие этих понятий: раскаяние приводит к невозможности повторения и совершения новых проступков, а в ином случае происходит человек наказывает себя сам, его судьей становится совесть – способность слышать голос которой в себе и определять им свои мысли, дела, поступки является целью воспитательной работы учителя с детьми.

Виды наказаний: осуждение словом; лишение общения с собой; понижение в каком-либо ранге; выражение недоверия и др.

Виды поощрения: премирование, повышение, вербальное (устное и письменное) выражение благодарности; вручение наградного знака и пр.

Незаслуженное поощрение или награда могут становиться (воспринимать получившим их) наказанием.

Главное наказание – наказание собственной совестью.

Литература: 1. Ершова А. П., Букатов В. М. Режиссура урока, общения и поведения учителя. — 4-е изд., испр. и доп.- М., 2010. – с. 328.

2. Коджаспирова Г. М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах.- М.,2008.- С. 167. 3. Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 576 с. Глава 23. с. 482.

Лекция № 3.

Тема: «Все в человеке»: общечеловеческие ценности и принцип ценностной ориентации в процессе педагогического взаимодействия (общения).

План: 1. Роль общечеловеческих ценностей в личности и в педагогической деятельности учителя.

2. Человек как главная тема художественной литературы и главная тема, определяющая деятельность учителя литературы.

Cодержание:1. Роль общечеловеческих ценностей в личности и в педагогической деятельности учителя.

Творческая деятельность – это высший уровень познавательной деятельности человека. Психологи рассматривают творчество как важнейший механизм личности и необходимое условие для ее саморегуляции (проявление индивидуальности, неповторимости). Оно характеризуется продуктивной деятельностью, в которой наблюдается восхождение от более простых форм к более сложным. При наличии у учителя способностей, мотивов, знаний и умений создается продукт, который отличается новизной, оригинальностью, уникальностью. При рассмотрении сущности педагогического творчества можно выделить признаки:- преобразование и сочетание знаний, умений в новые условия; — умение действовать самостоятельно;- способность осмысливать педагогическую деятельность;- отсутствие шаблона, трафарета, стереотипа.Творчество включает в себя создание нового по средствам специфических процедур:а) перенос усвоенных знаний и умений в новую ситуацию;б) самостоятельное видение проблем в незнакомой ситуации;в) видение новой функции в уже знакомом объекте;г) комбинирование ранее известных способов в новые.И здесь необходимы такие ситуации, где требуется от учителя активная мыслительная деятельность. Следовательно, чтобы овладеть технологией творческой деятельности, необходимо включаться в систематическое решение проблемных задач, а также создавать условия для моделирования проблемных ситуаций. 2. Человек как главная тема художественной литературы и главная тема, определяющая деятельность учителя литературы. Существуют следующие уровни педагогического творчества:1. Уровень элементарного взаимодействия с классом. Здесь используется обратная связь, а коррекция идет по ее результатам. Этот уровень называется уровнем воспроизведения готовых рекомендаций, где творчества учитель не проявляет. 2. Уровень оптимизации – это оптимизация деятельности начинается с планирования урока. Творчество здесь состоит в умелом выборе и в целесообразном сочетании уже известного учителю содержания, методов и форм обучения.3. Эвристический уровень. Педагог использует творческие возможности живого общения с учениками.4. Личностно-самостоятельный уровень – этот уровень характеризуется его полной самостоятельностью. Он может использовать уже готовые приемы, но вкладывать в них свое личностное начало. Он выбирает их постольку, поскольку они соответствуют особенностям личности учеников, конкретному уровню обученности, воспитанности и развитости класса. И данные находки в работе учителя соответствуют его творческой индивидуальности.3. Способы развития творчества учителя.Постоянное самосовершенствование, саморазвитие – это важнейшее направление творческой деятельности учителя, в которой проявляются и развиваются его педагогические способности. Систематическое обновление профессиональных знаний является субъективной потребностью учителя и объективной необходимостью.Повышение квалификации осуществляется по средствам различных форм организации обучения. Формы организации обучения:- курсы повышения квалификации;- семинары;- педагогические чтения;- научно-практические конференции; — заседания;- предметные комиссии;- методические объединения.Одним из наиболее эффективных средств повышения квалификации учителя является его постоянное самообразование: 1) изучение новейших достижений науки и их внедрение в учебно-воспитательную практику;2) анализ, обобщение и использование передового педагогического опыта;3) собственная научно-методическая работа и участие в педагогических исследованиях.Эти все направления взаимосвязаны между собой. Все они предполагают творческое решение учебно-воспитательных задач, но для реализации каждого направления необходима не только психологическая готовность учителя к профессиональному самосовершенствованию, но и теоретическая и практическая подготовленность. Следовательно, под педагогическим творчеством учителя нужно понимать, прежде всего, целенаправленную созидательную деятельность, предполагающую систематическое совершенствование:а) учебно-воспитательной и общественно-педагогической работы;б) профессионального мастерства по средствам изучения и овладения передовым опытом, активизации собственных научно-методических поисков.Всё это будет влиять на постоянный рост педагогического мастерства, где будут осуществляться:1) поиск знаний и овладение ими;2) критический их анализ и применение в практической деятельности;3) самостоятельное исследование.При этом происходит не только профессионально педагогическое самосовершенствование, но и совершенствование учебно-воспитательного процесса в классе.

4. Творческий стиль деятельности учителя.В своей работе учитель сначала адаптируется, приспосабливая свои индивидуальные особенности к условию своего рабочего места, в результате чего у него вырабатывается индивидуальный творческий стиль деятельности. Здесь мы видим, как изменяется личность учителя в целом, т.е. процесс его профессионализации (это приобретение профессиональных черт и привычек, которые характерны для представителей этой профессии, а также выработка определенного склада мышления и общения). В связи с профессионализацией у учителя вырабатываются определенные свойства и качества личности, здесь происходят изменения в самом процессе его профессиональной деятельности. Это ведет к определенной свободе в выполнении своей деятельности и при достижении нужного результата. И здесь причиной всех изменений выступает сама личность учителя. А поскольку индивидуальный стиль деятельности формируется и изменяется под влиянием личности, то это можно охарактеризовать как личностный стиль деятельности. В этом стиле отражается вся предшествующая деятельность человека, и изменения деятельности связаны в силу разнообразия жизненного пути учителя. И это что-то новое, что-то свое, связано с интересами самого учителя, следовательно, формирование стиля – это сложный динамический процесс. Этот процесс, когда в привычном и знакомом поведении обнаруживаются существенные различия, которые связаны с привнесением нового, оригинального, в уже знакомую ситуацию, связано с формированием творческого стиля учителя (личности).

Литература:

1. Козырева, О. А. Социальная педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов / О. А. Козырева. – Новокузнецк: КузГПА , 2010. – 217 с. – [+приложение на CD]. – ISBN 978–5–85117–495–7.

2. Козырева, О. А. Управление образовательными системами: учебное пособие для студентов педагогических вузов / О. А. Козырева. – Новокузнецк: КузГПА, 2010. – 97 с. – [+приложение на DVD]. – ISBN 978–5–85117–552–7.