Конструкция декор предметов народного труда Образ птицы

Тема учебного года : «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»

Тема 1 четверти: «Древние корни народного искусства»

Тема 5 урока: «Конструкция, декор предметов народного труда», «Образ птицы».

Цели (образовательная, развивающая, воспитательная) учебного занятия:

Исследовать особенности изображений птицы в русском народном искусстве.

Развивать интерес к декоративно-прикладному искусству и формировать навыки коллективной работы в создании творческой композиции.

Воспитывать уважение к культуре и народным традициям России.

Оборудование: мультимедийный проектор, музыкальный ряд: русские народные мелодии; зрительный ряд: изображения предметов ДПИ.

Дидактические материалы к учебному занятию: слайд-шоу «Птица в декоративном искусстве», раздаточный материал со схемой построения «птички» из полосок бумаги ( см. ниже).

Учебник «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека», Н.А. Горяева, О.В. Островская. ( Для 5 класса общеобразовательных учреждений, под редакцией Б.М. Неменского, Москва «Просвещение» 2001)

Материалы: цветная бумага, клей, ножницы.

Задание: конструирование «птицы» из цветной бумаги и составление коллективной композиции «Птицы на дереве».

Ход учебного занятия

Этап учебного занятия

время

Цель этапа

Компетенции

методы

формы

Сопровождение ТСО и информация на доске

знания

умения

1. Организация начала урока.

2 мин.

Подготовка

учащихся

на восприятие

нового

материала

Организация внимания и внутренней готовности

Умение организоваться

Словесный

Фронтальный

 На доске:»Тема урока»

«Древние образы в народном искусстве»

«Образ птицы в народном искусстве».

Цель урока:

«Исследовать особенности изображений птицы в русском народном искусстве.»

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приветствие учеников, озвучивание целей и темы урока.

Приветствие детей. Восприятие зрительное, слуховое.

Этап учебного занятия

время

Цель этапа

Компетенции

методы

формы

Сопровождение ТСО и информация на доске

знания

умения

2. Изучение нового материала.

а) Древние образы в народном искусстве.

б). Образ птицы в народном творчестве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15 мин.

Вспомнить какие древние образы встречаются в народном искусстве.

Познакомить с особенностями использования образа птицы в разных видах народного творчества. 

 Выяснить (исследовательским способом)

какие виды творчества используют образы птиц, какой символ отражён в разных видах творчества.

В древности свои понятия о мире человек выражал условными знаками, образами, приписывая изображениям магическое значение. Украшая предметы быта и своё жилище крестьянин призывал силы природы в помощь. Символические изображения природных сил называются солярными знаками.

Птица – символ свободы, мечты о счастье, символ весны, семейного благополучия, знак солнца и солнечного света.

 

 

 

 

Различать особенности солярных знаков.

Умение работать с учебником – выделять опорные понятия

( основные образы, встречающиеся в народном творчестве:

Солнце, Земля, Вода, образ Матери-земли, образы коня и птицы).

Умение проанализировать разнообразие изображений птиц в разных видах народного творчества, найти отличительные особенности и общие символические черты.

Метод фактов

(работа с учебником)

Показ, иллюстрирование образцов народного творчества.

Метод формулирования проблемных вопросов (на каких предметах вы рассмотрели изображение птицы, птицы в росписи и на резьбе по дереву похожи на настоящих птиц, какой символический смысл можно приписать образам птиц?)

Фронтальная, индивидуальная

Фронтальная

Индивидуальная, фронтальная

Слайд-шоу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

А) Организация работы с учебником по проблемным вопросам: какие основные образы встречаются в предметах народного творчества с древних времён, что символизируют, какими знаками люди защищали своё жилище, здоровье, урожай.

Б) Организация заинтересованного просмотра слайд-фильма для дальнейшего обсуждения, анализа, исследования и поиска вывода для заключительной части урока.

А) Ученики по тексту в учебнике ( стр.10-16) находят ответы на вопросы и комментируют свои наблюдения о предметах народного искусства исходя из собственного опыта.

Б) Заинтересованный просмотр иллюстративного материала и участие в коллективном исследовании особенностей образа птицы в разных видах народного творчества.

Этап учебного занятия

время

Цель этапа

Компетенции

методы

формы

Сопровождение ТСО и информация на доске

знания

умения

3. Самостоятельная работа.

Закрепление и применение знаний об образе птицы в народном творчестве и умений работать с бумагой.

15 мин.

Выполнить конструирование птицы поэтапно с индивидуальными особенностями.

Знать приём складывания бумаги, закрепления деталей при помощи клея, применить творческий подход к созданию образа птицы.

Уметь работать с бумагой, клеем, ножницами.

Поэтапное сопровождение конструирования птицы

Групповая

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

А). Учитель показывает этапы конструирования птицы, с иллюстрацией вариантов оформления деталей модели птицы. Для этого необходимо, сложить одну полоску бумаги петлей, оставив разъединённый «хвостик» и закрепить клеем деталь «туловища». Ножницами сделать надрезы для оформления «хвостика». Вторую деталь сложить по частям, одну часть «клювика» и вытянуть полоску для оформления «хохолка». Третью деталь, предназначенную для конструирования «головы», свернуть в кружок с оформлением «глазика» и закрепить клеем. Собрать две детали вместе: «голову» и «клювик», закрепить клеем. Далее присоединить «туловище» к «головке».

А). Ученики поэтапно повторяют все технические приёмы для создания «птицы».

Этап

учебного занятия

время

 

 

 

Цель этапа

 

 

 

Компетенции

методы

 

 

 

формы

 

 

 

Сопровождение ТСО и оформление доски

знания

умения

4. Заверша

ющий этап.

8 мин.

 Подвести итог урока, выразить своё эмоциона

льное отноше

ние к уроку и выполненной работе

Знания о символах образов в народном творчестве

Формулировать своё мнение

 Метод «банк идей», сбор информации

 Фронтальная, индивидуальная

Ученики закрепляют своих птиц на ветках

« древа знаний».

 

 

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приглашение учеников поселить своих птиц на «дереве знаний» со словами своего символа и пожелания одноклассникам.

Подведение итогов урока:

Какие символы из древнего русского искусства дожили до наших дней?

Все творческие работы сегодня имеют самую высокую положительную отметку.

Каждый ученик подходит к « дереву знаний» закрепляет на нём свою птицу и произносит слова символа своей птицы и пожелания одноклассникам.

Ученики перечисляют древние символы: Солнце, Земля, Вода.

Список литературы и других источников:

«Декоративно-прикладное искусство в жизни человека», Н.А. Горяева, О.В. Островская. ( Для 5 класса общеобразовательных учреждений, под редакцией Б.М. Неменского, Москва «Просвещение» 2001)

Раздаточный материал: схема выполнения «птички» из полосок бумаги.