Автоматизация звуков Р и Р039- в связной речи

ГБОУ детский сад № 994

Конспект открытого индивидуального логопедического занятия

на тему: «Автоматизация звуков [Р], [Р’] в связной речи».

Учитель-логопед

Таран Ю.В.

Москва, 2012 г.

Тема: Автоматизация звуков [Р], [Р’] в связной речи.

Цель занятия: Автоматизация звукопроизношения звуков [Р] и [Р’] в связной речи.

Задачи: Коррекционно-образовательные: Развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза. Закрепление правильного произношения звуков [Р] и [Р’] – изолировано, в слогах, в словах с различной слоговой структурой, а также при составлении предложений и пересказе текста, воспринятого на слух. Закрепление умения определять наличие заданных звуков в словах. Закрепление умения давать характеристику звукам: согласный, твёрдый/ мягкий. Закрепление умения дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически [Р] и [Р’]. Развитие связной речи. Развитие логического мышления, слухо-речевого внимания, вербальной памяти.

Воспитательные: воспитание упорства в достижении поставленной цели, повышение познавательного интереса и познавательной активности, воспитание любви к природе, гуманности и сострадания (по средствам знакомства с рассказом «Друзья птиц»).

Оборудование:

Буквы Р – зелёного и синего цвета.

Фишки для выкладывания «слоговых рядов».

Два игрушечных ведёрка и рыбки синего и зелёного цвета с картинками с твердым и мягким [Р].

Картинка к рассказу «Друзья птиц».

Сюжетная картинка «Во дворе» для подкладывания.

Ход занятия:

Организационный момент:

Ребёнок и логопед садятся за стол. Логопед предлагает обратить внимание на буквы, которые лежат перед ребёнком на столе.

Л: Как ты думаешь, какая это буква?

Р: «Р».

Л: Давай вспомним, какими звуками мы можем назвать букву «Р».

Р: [Р] и [Р’].

Л: Молодец! А какой из этих звуков – твёрдый? Каким цветом мы обозначим его? Какой – мягкий? Каким цветом мы обозначим этот звук?

Р: Твёрдый — [Р], его мы обозначим синим цветом, а мягкий — звук [Р’], его будем обозначать зеленым.

Слуховая разминка:

Л: Итак, сегодня к нам в гости придут оба звука — [Р] и [Р’]. Мы научимся их правильно произносить и различать, если потребуется. Сейчас мы поиграем в игру «Слухачи». Я буду называть звуки, а ты будешь хлопать если услышишь мягкий звук [Р’] и топать, если я назову твёрдый [Р]. Готов? Внимательно слушаем ушками: «Р, Рь, Рь, Р, Р, Рь …». Хорошо.

Повторение слоговых рядов со звуками [Р] и [Р’]:

Логопед предлагает ребенку посмотреть на стол. На столе лежат фишки двух видов, например – квадраты и круги. Логопед даёт имя фишкам, например – круг – это [Ра], а квадрат — [Ря].

Л: Сейчас я выложу «слоговой ряд» и пропою его песенку, а ты внимательно послушаешь и постараешься его повторить.

Ра-ря, Ра-ря, Ра-ря

Ря-ра-ря, Ря-ра-ря и т.п.

3. Закрепление звукопроизношения и дифференциация звуков [Р] и [Р’] в словах:

На столе стоит два игрушечных ведёрка, на которых наклеены синяя и зелёная буква Р, удочка и разноцветные рыбки.

Л: Сейчас мы с тобой отправимся на рыбалку. Возьми удочку и постарайся поймать рыбку. Назови картинку, которая нарисована на ней. Если в этом слове ты услышишь мягкий звук – отправь рыбку в ведёрко, на котором зелёная буква, а если твёрдый – то в ведёрко, на котором синяя буква.

Ребёнок по очереди «ловит» рыбок и распределяет их по вёдрам. Когда все рыбки будут распределены по вёдрам, логопед предложит проверить правильность выполненного задания

Л: Посмотри в одно из ведёрок, все ли рыбки одного цвета в нём?

При необходимости – исправление ошибок.

4. Работа с рассказом «Друзья птиц»:

Логопед предлагает ребёнку прослушать рассказ внимательно.

Друзья птиц.

Пришла зима с морозами. Попрятались все птицы. Холодно и голодно им стало. Решили ребята сделать деревянную кормушку, чтобы гости с севера были рады. Прикрепили кормушку на дерево. Рома положил в неё кусочки сала для синиц. Марина сорвала ягоды рябины для снегирей и свиристелей. Прилетели синицы, они нашли сало. С удовольствием снегири и свиристели стали клевать ягоды рябины. А воробьи и сороки устроились под деревом и стали собирать хлебные крошки и пшенную крупу. Ребята – настоящие друзья птиц. Всю зиму они кормят своих пернатых подопечных.

После прочтения логопед задаёт ребёнку ряд вопросов:

1. О каком времени года идет речь?

2. Как зовут ребят из рассказа?

3. Что они решили смастерить? Зачем?

4. Кого называют – пернатые? О каких птицах говорится в рассказе?

5. Чем решили угостить ребята синиц? Свиристелей и снегирей? Сорок и воробьёв?

6. Как тебе кажется, хорошее дело сделали ребята? А ты зимой подкармливаешь птиц?

Давай внимательно рассмотрим картинку. Какие слова со звуком [Р] и [Р’] ты услышал в этом рассказе. Найди соответствующие картинки и назови их ещё раз.

А теперь попробуй пересказать этот рассказ самостоятельно. Не забудь произнести все слова со звуками [Р] и [Р’] правильно.

5. Работа по самостоятельному составлению предложений со звуками [Р] и [Р’]:

Л: Назови предметы, которые нарисованы на картинке.

Р: Дом, забор, бревно, дорожка.

Л: Нам нужно рассадить животных и птиц на свои места. Посади петушка не на бревно, не на дорожку и не на крышу.

Р: На забор.

Л: Собаку посади не на крышу, не на забор и не на бревно.

Р: На дорожку

Л: Кота посади не на забор, не на бревно и не на дорожку.

Р: На крышу.

Л: Где должна сидеть курочка?

Р: На брёвнышке.

Рассади всех животных по своим местам и расскажи ещё раз, кто где находится.

6. Подведение итогов:

Логопед: Ну вот, мы ещё раз и потренировались правильно произносить звуки [Р] и [Р’]. Не забывай правильно произносить их и в своей речи тоже. Молодец! Я прощаюсь с тобой до следующего нашего занятия.