Консультативный материал для родителей

Уважаемые взрослые!

Часто в основе дислексии и дисграфии лежат нарушения, обусловленные недоразвитием функций слогового и фонематического анализа и синтеза. Это проявляется в затруднениях у детей при выделении звука на фоне слова, вычленении первого и последнего звуков, определении последовательности звуков в слове, их количества и места. Наиболее распространены искажения звукобуквенной структуры слова:

-пропуск согласных при их стечении (коши=кошки);

-гласных (ластчки=ласточки);

-перестановки букв (пакельки =капельки);

-добавления букв (маркая =марка);

-пропуски, добавления, перестановки слогов (сковода =сковорода)

Коррекционную работу следует проводить по следующим направлениям:

-развитие навыков анализа и синтеза слогов;

-формирование навыков анализа и синтеза фонем;

-развитие фонематического восприятия.

Работа в любом из этих направлений проводится в 3 этапа:

1.Опора на вспомогательные средства (звуковые домики, звуковые символы, цифровой ряд…) и внешние действия.

2.Громкая речь. (Проговаривание обязательно!)

3.Умственный план

Развитие слогового анализа и синтеза:

1.Выделение гласных звуков из слогов.

Виды заданий:

1.Назови только гласный звук слога. АТ –А, ОТ –О, ТУ –У,ТЫ –Ы..

2.Придумай слог с заданной гласной. А –КА,О –РО…

3.Определи место гласного в слоге, покажи соответствующую букву.

4.Придумай слог, в котором гласный находится на первом, втором, третьем месте. А- АМ,МА,ТРА…

2.Выделение гласных звуков из слов.

Виды заданий:

1.Запиши только буквы гласных из данного слова: МОЛОКО- О О О…

2.Игра. Ребёнок называет картинки и раскладывает их под соответствующими графическими схемами, на которых указаны только гласные: КОЗА – О А

3.Определение ударного слога в слове.

Виды заданий:

1.Определи количество слогов в словах, подними соответствующую цифру:

МАК -1, ЛИСА -2,КОРОВА -3…

2.Игра. Показывают полоску со словом, в котором пропущен слог. Дети должны угадать слово и записать в тетрадь: МА……НА, ……РОКА, КОРО….

3.Игра. Составьте слово из слогов, данных в беспорядке:

БАРЫКИ= ТАРОВО= ЗЫМУКА= РУСАПА=

4.Назовите слово, предложение, произнесённое по слогам:

БО-РО-ДА….. Ма-ши-на е-дет по до-ро-ге.

5.Придумайте слова с двумя, тремя, четырьмя слогами….

Формирование навыков фонематического анализа и синтеза:

1.Выделение звука на фоне слова.

Виды заданий:

1.Из множества картинок выбери ту, в которой есть заданный звук.

2.Добавь недостающий слог с заданным звуком.

Например, Ш- МАЛЫ –ШИ, КА-ША..

3.Игра. Называете часть предложения, ребёнок подбирает картинку, в названии которой есть заданный звук, и дополняет предложение соответствующим словом.

2.Вычленение звука из начала и конца слова.

1.Из множества картинок ребёнок должен выбрать ту, название которой начинается на заданный ударный гласный: а,о,у,и…

2.Игра. Взрослый называет слово, а ребёнок находит картинку, название которой начинается с того же звука, что и названное слово и закрывает картинку соответствующей буквой.

3. Из множества картинок выбери ту, название которой начинается на заданный согласный.

При определении конечного согласного можно использовать те же виды заданий.

3.Определение места звука в слове.

Игра «Светофор»

Используется полоска, разделённая на три части: красная –начало слова, жёлтая –середина слова, зелёная –конец. Называете слово, ребёнок должен поставить фишку (или букву) на одну из частей полоски.

4.Развитие сложных форм фонематического анализа:

Предлагаются задания с опорой на вспомогательные средства (звуковые схемы, цифровой ряд..) и внешние действия.

Виды заданий:

1.Ребёнку предлагается картинка (либо просто слово). Называет и анализирует слово с помощью графической схемы- количества клеток по числу звуков в слове. По мере выделения звуков ребёнок заполняет схему сигналами (фишками).

2.Ребёнок проговаривает слово и ведёт пальцем по цифровому ряду, показывая, где находится данный звук, сколько всего звуков в слове.

Следующий этап –действия только в речевом плане: ребёнок проговаривает, но манипуляций с предметами не производит.

Ребёнок называет слово. Определяет первый,второй,третий… звуки, уточняет их количество.

Заключительный этап –действия осуществляются в умственном плане.

Отберите картинки, в названии которых есть заданное количество звуков.

Придумайте и назовите слова, в которых три, четыре, пять…… звуков.



"
"