Классный час на темуТолерантность

Открытое мероприятие на тему «Толерантность»

Цель: Развивать критическое мышление посредством включения учащихся в образовательный процесс.

Развивающие задачи:

формировать навык коммуникативной и дискуссионной культуры;

дать толчок для последующей, углубленной мысли учащихся, наедине с собой, заставить задуматься;

способствовать пониманию и продуктивному взаимодействию между учащимися.

позволить учащимся использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределенности.

создать базу для новых типов человеческой деятельности

Воспитывающие задачи:

Формировать:

1) межконфессиональную и межэтническую толерантность, уважение к существующим религиям;

2) интернационализацию ценности жизни по нормам добра, заложенным в философии мировых религий;

3) осознанность нравственного поведения

Образовательные и дидактические задачи:

расширить и обобщить знания основ мировых религий;

развивать умения судить о фактах, связанных с межрелигиозными вопросами;

развивать рефлексивное мышление;

учить формировать проблемы, аргументировать свою точку зрения.

16 ноября 1996 г. Генеральная конференция Юнеско утвердила резолюцию 5.61, которая называлась Декларация принципов толерантности» (обратить внимание на стенд). Эта Декларация, как и другие документы ООН – направлена на защиту прав человека.

О правах человека мы знаем очень много, а вот о таком понятии как « толерантность» многие из нас даже не имеют представления. Не всем, может быть, знакомо это слово, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, которое оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества.

Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.

Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по-разному:

в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;

во французском — отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

в английском — готовность быть терпимым, снисходительным;

в китайском — позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

в арабском — прощение, снисходительность, мягкость милосердие, сострадание, благосклонность, терпение расположенность к другим;

в русском — способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться существованием чего-либо, кого-либо).

Толерантность – это право всех граждан быть разными!

Лозунг – « Мы разные, но равные»! (обратить внимание на лозунг)

Мы настолько разные, что даже приветствуем друг друга по-разному (люди земли)

№1 конкурс Приветствия.

Толерантность — уважительное, терпимое отношение людей к инакомыслию, особенно актуальна в современном мире в условиях плюрализма. Толерантность предполагает готовность признать «другого», имеющим равные права на определенные жизненные ценности. Общепринято толерантность понимать как терпимость. В первую очередь толерантность — это уважение, понимание, и уже потом, когда разберешься, с кем имеешь дело, проявляешь терпимость, чуткость, внимание, заботу, доброту — все лучшие качества человеческой личности.

По сферам проявления толерантность различают по следующим направлениям.

Политическая толерантность — терпимость к людям других политических взглядов, уважение к иным политическим позициям, признание права каждого на свои политические направления.

Научная толерантность — терпимость к другим точкам зрения в науке, допущение разных теорий и научных школ.

Педагогическая толерантность — терпимость к собственным детям, учащимся, умение понять и простить их несовершенства.

Административная толерантность — умение руководить без нажима и агрессии.

Культурная толерантность — уважение явлений культуры, представляющих ценность для других, допущение плюрализма вкусов.

Религиозная толерантность – уважительное отношение к людям, исповедующим другую религию

Уметь общаться, находить общий язык друг с другом – важные качества в жизни и им надо учиться.

Восточная притча

Одному султану приснился страшный сон. Ему приснилось, что у него один за другим выпали все зубы. Обеспокоившись, он позвал своего толкователя снов. Тот озабоченно выслушал сон и сообщил султану: «Я должен сообщить тебе печальную весть. Так же, как ты потерял зубы, ты одного за другим потеряешь всех своих родных». Толкование разгневало султана. Он повелел бросить прорицателя в темницу. Потом он позвал другого толкователя снов. Этот, выслушав сон, сказал: «Я счастлив, сообщить тебе радостную весть: ты станешь старше всех своих родных, ты переживешь их всех». Султан был счастлив и богато наградил толкователя снов. Придворные удивились этому:

«Ведь ты не прибавил ничего к тому, что сказал твой бедный предшественник, как же случилось, что он был наказан, а ты награжден?»

Толкователь снов отвечал: «Мы оба одинаково растолковали сон. Но дело не только в том, что сказать, но и в том, как сказать».

№ 2 Конкурс.

Построиться по росту (в конкурсе участвуют 6 человек)

Построиться по цвету глаз (начиная с более темного)

Построиться по размеру обуви (начиная с меньшего размера)

Мы продолжаем разговор на тему толерантность и что это такое. И вот что говорили великие люди.

(зачитываются афоризмы великих людей)

Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой.

Золотое правило этики. Мы делаем лучше для себя, когда делаем лучше для других.

Чжуан-Цзы.

Не говорите ничего, когда Вы чувствуете приступ раздражения, потому что Вы почти наверное скажите слишком много.

П. Рутт.

Трех вещей нужно избегать (в жизни): ненависти, зависти и презрения.

Восточная мудрость.

Пусть дела твои будут такими, какими ты хотел бы их вспоминать на склоне лет.

МаркАврелий.

Если я чем — то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а напротив одаряю.

Антуан де Сент- Экзюпери.

Молчите, пока не почувствуете, что вполне владеете собой.

Ли-Цзы.

Лучше отказать в просьбе, чем удовлетворить ее грубо.

Честерфильд.

С человеком нужно обращаться по-человечески.

Д. Фуллер.

У человека один рот, но два уха. Выводы можете делать сами.

П. Рутт.

Я не только поступаю в соответствии с тем, что я есть, но и становлюсь всоответствии с тем, как я поступаю.

В. Франкл.

Ваше мнение мне глубоко враждебно, но за Ваше право его высказать я готов пожертвовать своей жизнью.

Вольтер.

Пусть ваши дела, а не ваши слова говорят за вас.

Платон

По природе люди близки друг к другу, а по привычкам далеки друг от друга.

Конфуций

Мысли как человек действующий и действуй, как человек мыслящий.

Принцип жизни великих людей.

Наша жизнь как океан — течет и соприкасается, в одном месте тронешь — в другом конце мира отдается.

Ф.М.Достоевский.

Будь не таким, как другие, и позволь другим быть другими.

Хенрик Ягодзиньский

Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди. (Б. шоу)

«Стоит лишь верить в человека больше, чем это обыкновенно бывает, чтобы вызвать наружу все лучшие стороны его характера». (С.Смайлс)

«Чтобы поверить в добро, надо начать его делать». (Л.Толстой) «Кто ищет зла, к тому оно приходит».

(Соломон)

А теперь обратимся к этическим принципам крупнейших мировых религий.

Этические принципы крупнейших мировых и национальных религий:

Буддизм: Не делай другим того, что сам считаешь злом.

Индуизм: Не делай другим того, что причинило бы боль тебе.

Иудаизм: Что ненавистно тебе, не делай того другому.

Даосизм: Считай прибыль ближнего своей прибылью, его потерю -

своей потерей.

Ислам: Нельзя назвать верующим того, кто не желает сестре или

брату своему того же, чего желает себе

Христианство: Поступай с другим так, как хочешь, чтобы

поступали с тобой.

Итак, можно сделать вывод, что несмотря на различия мировых религий, этические принципы у них практически одинаковые

Мы уже достаточно много, почти весь вечер говорили о толерантности, о человеческих качествах, присущих толерантной личности.

Но есть такое понятие как интолерантная личность. И вот основные понятия, связанные с проявлением нетерпимости. Кроме личностных качеств, таких как грубость, зависть, нетерпимость к чужим недостаткам существуют также :

Нацизм — крайняя форма экстремизма, основанная на национальном признаке, господство над другими нациями (фашизм).

Национализм — форма национального самосознания.

Ксенофобия — любая постоянная боязнь (ненависть) к иностранцам.

Дискриминация — ограничение в правах части населения по расовому, национальному или религиозному признакам.

Геноцид — истребление отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным мотивам. Одно из тягчайших преступлений человечества.

Расизм — противоправная национальная политика, форма дискриминации, ставившая целью угнетение представителей одной расы над другой.

А сейчас послушайте еще одну притчу

Китайска притча « Ладная семья»

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая — мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать писал долго — видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:

любовь;

прощение;

терпение.

И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: — И все? — Да, — ответил старик, — это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: — И мира тоже.

Каждый из нас перед смертью обязательно отчитывается в первую очередь перед самим собой, своей совестью в том, какую жизнь он прожил, восстановив ее в виде длинной цепочки следов.

Послушайте христианскую притчу « Следы»

Старый человек, умирая, вдруг увидел во сне всю свою жизнь в виде длинной цепочки следов на песке, а рядом с его следами шли еще чьи-то следы.

Да ведь это Господь рядом шел!- догадался старик.

Но к огорчению своему, увидел он также, что в тех местах его жизни, когда особенно тяжело ему было, только одни следы отпечатались на песке.

Как же так, Господи? — с укором воскликнул старик. — В самые трудные моменты бросал Ты меня!

- Нет, — ответил Господь с небес, — в те годы Я тебя на руках нес…

Подведение итогов. Награждение победителей в конкурсах.