Конспект урока по литературе

Конспект урока- беседы по рассказу В.Быкова «Одна ночь». 8 класс.

ТЕМА: «Человек и война»… Былые годы в памяти не стерты… ЦЕЛЬ: вызвать у детей размышление о прочитанном, создать условия для развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения;

ЗАДАЧА: 1)определить отношение детей к воюющему, вооруженному человеку; 2) создать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её. ОБОРУДОВАНИЕ: портрет писателя, поэтические сборники детей, рисунки.

Задание всем учащимся: подготовить сообщение о жизни В. Быкова (3 ученика); ответить письменно на вопрос: «Память о войне. Какой она должна быть?»; создать обложку к рассказу. Форма урока: беседа

Оформление: на доске написан эпиграф, книги о войне, обложки к книге, телевизор, музыка

Эпиграф: Меня интересует в первую очередь не сама война, даже не её быт и не технология боя, но главным образом нравственный мир человека, возможности его духа. В. Быков

Ход урока.

Слово учителя: ( на фоне кадров документальной хроники звучит голос учителя- 2,5 минуты)

Опять война, Опять блокада…

А может, нам о них забыть?

Я слышу иногда:

Не надо, не надо раны бередить.

Ведь это правда, что устали

Мы от рассказов о войне,

И о блокаде прочитали

Стихов достаточно вполне.

И может показаться,

Правы и убедительны слова….

Но даже если это правда,

Такая правда не права!

Чтоб снова на земной планете

Не повторилось той беды

Нам нужно, чтобы наши дети

Об этом помнили, как мы.

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память-наша совесть.

Она, как сила нам нужна.

Более полувека прошло с тех пор, как отгремели выстрелы Великой Отечественной войны. Война ушла в историю, но не ушла из истории. И, мы, читатели, благодаря прекрасным произведениям Бориса Васильева, Виктора Астафьева, Андрея Платонова, Евгения Носова имеем возможность приобщиться к этой истории, пережить её в своих сердцах снова и снова. Сегодня в центре нашего внимания рассказ Василя Быкова «Одна ночь».

- Давайте послушаем сообщения ваших товарищей о жизненном пути белорусского писателя В. Быкова

Рассказ учащихся (10 минут)

Учитель: Ребята, давайте попытаемся сформулировать тему урока?

(Человек и война) ….Былые годы в памяти не стёрты.. — Запишем тему урока в тетрадь и на доску. Человек и война (по рассказу В. Быкова «Одна ночь»)

Беседа: -В каком году написан рассказ? (1963)

- Почему автор снова возвращается к военному лихолетью? Зачем нам, современным людям, вспоминать ужасы прошлого, почему литература столь упорно к ней возвращается. На этот вопрос вы должны были ответить дома, поэтому давайте послушаем желающих.

Зачитываются выдержки из домашнего сочинения (10 минут)

Слово учителя: Ребята, обратите внимание на доску, прочитайте слова автора: « Меня интересует в первую очередь не сама война, даже не её быт и не технология боя, но главным образом нравственный мир человека, возможности его духа»

Попытайтесь на примере рассказа доказать авторское суждение.

Знаем ли мы с вами, где, когда в каком году происходят описанные события.(Нет, но можем догадаться, в 1944 году, после Курской битвы, весной, гремят выстрелы катюши)

— Восстановите сюжет рассказа? (Подвал дома завалило, и герои враждебных армий оказываются в экстремальной ситуации, чтобы выжить, они должны сделать нравственный выбор)

-Назовите героев рассказа? Сколько их?Давайте заполнять таблицу по ходу урока,

В тетради записываем: Иван Волока и Фриц Хагеман.

-Какой прием лежит в основе повествования? (В основе повествования лежит приём антитезы, сопоставления и противопоставления) -Кто они изначально: враги- взрыв- схватка- 2взврыв- спасение- друзья

Восстановив сюжет рассказа, как вы думаете, где его завязка? (Схватка, когда герои насмерть дрались в подвале, полные злобы и ненависти. Второй взрыв — спасение Волоки, пытается выбраться из могилы. Но как? Выбор: убить немца, остаться врагами, спастись -значит стать друзьями)

Почему превосходство на стороне Волоки?( в руках автомат)

Мы видим, что герой не забывает, что перед ним враг, ведь он солдат.

-Автор пытается нам доказать, что Иван не только солдат, но в первуюочередь- человек. Давайте обратимся к тексту.

«При виде раненого немца, его раздробленного колена, он вспомнил о перевязочном пакете, который носил на всякий случай в кармане. Можно было не давать, но человеческое великодушие толкнуло его помочь солдату» -Сможет ли Иван убить безоружного теперь? (Нет)

Как стрелять в него, если между ними рушилось главное для этого-взаимная ненависть, если вдруг во вражеском мундире предстал перед ним самый обыкновенный человек, который к Ивану относился уже не как враг, а как сообщник или друг

т.е Иван- великодушен, запишем в тетради.

-Есть ли между героями что-нибудь общее? (Иван Волока-автоматчик, на левом боку рубец-память о боях под Курском. Фриц Хагеман- обер-ефрейтор, широкий рубец на щеке возле уха- след осколка) -Это солдаты, давно на войне, они многое пережили, испытали. Имена- символы — Иван и Фриц, до войны оба строили дома.

-Чей это портрет? « Светлые глаза, лицо у него было уже немолодое, загорелый лоб густо изрезан морщинами, залысины, На обветренных

небритых щеках топорщилась светлая щетина». (Фрица) А мог бы быть и Ивана.

-Какие отношения завязываются между героями рассказа?(Человеческие). -Докажите. (Они вспоминают о довоенной жизни, о семье, детях, (текст) Текст: «Порою Иван даже забывал, что они враги, и ему хотелось подробнее расспросить фрица о столярном деле, хотелось сесть, мирно по-хорошему поговорить».

-Ребята, как вы думаете, каково предназначение человека? Для чего мыживем? (Человек должен жить и трудиться на своей земле, растить детей,но война перепутала планы людей, но и на войне солдат не может невспоминать о войне, ведь пред нами не просто два солдата, а два человека)

Быков проводит своих героев через одни и те же испытания, какие?

-Какова композиция рассказа? (кольцевая).

Теперь в трудной ситуации оказывается Волока. Оглушенный ударом свалившейся плиты, он теряет сознание и на помощь ему приходит Фриц. Поит его водой, Иван оказывается в полной власти этого немца, но он видит его глаза, а взгляд таил в себе добродушное сочувствие.

Так прошла ночь, впереди война, что она таит для героев? Что происходит дальше. Что является кульминацией рассказа?

Прочитайте текст.

Оказавшись на свободе, немец и русский становятся солдатами. Встретив своих, Фриц делает свой выбор, но какой? Подойти к командиру, то есть выполняет свой долг, А Иван?

Может ли на войне быть по-другому? Война- это всегда смерть, убийство, она противоестественна человеческой природе. Осуждает ли автор своих героев, как вы думаете?

-Является концовка рассказа неожиданной для вас?Учащиеся: Нет, мы предчувствуем, что что-то должно случиться. Слово учителя: — Так какова идея этого небольшого рассказа? Запись в тетрадь: Война страшна не только тем, что погибают люди, разрушаются их жилища, рушится устроенный быт, она страшна еще и тем, что ставит человека в ситуацию выбора. Это нравственный выбор перед собственной совестью, так как зачастую нет свидетелей ни героизма, ни предательства. А поведение человека, его выбор исключительно зависят от уровня развития его личности.

Давайте ответим на вопрос: Зачем же современному школьнику нужны книги о войне?

Если бы вы были художниками, то какую обложку бы вы создали к этому рассказу? Почему?

Слово учителя:

Мы шли с концерта с ним, усталым,

Обнявшись, как солдат с солдатом,

По тем разрушенным кварталам.

Где я шёл в мае сорок пятом,

Я с этим немцем шёл, как с братом,

Шёл длинным каменным кладбищем,

Недавно- взятым и проклятым,

Сегодня-просто пепелищем.

И я скорбел с ним, с немцем этим.

Что, в тюрьмы загнан и поборот,

Давно когда- то, в тридцать третьем,

Он не сумел спасти свой город.

Домашнее задание: Прочитать почесть В.Быкова «Обелиск».

Давайте ответим на вопрос: Память о войне. Какой она должна быть?

Если бы вы были художниками, то какую обложку бы вы создали к этому рассказу и почему?

Слово учителя: — Так какова идея этого небольшого рассказа? Запись в тетрадь: Война страшна не только тем, что погибают люди, разрушаются их жилища, рушится устроенный быт, она страшна еще и тем, что ставит человека в ситуацию выбора. Это нравственный выбор перед собственной совестью, так как зачастую нет свидетелей ни героизма, ни предательства. А поведение человека, его выбор исключительно зависят от уровня развития его личности.

Давайте ответим на вопрос: Зачем же современному школьнику нужны книги о войне?

Если бы вы были художниками, то какую обложку бы вы создали к этому рассказу? Почему?

Слово учителя:

Мы шли с концерта с ним, усталым,

Обнявшись, как солдат с солдатом,

По тем разрушенным кварталам.

Где я шёл в мае сорок пятом,

Я с этим немцем шёл, как с братом,

Шёл длинным каменным кладбищем,

Недавно- взятым и проклятым,

Сегодня-просто пепелищем.

И я скорбел с ним, с немцем этим.

Что, в тюрьмы загнан и поборот,

Давно когда- то, в тридцать третьем,

Он не сумел спасти свой город.

Домашнее задание: Прочитать почесть В.Быкова «Обелиск».

Давайте ответим на вопрос: Память о войне. Какой она должна быть?

Если бы вы были художниками, то какую обложку бы вы создали к этому рассказу и почему?