Консультация Артикуляционная и пальчиковая гимнастики

Речь человека не является врожденной способностью, она формируется постепенно и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального состояния звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Мнение о том, что речь ребенка развивается самостоятельно – глубоко ошибочно. Именно эта ошибка часто является причиной того, что развитие звуковой стороны речи, особенно в раннем детстве происходит самотеком, без должного внимания. Большую помощь в этом вопросе ребенку должны оказывать родители, воспитатели, логопед.

Уже с младенческих лет ребенок проделывает массу разнообразных артикуляторно-мимических движений языком, губами, челюстью. Эти движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка, они играют роль гимнастики органов артикуляции в естественных условиях жизни. Точность, сила, дифференцированость движений развиваются у ребенка постепенно.

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи: язык, губы, мягкое небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц: жевательных, глотательных, мимических . Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания.

Таким образом, артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата и других и других органов, участвующих в речевом процессе.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединить простые движения в сложные.

Артикуляционная гимнастика по своим результатам подобна утренней зарядке, потому, что эти упражнения :

- усиливают кровообращение;

- укрепляют мышцы лица;

- развивают гибкость отдельных частей артикуляционного аппарата

Указания к проведению артикуляционной гимнастики.

Проводить ежедневно перед завтраком, обедом или после сна .

При подборе упражнений соблюдать принцип « от простого к сложному»

Проводить эмоционально, в игровой форме.

При выполнении упражнений новым может быть только одно, остальные на закрепление. Если что-то не получается, то новые упражнения не берутся.

Выполнять упражнения лучше сидя, т.к. в этом положении спина прямая, мышцы рук и ног расслаблены.

Дети сидят полукругом перед педагогом, лицо взрослого должно быть хорошо видно.

Педагог должен следить за качеством движений. Должны соблюдаться :точность, плавность, темп, устойчивость, переход от одного действия к другому. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

Во время проведения гимнастики педагог должен:

- рассказать об упражнении, используя игровые приемы;

- показать образец выполнения;

- следить за правильным выполнением упражнения детьми.

На первом этапе выполнения упражнения у детей наблюдается напряженность движений артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и скоординированными.

При выполнении учитывается индивидуально-дифференцированный подход. Нельзя говорить ребенку, что он делает упражнение неправильно – это может привести к отказу выполнять движения. Ребенка надо подбодрить, показать еще раз образец выполнения. Выполнение упражнений требует от ребенка больших энергетических затрат, определенных усилий и терпения. Эффективность работы по развитию артикуляционной моторики в значительной мере определяется тем, как сам ребенок участвует в процессе ее проведения, какая ему при этом отводится роль, какова степень его инициативности.

Нужно вовлечь ребенка в активный процесс, создать эмоциональный настрой, вызвать живой интерес, положительное отношение к занятиям, стремление правильно выполнять упражнения. Для этого лучше всего применять игровые приемы, вводить элемент соревнования, дети должны получать награды за успешное выполнение заданий.

Комплексы упражнений

Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произношению нужных звуков. Эти упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому их лучше объединять в комплексы. Каждый комплекс готовит определенные движения и положения губ, языка; вырабатывает правильную воздушную струю, т.е. все, что необходимо для правильного образования звука( правильный артикуляционный уклад того или иного звука).

Артикуляционную гимнастику следует начинать с отработки основных движений и положений губ, языка, так необходимых для четкого и правильного произношения всех звуков.

Первый комплекс (основной)

УЛЫБКА

ЗАБОРЧИК

Чередование УЛЫБКА – ЗАБОРЧИК

ХОБОТОК

Чередование УЛЫБКА – ХОБОТОК

Спокойное открывание и закрывание рта в положении УЛЫБКА

ЛОПАТОЧКА

ИГОЛОЧКА

Чередование ЛОПАТОЧКА – ИГОЛОЧКА

КАЧЕЛИ

ПРЯТКИ

После отработки первого комплекса воспитатель, в зависимости от того, какие звуки нарушены у большинства детей, выбирает соответствующие комплексы и проводит их.

Второй комплекс (для свистящих звуков)

ЗАГНАТЬ МЯЧ В ВОРОТА (на развитие воздушной струи)

ЛОПАТОЧКА – НАКАЗАТЬ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК

КТО ДАЛЬШЕ ЗАГОНИТ МЯЧ

ПОЧИСТИМ ЗУБКИ

УЛЫБКА

ЗАБОРЧИК

Третий комплекс ( для шипящих звуков)

ЛОПАТОЧУА

ГРИБОК

ГАРМОШКА

ЧАШЕЧКА

ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ

ФОКУС

РУПОР

Четвертый комплекс (для звука Л )

ЛОПАТОЧКА

ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ

ИНДЮК

КАЧЕЛИ

ЛОШАДКА

ПАРУС

Пятый комплекс (для звука Р )

ЧЬИ ЗУБКИ ЧИЩЕ (внутренняя поверхность верхних зубов)

МАЛЯР

ЛОШАДКА

ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ

ИНДЮК

БАРАБАНЩИК

В течение года во всех возрастных группах должны использоваться все комплексы, но требования к их выполнению на разных возрастных этапах различны.

В младшей группе – в игровой форме. Дети должны усвоить простейшие навыки, без них будет трудно в дальнейшем развивать и совершенствовать движения артикуляционного аппарата.

В средней группе используют игровые приемы. На основе приобретенных детьми простейших навыков движения органов артикуляционного аппарата постепенно развиваются и совершенствуются.

В старшей группе уже следят за плавностью, легкостью, четкостью выполнения движений; за умением плавно переключаться с одного положения на другое. Следят за точностью и устойчивостью конечного результата: полученное положение органа артикуляционного аппарата должно удерживаться некоторое время без изменений. Движения становятся легкими ,правильными, привычными, поэтому упражнения можно проводить в любом темпе. После отработки комплекса упражнений на определенную группу звуков, воспитатель может закончить артикуляционную гимнастику звукоподражанием на отработанный звук.

В подготовительной группе ( и во 2 полугодии старшей группы, если звукопроизношение сформировано) берут упражнения на дифференциацию различных звуков:

Гласные: И-У, Э-О, И-О, Э-У, И-Э, У-О;

Длительные и взрывные согласные звуки: М-Б, Н-Л;

Носовые и сонорные: М-Л, Н-Л ;

Губные и язычные: Б-Д, Ф-Х;

Взрывные и щелевые: Б-В, К-Х;

Переднеязычные и заднеязычные: С-Х, Д-Г.

Эта работа способствует развитию у детей фонематического слуха.

.

-