Конструкт урока Химические свойства оснований

Учитель химии Змеева И.В. МКОУ «СОШ №7» г. Ревда

Конструкт урока Химические свойства оснований

Цель: Создание условий для развития навыков развития исследовательской деятельности при изучении темы химические свойства оснований.

Задачи.

Образовательная:

расширить знания об оксидах, гидроксидах, щелочах, кислотах, индикаторах;

совершенствовать умение экспериментальной работы, оформления результатов, умения делать выводы; совершенствование наблюдательной деятельности, умения применять полученные знания на практике.

Развивающая: развитие научно познавательного интереса к предмету, мышления, творческих навыков, умения работать в парах, умения давать самооценку и делать выводы.

Воспитательная задача: формирование мировоззренческого понятия о познаваемости окружающего мира, самостоятельности, творческого отношения к учебе, повышение самооценки.

Место урока в изучении раздела: 4 урок из 14 в разделе «Соединения химических элементов»

Метод обучения: словесный и сопутствующие ему практический и наглядный.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы: индивидуальная, работа в парах, работа в группах (выполнение практической работы), работа с дополнительной литературой.

Планируемый результат:

личностные: формирование мировоззренческого понятия о познаваемости окружающего мира, самостоятельности, творческого отношения к учебе, повышение самооценки.

предметные:

умеют составлять уравнения химических реакций;

знают признаки классификации оснований;

знают реакции, характерные для оснований.

умеют пользоваться таблицей растворимости;

умеют пользоваться электрохимическим рядом напряжений металлов;

решают экспериментальные задачи по данной теме.

метапредметные:

познавательные: уметь осуществлять поиск и выделение информации, умения писать уравнения, устанавливать причинно-следственной связи;

регулятивные: ставить учебную цель и задачи, составлять план работы, сличать способ действий результата с эталоном; осознавать качество и уровень выполненной работы (усвоение), осознавать степень достижения результата

Коммуникативные: навыки исследовательской деятельности;

совместно планировать работу в группах, инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации.

Требования к учителю: организовывать, направлять, корректировать деятельность учащихся

Оборудование и реактивы: штатив для пробирок, пробирки пронумерованные №1,№2,№3, индикаторная бумага, универсальная индикаторная бумага, лакмус, фенолфталеин, метилоранж, стеклянная палочка, стаканы 3 штуки, раствор щелочи, вода, соляная кислота, хлорид железа(II), гидроксид меди, спиртовка, спички, держатель для пробирок.

Риск: нехватка времени, т.к учащиеся с различной скоростью могут выполнять практическую работу. Чётко проговорить и контролировать выполнение лабораторной работы.

Методические пособия для учителя

Курс химии для 8 – 11 классов /О.С. Габриелян – 2-е Изд., перераб. И доп.-М.: Дрофа, 2008

Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2005.-78с.

Контрольные и проверочные работы. Химия 8 кл. к учебнику О.С.Габриеляна – М.: Дрофа 2008

5. Габриелян О.С., Лысова Г.Г., Введенская А.Г. Химия 8 класс: В 2 ч. Ч.2: Настольная книга учителя– М.: Дрофа, 2003.-320с.

.Габриелян О,С , Рунов Н.Н. Химический эксперимент в школе 8-11 кл. — - М.: Дрофа 2005

Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Общая химия в тестах, задачах, упражнениях.8 класс: Учеб.пособие для общеобразоват.учрежден.- М.: Дрофа, 2003.- 304с

Этап урока

Время

Развитие УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы работы

Продукт деятельности

Организационно-

мотивационный

1мин

Психологический настрой учащихся на урок

Включается в процесс целеполагания, понимает и принимает требования учителя,

Фронтальная

Готовность учащихся к уроку

Актуализация опорных знаний и умений

5 мин

Познавательные:

Организовать повторение основных понятий, которые потребуются на данном уроке

Показывает значимость понятия

основания и их свойств в неорганической химии

Заполнение рабочих листов №1(тест о кислотах)

Индивидуальная

Выполненный тест

Целеполагание

2 мин

Личностные:

Осознание значения темы в общей теме «классы соединений»

Регулятивные:совместно с учителем постановка цели.

Предметные: уметь: отличать основания от других классов неорганических соединений, писать реакции с основаниями.

Постановка цели урока и доведения её до сознания учащихся

Осознать и принять цель урока.

фронтальная

Распознать основания среди других классов неорганических соединений(цветные карточки)

Изучение нового

25 мин

Познавательные: уметь осуществлять поиск и выделение информации, устанавливать причинно-следственной связи;

Регулятивные: ставить учебную цель и задачи, составлять план работы

Коммуникативные: совместно планировать работу в группах, инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации;

Формирует группы, корректирует их работы

Распределяют роли в группе, планируют работу, осуществляют лабораторную работу

групповая

Выполнение заданий групп по инструкциоым картам(5 групп с различными картами)

Обмен информацией

3 мин

Регулятивные:

Сличать способ действий результата с образцом

Познавательные: обмениваются приобретённой информацией.

Организует выступление групп и помогает делать выводы

Работа по составлению уравнений реакций

(рабочая карточка №2)

Выводы по лабораторной работе.

каждая группа докладывает о новых приобретенных знаниях

Групповая

(работа в парах)

Защита лабораторной работы и выводы по каждой работе

Оценивание результатов Самоконтроль и взаимоконтроль

2 мин

Регулятивные:

осознавать качество и уровень выполненной работы (усвоение)

Создает условий для объективной и качественной самооценки работы групп, выявление качества знаний,

установление причин недостатков,

обеспечение способностей к оценочным действиям

Оценивают работу группы и свою деятельность в составе группы

Индивидуальная

Оценка

Рефлексия

1 мин

осознание степени достижения результата

Предлагает выделить трудности, способы их преодоления, наиболее успешные моменты работы, спрогнозировать дальнейшее изучения темы.

Делятся впечатлениями, обмениваются мнениями.

Фронтальная

Обобщение и выводы более успешных учащихся, выполнение теста№2

Домашнее задание

1 мин

Регулятивные:

Осознание закрепления пройденного материала

Подробное объяснение диферинцированного

Домашнего задания

Осознают и записывают задания (каждый по своему уровню)

индивидуальная

Выполнение домашнего задания

Домашнее задание: П. № 38 по учебнику Габриелян О.С. Химия 8 класс.

На оценку «5»

Как различить растворы серной кислоты, сульфата меди (II), гидроксида натрия, не имея других реактивов? Дать объяснение, записать уравнения химических реакций.

На оценку «4» -

Составить уравнения реакций согласно схемам:

К → К2 О→ К ОН

Са → СаО → Са(OН) 2

На оценку «3»

Записать уравнения химических реакций.

HNO3 + КOH =

Сu(OН) 2 + H2SO4 =

FeCl2 + NaOH =

Творческое задание (по желанию) Приготовить презентацию на тему «Мир оснований».

1 группа Инструкционная карта

Правила техники безопасности.

Запрещено: пробовать вещества на вкус!!!

Самовольно сливать и смешивать реактивы.

Взбалтывать вещества необходимо, слегка покачивая пробирку.

При разбавлении концентрированной серной кислоты выделяется большое количество теплоты. Поэтому смешивать концентрированную кислоту с водой следует с большой осторожностью: НАДО ВЛИВАТЬ СЕРНУЮ КИСЛОТУ В ВОДУ, А НЕ НАОБОРОТ. Если вливать воду в серную кислоту, то часть воды за счет выделения теплоты может нагреться до кипения. Кислота начнет разбрызгиваться и может попасть на кожу, в глаза.

Щёлочь вызывает ожоги. Поэтому попавшую на кожу или ткань кислоту необходимо тотчас смыть большим количеством воды, а затем слабым раствором уксусной и соляной кислотой и вновь смыть водой.

Цель: выяснить отношение щелочей к индикаторам.

Порядок действий:

1. Прочитайте информацию к размышлению.

2. В пробирки со щёлочью поочерёдно капнуть индикаторы: лакмус, фенолфталеин, метил-оранж.

3. Подготовьте отчёт. Ответы занесите в таблицу. Как индикаторы действуют на щёлочь?

Реактивы (формула и название вещества)

Наблюдения

Вывод

2 группа – Инструкционная карта

Правила техники безопасности.

Запрещено: пробовать вещества на вкус!!!

Самовольно сливать и смешивать реактивы.

Взбалтывать вещества необходимо, слегка покачивая пробирку.

При разбавлении концентрированной серной кислоты выделяется большое количество теплоты. Поэтому смешивать концентрированную кислоту с водой следует с большой осторожностью: НАДО ВЛИВАТЬ СЕРНУЮ КИСЛОТУ В ВОДУ, А НЕ НАОБОРОТ. Если вливать воду в серную кислоту, то часть воды за счет выделения теплоты может нагреться до кипения. Кислота начнет разбрызгиваться и может попасть на кожу, в глаза.

Щёлочь вызывает ожоги. Поэтому попавшую на кожу или ткань кислоту необходимо тотчас смыть большим количеством воды, а затем слабым раствором уксусной и соляной кислотой и вновь смыть водой.

Цель: обнаружить среди предложенных растворов щёлочь.

Порядок действий:

1. Даны 3 пробирки с растворами веществ, в одной из пробирок – щёлочь. Опытным путём определите, в какой пробирке находится щёлочь.

Для этого используйте один из предложенных индикаторов: лакмус, фенолфталеин, метил-оранж.

2. Подготовьте отчёт. Ответы занесите в таблицу. Какой вы выбрали индикатор?

Реактивы (формула и название вещества)

Наблюдения

Вывод

3 группа — Инструкционная карта

Правила техники безопасности.

Запрещено: пробовать вещества на вкус!!!

Самовольно сливать и смешивать реактивы.

Взбалтывать вещества необходимо, слегка покачивая пробирку.

При разбавлении концентрированной серной кислоты выделяется большое количество теплоты. Поэтому смешивать концентрированную кислоту с водой следует с большой осторожностью: НАДО ВЛИВАТЬ СЕРНУЮ КИСЛОТУ В ВОДУ, А НЕ НАОБОРОТ. Если вливать воду в серную кислоту, то часть воды за счет выделения теплоты может нагреться до кипения. Кислота начнет разбрызгиваться и может попасть на кожу, в глаза.

Щёлочь вызывает ожоги. Поэтому попавшую на кожу или ткань кислоту необходимо тотчас смыть большим количеством воды, а затем слабым раствором уксусной и соляной кислотой и вновь смыть водой.

Цель: Проанализировать информацию о взаимодействии щелочей с солями тяжёлых металлов.

Порядок действий:

1. Прочитайте текст учебника на стр. 184, пункт 2.

2. Проделайте химическую реакцию взаимодействия гидроксида натрия с хлоридом железа(II) .

3. Составьте уравнение реакции.

4. Подготовьте отчёт. С какими солями взаимодействуют щёлочи? Ответы занесите в таблицу.

Реактивы (формула и название вещества)

Уравнения химической реакции

Наблюдения

Вывод

4 группа – Инструкционная карта

Правила техники безопасности.

Запрещено: пробовать вещества на вкус!!!

Самовольно сливать и смешивать реактивы.

Взбалтывать вещества необходимо, слегка покачивая пробирку.

При разбавлении концентрированной серной кислоты выделяется большое количество теплоты. Поэтому смешивать концентрированную кислоту с водой следует с большой осторожностью: НАДО ВЛИВАТЬ СЕРНУЮ КИСЛОТУ В ВОДУ, А НЕ НАОБОРОТ. Если вливать воду в серную кислоту, то часть воды за счет выделения теплоты может нагреться до кипения. Кислота начнет разбрызгиваться и может попасть на кожу, в глаза.

Щёлочь вызывает ожоги. Поэтому попавшую на кожу или ткань кислоту необходимо тотчас смыть большим количеством воды, а затем слабым раствором уксусной и соляной кислотой и вновь смыть водой.

Цель: проанализировать информацию о разложении нерастворимых оснований.

Порядок действий:

1. Прочитайте текст учебника на стр. 161, пункт 4.

2. Проделайте химическую реакцию разложения гидроксида меди.

3. Составьте уравнение реакции.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст