Конспект урока по МХК Искусство эпохи Возрождения 11 класс

Конспект урока по Мировой художественной культуре в 11 классе

«Искусство эпохи Возрождения»

Тема урока: Искусство эпохи Возрождения.

Цель: Формирование представлений учащихся о художественной культуре эпохи Возрождения.

Задачи урока:

Образовательные:

Познакомить учащихся с истоками и характером художественного образа Ренессанса;

Обобщить и систематизировать уже имеющиеся знания об эпохе Возрождения;

Продолжить работу по формированию умения определять цель, находить информацию в источнике, в том числе электронном, сравнивать, обобщать, выявлять главное, делать определенные выводы;

Учить подбирать исторические факты для подтверждения своей точки зрения.

Воспитательные:

Воспитывать нравственно-эстетическое восприятие мира искусства, интерес к искусству и его истории.

Развивающие:

Развивать навыки соотносительного анализа, группировки и классификации информации, в том числе представленной в электронном виде.

План урока:

1. Мотивация

2. Мировоззренческие основы ренессансной культуры

3. Гуманизм как составляющая часть искусства Ренессанса

4. Основные особенности искусства и культуры эпохи Возрождения

5. Рефлексия.

6. Домашнее задание.

Оборудование урока:

Учебник

Рабочая тетрадь

Компьютерная презентация

Компьютер с выходом в Интернет

Дидактические единицы:

Ренессанс

Коринфский ордер

Фреска

Станковая живопись

Используемые технологии:

Проблемно — диалогическая

Информационно – компьютерные технологии (презентация)

ЭОР – источник «Мировая художественная культура»

Тематический ресурс www.museum-online.ru

Домашнее задание:

Выучить текст конспекта;

Написать синквейн на тему «Ренессанс»

Конспект урока

№ п/п

Модуль, пункт плана

Деятельность учителя

Деятельность учащихся, ответы учащихся

1

Мотивация

Прежде, чем вы запишете в тетради тему сегодняшнего урока, я предлагаю вам посмотреть видеоряд и ответить на вопрос: Что же объединяет все эти имена?

У человечества есть своя биография: младенчество, отрочество, зрелость. Эпоху, которую называют Возрождением, вернее всего уподобить периоду начинающейся зрелости с ее неотъемлемой романтикой, поисками индивидуальности, борьбой с предрассудками прошлого. Без Возрождения не было бы современной цивилизации.

Микеланджело Буанаротти и Леонардо да Винчи, Данте и Петрарка – все эти великие люди имеют отношение к эпохе Возрождения.

ЗАПИСЬ: Ренессанс — это эпоха Возрождения, проходившего в Европе с XIV по XVI век.

В средневековье, которое предшествовало Ренессансу, отвергались многие вещи в жизни. Во время Возрождения оживилось образование, процветали торговля, искусство, музыка, литература и наука. Ренессанс изменил весь образ жизни Европы.

Колыбелью искусства периода Возрождения или Ренессанса (от фр. Renaissance– “Возрождение”) стала Италия.

2

Мировоззренческие основы ренессансной культуры

Эпоха Возрождения – одна из самых впечатляющих страниц в истории мирового искусства. Она охватывает около трех столетий (XIV–XVI вв.). В сравнении с эпохами древнего мира (около 5000 лет), средневековья (около тысячи лет), Возрождение представляется очень кратким периодом времени. Однако по количеству гениальных произведений искусства, новизне и смелости поисков мастеров той эпохи художественное наследие Возрождения не уступает предшествовавшим этапам развития мирового искусства. Ренессанс достиг своего наивысшего развития сначала в Италии, а потом распространился по другим странам Европы.

В Италии появилась большая группа великих художников, среди них Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Ботичелли, Челлини и другие, чьими работами мы восхищаемся и по сей день.

Совершая виртуальную экскурсию, попробуйте почувствовать настроение эпохи Возрождения и представить себя одним из великих живописцев этого периода.

В XV– XVI века Западная Европа переживала “золотой век” своей истории, в который Италия вступила на столетие раньше – в XIV веке. Появилось искусство во Флоренции в начале XIV века, отсюда оно распространилось на всю Италию. К концу XVI века новый стиль охватил почти всю Европу, постепенно вытеснив готику.

ЗАПИСЬ: В итальянском искусстве, не считая проторенессансных (предренессансных) явлений XIII– XIV веков, различают Раннее (XV в.), Высокое (XV – 1 четверть XVI в.) и Позднее (XVI в.) Возрождение. В основе культуры Возрождения лежит принцип гуманизма.

Работа с тематическим ресурсом www.museum-online.ru. в режиме он – лайн

Ученик получает лист с названием картины и пытается наиболее точно описать произведение:

Боттичелли «Рождение Венеры»

Леонардо да Винчи «Мадонна в скалах»

Тициан «Динарий кесаря»

Мазаччо «Изгнание из Рая»

После каждого представления картины оригинал рассматривается в виртуальном музее.

3

Гуманизм как составляющая часть искусства Ренессанса

Гуманизм (от лат. humanus– человечный)– течение общественной мысли, которое зародилось в XIV веке в Италии, а затем на протяжении XV– XVI веков распространилось и в других европейских странах.

Гуманизм провозгласил высшей ценностью человека и его благо.

Гуманисты считали, что каждый человек имеет право свободно развиваться как личность, реализуя свои способности.

Идеи гуманизма наиболее ярко и полно воплотились в искусстве, главной темой которого стал прекрасный, гармонически развитый человек, обладающий неограниченными духовными и физическими возможностями.

– Каковы же были предпосылки идей гуманизма? Что гуманисты взяли за основу своих принципов?

– Гуманистов вдохновляла античность, служившая для них источником знаний и образцом художественного творчества. Великое прошлое, постоянно напоминавшее о себе в Италии, воспринималось в то время как высшее совершенство, тогда как искусство Средних веков казалось неумелым, варварским.

Тем не менее, искусство Ренессанса многим обязано художественной традиции средних веков. Старое и новое находилось в нерасторжимой связи и противоборстве. Т.о. мы можем сформулировать определение.

Работа с ЭОР «Мировая художественная культура» запись в тетради: (таблица периодизации эпохи Возрождения)

ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЬ:

Искусство Возрождения – это возрождение чего? 

Искусство Возрождения — это возрождение кого? 

Античной традиции, классической культуры Древней Греции и Древнего Рима;

Человека и его целостности: духовной и физической.

– Италия находилась на пересечении нескольких стилистических потоков, каждый их которых внес свой вклад в формирование художественного образа Ренессанса.

4

Основные особенности искусства и культуры эпохи Возрождения

Работа с ЭОР «Мировая художественная культура» запись в тетради:

гуманизм и его девиз “Человек– мера всех вещей”;

развиваются науки, книгопечатание, совершаются географические открытия, изобретения;

появляется научная основа изобразительных искусств и архитектуры:

Разработка законов перспективы

Изучение анатомии

В архитектуре во главе угла – пропорции и в связи с этим происходит развитие реалистических тенденций в искусстве, освобождение от условности готического искусства;

основной жанр – портрет;

развивается станковая живопись, станковая скульптура;

зарождаются жанры: пейзаж, исторический, бытовой;

культура носит светский характер, хотя основной круг сюжетов оставался связан с библейской и мифологической тематикой.

Рефлексия

– Почему именно Италия стала страной, где произошло зарождение новой культуры?

– Почему эпоха получила такое название?

– Объясните, почему основным жанром изобразительного искусства эпохи Возрождения становится портрет?

6

Домашнее задание

Выучить записи конспекта;

Написать синквейн на тему «Ренессанс»

Учитель ИКП и МХК государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 217 Красносельского района Санкт – Петербурга имени Н.А. Алексеева Прийменко Елена Валерьевна