Конструирование сценариев уроков музыки направленных на достижение предметных и метапре_35800

Разработка методического материала учителя музыки, МХК, предмета Искусство МБОУ СОШ № 2 г. Юбилейный Московской области Сдобновой Светланы Васильевны.

Тема: Конструирование сценариев уроков музыки, направленных на достижение предметных и метапредметных результатов.

Тематическое планирование уроков музыки в 4 классе:

Тема урока: «Праздников праздник, торжество из торжеств».

Цель урока: Познакомить детей с праздником Пасхи и с Пасхальными песнопениями.

Задачи:1.Проанализировать фрагменты духовных произведений и сравнить их с русской народной музыкой.

2.Формировать общие понятия о духовной музыке.

3.Воспитание грамотных слушателей и любителей музыки.

Оборудование:

1.Фортепиано «Лирика».

2. Компьютер.

3. Музыкальный центр.

4. Телевизор «Сони».

5. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 1-4 классов начальной школы – М.: «Просвещение», 2011.

6. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Рабочая тетрадь для учащихся 1-4 классов начальной школы – М.: «Просвещение», 2011.

7. «Музыка»: 1-4 классы. Методическое пособие. М.: «Просвещение», 2011.

8. Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 1-4кл.: Пособие для учителяост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина/.-

М.: Просвещение, 2008.

9. Портреты композиторов С.Рахманинова, Ф.Шуберта.

10. Кассеты mp3, Диски mp3.

11.Презентации: Презентация с видеорядом икон «Воскресение», «Сошествие во ад», «Пасхальные открытки», «Пасхальные яйца».

12.Мультимедиа: «Пасха Христова».

13.Музыкальные инструменты: металлофоны, бубны, ложки, маракасы, рожки; свирель, балалайка, баян.

Ход урока:

Предметные результаты:

Метапредметные результаты с УУД:

У.На этом уроке, ребята, мы с вами познакомимся с самым главным праздником Русской Православной Церкви – Пасхой Христовой.

Этот день не входит в число двунадесятых праздников, так как по своему смыслу он выше, значительнее всех праздников. Поэтому Церковь именует его «праздников праздник и торжество из торжеств». Назвать этот день праздником, даже самым большим праздником – слишком мало. Он важнее любого праздника и значимее любого события в мировой истории. В этот день все человечество, а значит – каждый из нас, получили надежду на спасение, потому что Христос воскрес. Этот день называется Пасхой, что значит – «переход», и отмечается в Православной Церкви как самый главный день в году. В Пасхе – вся суть христианства, весь смысл нашей веры.

«Слово «Пасха» означает «прехождение». Назван же так этот праздник, торжественнейший из праздников, в ветхозаветной Церкви – в воспоминание исхода сынов Израилевых из Египта и вместе с тем избавления их от рабства, а в Церкви новозаветной – в ознаменование того, что Сам Сын Божий, чрез Воскресение из мертвых, перешел от мира сего к Отцу Небесному, от земли на Небо, освободив нас от вечной смерти и рабства врагу, даровав нам «власть быть чадами Божиими».

Одна есть в мире красота —

Любви, печали, отреченья

И добровольного мученья

За нас распятого Христа.

К. Д. Бальмонт

 Воскресение из мертвых Иисуса Христа – величайшее событие евангельской истории. Умерший на кресте и погребенный, Иисус Христос воскресает на третий день, своей смертью «попирает смерть», утверждая своим воскресением возможность спасения грешных людей от смерти и тления. Как написано в Евангелии, в субботу Христос спускается во ад, чтобы вывести оттуда праведных людей, живших до его рождения. Первыми он выводит Адама и Еву – первых людей на Земле. Именно им он протягивает руки на иконе «Воскресение».

Самым главным и в то же время самым простым и доступным песнопением Пасхи является Тропарь (Тропарь – это церковная песнь, в которой выражается сущность праздника. В тропаре праздник прославляется как бы с «небесной точки зрения» без земных деталей, зато с тем, что нельзя увидеть на земле, что открывается Святым духом). Он исполняется всеми присутствующими в Храме: священниками, поющими на клиросе и прихожанами. В Пасхальном тропаре всего три звука. Он звучит радостно, ликующе, призывно.

У.Слушаем тропарь «Христос воскресе» и «Пасхальный канон».

Спросить у детей, какое впечатление произвела на них музыка главных песнопений Праздника. При повторном прослушивании можно предложить детям подпевать во время исполнения «Пасхального канона». (Обычно даже невоцерковлённые люди с радостью исполняют эту музыку).

Весна всегда связана со светлыми ожиданиями, надеждами на обновление, на перемены к лучшему. На это время и приходится Светлое Христово Воскресение – Пасха. Православная Церковь считает Пасху главным Христианским праздником. Это день радостный, светлый. Все события, связанные с ним, — огромное чудо!

Иерей Владимир Шамонин

Открыты царские врата пред нами,Святой огонь сияет от свечи…Кругом опять расставили во храмеЦветные яйца, пасхи, куличи,Еще темно, но солнышко играет,Играет всеми красками небес.И радостно друг другу повторяем:«Христос воскрес!».«Воистину воскрес!»

Лидия Чарская

Земля и солнце, Поля и лес — Все славят Бога: Христос воскрес!

В улыбке синих Живых небес Всё та же радость: Христос воскрес!

Вражда исчезла, И страх исчез. Нет больше злобы — Христос воскрес!

Как дивны звуки Святых словес, В которых слышно: Христос воскрес!

Земля и солнце, Поля и лес — Все славят Бога: Христос воскрес!

В Пасхальном Богослужении , кроме тропаря и других песнопений, звучит очень красивая молитва «Ангел вопияше» композитора П. Чеснокова.

Слушаем молитву «Ангел вопияше». (исполняет смешанный хор a capella, солирует колоратурное сопрано).

Можно также вспомнить обращённую к Богородице молитву С.Рахманинова и молитву Ф.Шуберта «Аве, Мария». (Напевность, кантилена. Проникновенность, «тихая» радость и в тоже время «светлая» печаль).

Слушая эту молитву, написанную в 20 веке композитором Павлом Григорьевичем Чесноковым, проникаясь её стройностью, красотой гармонии и отрешённостью от быта и сопоставляя её с древней фреской «Ангел», можно подвести детей к мысли, что для настоящего искусство не существует временных и территориальных границ.

Уже знакомая детям музыка хора «Богородице Дево, радуйся», который является частью «Всенощного бдения» С. В. Рахманинова (композиция из 15 песнопений), близка народным лирическим песням, она необыкновенно красива, поэтична, благоговейна. Хотелось бы сравнить хор С. Рахманинова с величанием и с пасхальным песнопением «Ангел вопияше». Помочь в этом может только интонационная работа: пусть учащиеся споют слова «радуйся» и «величаем» и найдут общие интонации. Церковные распевы поют все стоящие в храме прихожане, и потому они проще, доступнее. Этот нехитрый вывод следует подтвердить конкретными примерами звучащей музыки.

      Предлагается по нотной записи пропеть слово «радуйся». Хотелось бы, чтобы ребята обратили внимание на то, как оно поется. Ему уделено много нот в партитуре, потому что композиторы очень дорожат этим словом, оно в этой молитве самое главное. Это единственная мысль, которая возникает у верующего человека при обращении к Богородице.

Знать понятия: значение слова Пасха

Знать понятия: тропарь, канон

Знать понятия: женский хор, мужской хор, смешанный хор, a capella; колоратурное сопрано, лирическое сопрано, драматическое сопрано, альт, контральто

Л.Духовно-нравственный аспект, как часть русской музыки. Формирование музыкальной культуры, как неотъемлемой части духовной культуры, развитие духовного потенциала подрастающего поколения.

Задача учителя: не дать энциклопедические знания, а развить духовно-нравственный уровень учащихся.

Р.Развитие музыкально-эстетического чувства. У детей могут быть разные задания: размышления, эссе, рисунки, доклады, стихи, подбор ассоциативно-образного ряда, проектно-исследовательская деятельность.

П.Формирование устойчивого интереса к вечным образам нравственности (любовь, образы Спасителя, Богородицы) и к уроку музыки в частности.

К.Осознание гражданской идентичности (умение взаимодействовать со всеми, друг с другом).

Л. Духовно-нравственный аспект, как часть зарубежной и русской музыки. Каждый ребёнок является личностью. Дети должны мыслить образами (в данном случае – образ Спасителя, Богородицы). Развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Р.Развитие музыкально-эстетического чувства. Ребёнок может ставить и формулировать проблему (какую музыку ты бы сочинил на конкретные стихотворения), Реализация творческого потенциала: дети учатся оценке и самооценке (через обсуждение литературных и музыкальных произведений, через интонирование : может быть индивидуальное-сольное, групповое-ансамблевое, коллективное). Способность сопоставить, дать анализ, синтезировать виды искусства, вычленить доминанту в творчестве композиторов. Способность применять знания о музыке в жизнь.

П.Формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству через исполнительскую деятельность. Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации, элементы формообразования, построение музыки. Образно-интонацион-ный анализ музыкального произведения, понимание художественно-образного содержания произведения и реализация его в исполнении, раскрытие средств его воплощения в исполнении (характер, жанровая основа, ритм, регистр, лад, тембр); различать особенности построения музыки и осмысленно исполнять её.

К. Участвовать в обсуждении; Уметь выражать свои мысли в диалогической речи; Участвовать в коллективном воплощении музыкальных образов. Умение контролировать собственное исполнение в хоровом пении. Учиться анализировать собственное сольное исполнение.



"
"