Конспект урока по внеклассному чтению 10 класс

Внеклассное чтение. 10 класс.

Тема урока: « Диалоги о Шукшине».

Задачи урока: 1) познакомить учащихся с жизнью и творчеством В. М. Шукшина;

2) учить умению анализировать рассказы.

Оформление урока: портрет В. М. Шукшина, иллюстрации с кадрами из фильмов с участием В. М. Шукшина; выдержки из высказываний о писателе.

Эпиграф: « Мне бы только правду рассказать о жизни». В. М. Шукшин.

Ход урока.

1). Слово учителя.

Перед вами портрет удивительного человека, в то же время очень простого, какого – то слишком родного, деревенского человека – Василия Макаровича Шукшина.

Как многогранен его талант. Актёр, режиссёр, сценарист, писатель, сатирик.

На нашем уроке мы поспорим о тех вопросах, которые Шукшин поставил, и решать которые он завещал нам. Мы поговорим об уроках Шукшина:

о способе жить в искусстве;

о позиции художника.

Его творчество зовёт к спору, к обсуждению. Ну а сейчас немного о его жизни. Прозвучат воспоминания о писателе, его письма, отрывки из статей, стихи и музыка.

2). Выступления учащихся по плану:

— « Разметалось село в Предгорьях…»

— Детство, юность, зрелость.

— « Монолог на лестнице…»

— Из воспоминаний самого Шукшина.

— Сдача экзамена.

— Поздно — учиться.

3) Учитель. К сегодняшнему уроку вам было предложено прочесть несколько рассказов В. М. Шукшина. Хотелось бы услышать ваше мнение об этих рассказах и о тех проблемах, которые поставил читателям писатель.

Рассказы: « Сельские жители», « Коленчатые валы», « Микроскоп».

После обсуждения рассказов учитель вместе с учащимися делает вывод: первейшее условие художественной истинности для Шукшина – Всегда оставаться непредвзятым, прямо смотреть жизни в глаза, сколь бы трудным и мучительным ни был этот открытый, активный диалог художника с миром.

Пожалуй , наиболее отчётливо позиция эта выражена устами одного из героев рассказа « Верую»: « Бог есть. Имя ему – Жизнь. Это суровый, могучий Бог. Он предлагает Добро и Зло вместе…»

« Ты правильно догадался: у верующих душа не болит.

Но во что верить? Верь в жизнь! Вообще в жизни много справедливого…»

4). Слово учителя. Жизнь для Шукшина – воплощение земной мудрости. Он стремился обнажить самую « трудную правду о мире и времени – правду, залегающую в глубинах человеческой души.

Своими рассказами Шукшин пытается выявить внутреннюю правду интересующего его характера. Он не выдумывает своих героев, и поэтому веришь в ситуации, веришь в характер.

Чаще всего в основе рассказа – происшествие, случай, эпизод. Это как бы фрагменты потока жизни, в которых характеры проявляются той или иной гранью.

Анализ рассказов: « Сапожки», « Срезал»

5). Слово учителя. Главное для Шукшина – не где человек живёт, а как он живёт и какой это человек.

Это же несерьёзно: требовать, чтобы художник написал о студентах, о милиции, об учёных, об интеллигенции.

Главное – иметь мужество говорить правду. И Шукшин его имел.

Анализ рассказов: « Обида», « До третьих петухов».

6). Слово учителя. При жизни В. М. Шукшина мало кто задумывался о том, какой ценой оплачено счастье, его искусство. Мы задумываемся об этом только теперь, когда его не стало. В записках на полях его черновиков есть такие строчки: « Никогда, ни разу в своей жизни я не позволил пожить расслабленно, развалившись. Вечно напряжён и собран. И хорошо, и плохо — начинаю дёргаться, сплю с зажатыми кулаками.

Это может плохо кончиться, могу треснуть от напряжения».

Звучит песня В. В. Высоцкого « Я не люблю».

7) Заключительное слово учителя.

Как немного и в то же время безмерно многого он хотел: « Мне бы только правду рассказать о жизни».

Трудно, по крупицам даётся она; истинность её проверяется совестью и интуицией художника, который всецело озабочен тем, чтобы в его творчестве «…где – то, в чём – то , в черте характера, в поступке, в чувстве – проговорилось настоящее». Нам дорога эта правда.

Нет с нами большого писателя – В. М. Шукшина. Но остались его книги, его мысли… И каждый его рассказ заставляет нас задуматься о серьёзных проблемах современности, о жизни, о поведении человека, его поступках.