Конспект урока Исповедь души

Конспект открытого урока в 4 классе

Программа «Музыка» Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской

Раздел «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»

Тема урока: «Исповедь души».

Цель урока:

Познакомить учащихся с творчеством композиторов Ф.Шопена и С.Рахманинова.

Образовательные задачи:

Научить разбираться в музыкальных жанрах: инструментальных и вокальных.

Воспитательные задачи:

Способствовать формированию слушательской культуры учащихся на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства. Воспитать в детях умение ценить неповторимость и красоту окружающего мира через опыт эстетического переживания произведений искусства.

Развивающие задачи:

Способствовать развитию целостного музыкального мышления на основе сотворческого восприятия их в самостоятельном опыте. Расширять эмоционально-образовательную сферу художественных образов.

Тип урока:

урок изучения, осмысления и первичного применения знаний и способов деятельности.

Форма урока:

Урок-беседа, основанный на индивидуальных исследованиях учащихся и проектной деятельности.

Методы:

словесный

сравнения

эмоциональной драматургии

слуховой наглядности

зрительной наглядности

художественного контекста

Оборудование:

компьютер

мультимедийный проектор

музыкальный центр

фортепиано

Формы организации познавательной деятельности:

Фронтальная

Групповая

Коллективная.

Виды учебной деятельности:

Размышлять об исповеди.

Воспринимать благородное и светлое спокойствие Прелюдии №7 и тяжелую размеренную поступь Прелюдии №20 Ф.Шопена.

Высказывать мнение об особенностях содержания прелюдий, средствах музыкальной выразительности.

Воспринимать этюд №12 «Революционный».

Размышлять и высказывать мнение об особенности содержания.

Воспринимать вокализ С.Рахманинова.

Сопоставлять выразительные особенности прелюдий, этюда Шопена и вокализа Рахманинова.

Анализировать и обобщать характер этих произведений.

Использование материала в проектной деятельности.

Ход урока

Организационный момент. Музыкальное приветствие.

У- Ребята, сегодня у нас с вами еще одна встреча с искусством- миром чувств и раздумий, откровений и открытий. Слайд. Тема нашего урока «Исповедь души». Как вы понимаете это выражение? Что такое исповедь души?

Д- Разговор о чем-то сокровенном.

У- На прошлом уроке мы начали знакомство с творчеством замечательного композитора 19 в. Фридерика…

Д- Шопена!

У- Родина великого композитора?

Д- Польша.

У- Что еще запомнилось вам о жизни и творчестве этого композитора?

Д — Он прекрасный пианист. — Друзья называли его «душа фортепиано»;

- Он написал множество сочинений для фортепиано;

- Долгие годы провел на чужбине;

- Умер во Франции, а сердце его поляки трепетно хранят в Варшаве, в костёле Святого Креста.

- Он сочинял вальсы, мазурки, прелюдии, полонезы, этюды.

У- Каждое произведение Ф.Шопена — это исповедь души, откровение, страница его музыкального дневника. Вы вспомнили сегодня, что большую часть своей жизни Шопен провел на чужбине. Несмотря на прекрасное знание французского языка, он не мог ни с кем поделиться своими переживаниями, высказать то, что было у него на душе, но всю свою боль, гнев, отчаяние и радость он излил в своей музыке, надеясь, что «когда-то она будет понята».

Слайд. Этюд №12 « Революционный.»

Итак, бережно прикоснемся к музыкальным записям.

У- Что такое этюд?

Д- В живописи- зарисовка, эскиз. В музыке- упражнение для развития беглости пальцев.

У- Но, скажите, пожалуйста, может ли обычное упражнение или эскиз рассказать о том, что наболело в душе? Упражнение обычно не имеет названия, а этот этюд называется «Революционный». Давайте послушаем. О чем рассказывает нам эта музыка? Какой характер у нее?

Д- Звучит стремительно, решительно, страстно, пламенно.

У- В чем исповедь?

Д- Свое горе, гнев, возмущение Шопен излил в музыке, откликнувшись на события, которые происходили в Польше в 1830 году (жестокое подавление народного восстания).

У- А вот еще 2 страницы из музыкального дневника: Прелюдия №7 и Прелюдия №20. Ребята, а что значит «прелюдия»?

Д- Это небольшое произведение, выполняющее роль вступления, либо самостоятельная миниатюра.

У- Какой характер музыки Прелюдии №7?

Д- Спокойная, светлая, благородная, изящная, песенная с ритмом польского танца мазурки.

У- Мы будто слышим музыкальное послание композитора. (Включить еще раз, предложить ребятам показать характер музыки руками, один ученик читает под музыку письмо Ф.Шопена):

«Милая моя, далекая, единственная! Почему наша жизнь так устроена, что я должен находиться вдали от тебя, быть в разлуке с тобой…

Я помню шелест каждого листка, каждой твоей травинки, вижу дорогие мне лица. Я чувствую тебя, моя милая Родина!»).

Слушание Прелюдии №20.

У- Что можно сказать о характере этой музыки?

Д- Тяжелая, скорбная, размеренная поступь траурного марша.

У- Два произведения, два разных настроения. В чем же исповедь?

Д – В Прелюдии №7 Шопен рассказывает как прекрасна музыка его народа. Траурной музыкой Прелюдии №20 композитор похоронил надежду вернуться на Родину.

Слайд.

У- Ну а сейчас мы закрепим все, что узнали о творчестве Шопена, ответив на вопросы:

Польский народный танец, возникший у мазуров? (мазурка).

Торжественный танец-шествие? (полонез).

Польский народный танец, возникший у жителей Краковского ведомства? (краковяк).

Вступление к музыкальному сочинению или самостоятельная пьеса? (прелюдия).

Упражнение для развития беглости пальцев? (этюд).

Предложить обменяться листочками по соседству.

За правильный ответ- (+), за неправильный- (-).

Красный жетон получают учащиеся за 5 положительных ответов.

Синий- за остальные результаты.

Слайд. Музыкальная пауза.

У – Музыкальная викторина.

Слайд. «Угадай мелодию».

Ф.Шопен. Мазурка.

Ф.Шопен. Этюд №12.

Ф.Шопен. Прелюдия №20.

Ф.Шопен. Прелюдия №7.

Ф.Шопен. Полонез.

Написав ответы, дети опять меняются листочками и проверяют работу друг друга.

Слайд с правильными ответами.

У- С.В.Рахманинов- замечательный русский композитор. Он очень много ездил с концертами, но советской власти это не нравилось, она не отпускала его. Когда, в 1917г. его пригласили в скандинавские страны, он уехал туда вместе с семьей и больше не вернулся. С. Рахманинов покинул Родину, оторвался от той почвы, на которой выросло его творчество. Он говорил: «Уехав из России, я потерял желание сочинять, лишившись Родины, я потерял самого себя». Давайте послушаем произведение композитора – Вокализ.

У- В чем же исповедь этого композитора?

Д- В том, что он прощался с родными местами, уезжая из страны, покидая Родину, как и польский композитор Ф.Шопен.

У- Ребята а что для вас Родина?

Д- Малая Родина- наш город Пушкин, большая Родина- это наша страна.

У – Замечательно. Вы очень хорошо поработали. Закончим наш урок знакомой вам песней Г.Струве. Приняли правильную певческую установку. Для распевания – упражнение « Родина моя»

Ро

-ди

-на,

Ро

-ди

-на

мо -

я!

(по ½ т. вверх)

Исполнение песни Г.Струве «Что мы Родиной зовём?»