seminary (1)

Методика преподавания истории

Направление подготовки 050100 «Педагогическое образование»

Профиль подготовки «История и обществознание»

«История и иностранный язык»

Квалификация (степень) выпускника бакалавр

Форма обучения____________очная____________________________

(очная, очно-заочная, заочная)

Методические указания к семинарским занятиям по курсу: «Методика преподавания истории».

Составитель : асс. Афонькина Е. В.

1. Введение

Работа студентов с таким видом работы как семинарские занятия в основе своей предполагает несколько этапов:

1.Изучение источников по указанной тематике;

2.Изучение литературы по указанной тематике;

3.Подготовка к работе на семинаре;

4.Работа на семинаре.

1.1.Изучение источников по указанной тематике:

Ознакомление с содержанием предложенных, по изучаемой теме источников проводится с применением аналитических методов работы, позволяющих выделить основы информации.

1.2 Изучение литературы по указанной тематике:

Прочтение предложенного списка литературы, с точки зрения поиска ответов на поставленные вопросы семинарского занятия.

1.3.Подготовка к работе на семинаре;

Обнаружение общего и различного в данных источников и дополнительной информацией. Выделение и анализ спорных моментов.

Всю эту работу студент проделывает самостоятельно.

1.4.Рработа на семинаре.

Работа студента на семинаре осуществляется в двух направлениях:

1.Выступление с подготовленным сообщением по рассматриваемому вопросу;

темы семинарского занятия;

2.Участие в обсуждении.

2. Планы семинарских занятий

по дисциплине «Методика преподавания истории»

Семинар 1

Современная система среднего исторического образования в школах, гимназиях и лицеях.

1.Современное школьное образование: структура, задачи, особенности, значение.

2. Пропедевтический курс Всеобщей Истории и истории России: структура, основные понятия, особенности преподавания с ориентиром на школьный возраст учащихся..

3.Развитие учащихся в процессе обучения истории:

А-Психо-физиологические особенности учащихся;

Б-Интеллектуальные особенности учащихся.

Литература:

Бацын В.К. О реформе исторического образования в современной рос-сийской школе // ПИШ. – 1997. — №8.

Бухвалов В А. Технологии работы учителя-мастера. — М., 1995.

Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Историческое образование в современной России. — М., 1997.

Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории: Учебник для студентов высших учеб, заведений. — М., 2003.

Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. — М., 1999.

Вяземский, Е.Е. Школьное историческое образование: опыт и проблемы / Е.Е. Вяземский // Новая и новейшая история. — 2000. — №1.

Григорьева, Н.А. Гражданское образование в высшей школе во второй половине ХХ – ХХI веков: из истории государственной политики / Н.А. Григорьева // Преподаватель ХХI век. – 2007. – №1.

Историческое образование в современной России. Справочно-методическое пособие для учителей. — М., 1997.

Каспаржак А.Г., Левит С.В. Базисный учебный план и российское образование в эпоху перемен. — М., 1994.

Кларин М.В. Инновации в мировой пе-дагогике. – М., 1995.

Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. – М., 1994.

Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях: Практическое пособие для учителей. — М.,1999.

Методика преподавания истории в средней школе / Под ред. Ежовой С.А., Лебедевой М.И. – М., 1986.

Мыскин В.А. Возможный вариант. — М., 1993.

Рябов Ю.А. Проблемы гуманизации содержания исторического образования на современном этапе. — СПб., 1991.

Стрелова, О.Ю. Стандарт из дня вчерашнего / О.Ю. Стрелова // Преподавание истории и обществознания в школе . – 2005. – № 9.

Оценка качества подготовки выпускников основной школы по истории. — М., 2000.

Программа по истории для 9-11 классов средней школы. — М., 1992.

Федеральный государственный образовательный стандарт.

Семинар 2.

Процесс формирования исторических знаний.

1.Определение целей учебной деятельности на уроках истории.

2.Формы организации обучения истории.

3.Современные технологии в преподавании истории.

4. Психолого-педагогические основы мотивации изучения истории.

5.Использование дидактической игры, экскурсий в ходе обучения истории.

Литература:

Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе. — М., 1984.

Барг М.А. Категории и методы историчес-кой науки. – М., 1984.

Вагин А.А. Методи-ка преподавания ис-тории в средней школе. – М., 1968.

Гора П.В. Повышение качества обучения истории в средней школе. — М., 1988.

Гора П.В. Методические приемы и средства наглядного обучения истории в средней школе. Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1971. — 239 с.

Дайри Н.Г. Основное усвоить на уроке. — М., 1980.

Кревер Г.А. Изучение теоретического содержания курсов истории в 5-9 классах. — М., 1989.

Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. -М., 1982.

Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.

Методика преподавания истории в средней школе. – М., 1986.

Ракитов А.И. Историческое позна-ние: системно-гносе-оологический подход. – М., 1982.

Студеникин М.Т. Современные технологии преподавания истории. Пособие для учителей и студентов вузов. — М., 2007.

Семинар 3.

Формирование знаний учащихся. Способы деятельности в ходе изучения истории.

1.Виды учебной деятельности на этапе восприятия новых исторических знаний: анализ, сравнение, формулировка сравнений, понятий. Их психолого-возрастная составляющая.

2.Виды учебной деятельности на этапе освоения исторических фактов: конкретизация, выведение следствий, анализ, выделение смысловой структуры.

3.Виды учебной деятельности на этапе обобщения и повторения изученного материала: классификация, систематизация, подведение итогов.

Литература:

Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе. // Под редакцией А.Г.Колоскова. – М., 1984.

Бутузов И.Д. Дифференцированный подход в обучении истории. – Новгород, 1972.

Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как сегодня преподавать историю в школе: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1999.

Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Историческое образование в современной России. — М., 1997.

Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. – М., 1988.

Гецов Г.Г. Работа с книгой: рациональные приемы. — М., 1989.

Грицевский И.М. Работа учителя с учебником при подготовке к уроку истории. – М., 1987.

Грицевский И.М. Работа учителя с учебником при подготовке к уроку истории. — М., 1987.

Грицевский И.М., Грицевская О.В. От учебника — к творческому замыслу урока. — М., 1990.

Запорожец Н.И. Развитие умений и навыков учащихся в процессе преподавания истории (4-8 классы). – М., 1972.

Историческое образование в современной России: Справочно-методическое пособие для учителей /Составители Е.Е.Вяземский, О.Ю. Стрелова, М.В.Короткова, И.Н. Ионов. – М., 1997.

Рябов В. В., Е.И.Хаванов «История и общество» М.,1999.

Тощенко Ж.Т. «Историческое сознание и историческая память. Анализ современного состояния» //»Новая и Новейшая история» №4 С. 14-23. М., 1999.

Школа учит мыслить. — М., 1987.

Федоринов Е. И. «Формирование исторического сознания как фактор гуманиторизации образования». М., 1989.

Семинар 4

Репродуктивно — воспроизводящий тип обучения истории.

1.Основные признаки репродуктивно — воспроизводящего обучения. Приемы реализации.

2.Использование тестов в процессе обучения.

3.Тесты открытого типа. История, содержание, применение.

4.Тесты закрытого типа. История, содержание, применение.

Литература:

Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе. — М.,

1984.

Вагин АЛ. Методика преподавания истории в средней шко¬ле. Учение о методах. Теория урока. — М., 1968.

Гора П.В. Повышение качества обучения истории в средней школе. — М., 1988.

Годер Г.И. Задания и задачи по истории древнего мира. — М., 1996. Иванова Т.Н. История в 7 классе: сценарии ролевых игр. -Чебоксары, 1993.

Дайри Н.Г. Приемы текущей проверки знаний учащихся по истории. – М., 1958.

Дайри Н.Г. Проверка знаний и познавательной деятельности учащихся. – М., 1960.

Кревер Г. А. Изучение теоретического содержания курсов истории в 5 — 9 классах. — М., 1989.Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории, -М., 1982.

Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. — М., 1982.

Полторак Д.И. Методика использования средств обучения в преподавании истории. — М., 1987.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. — М., 1998.

Щукина Г.Н. Роль деятельности в учебном процессе. — М., 1986.

Семинар 5

Обучение как непрерывный процесс получения знаний.

1.Обучение как освоение и приобретение нового опыта.

2.Обучение как исследовательский процесс. Формирование опыта поисковой деятельности учащихся.

3.Обучение на основе постановки и решения проблем.

4.Формирование дискуссионной культуры.

5. Обучение как процесс непрерывного совершенствования.

Литература:

Антонов П. Исторический факт и его объяснение // ПИШ. – 2004. — №1.

Барг М.А. Категории и методы исторической науки. – М., 1984.

Белгородская Л.В. От факта к пониманию // ПИШ. – 1994. — №3.

Вагин А.А. Методи-ка преподавания истории в средней школе. – М., 1968.

Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. — М., 1988.

Дайри Н.Г. Проверка знаний и познавательной деятельности учащихся. – М., 1960.

Ильинская И.Я. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. — М.,

1985.

Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях. – М., 2000

Кудрявцева В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. — М., 1991.

Методика преподавания истории в средней школе. – М., 1986.

Методика историко-краеведческой работы в школе. — М., 1982.

Ракитов А.И. Историческое познание: системно-гносе-оологический подход. – М., 1982.

Серкин А.В. К проблеме интерпретации фактов на уроке истории // ПИШ. – 2003. — №10

Степанищев А.Т. История России в вопросах, задачах, графиках. — М., 1995.

Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить. М., 1987.

Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. — М., 1987.

Семинар № 6

Формирование умений учащихся в процессе изучения истории.

1.Особенности аналитического, критического и творческого мышления.

2. Психологические основы особенности восприятия материала

3.Развитие интеллектуальных умений учащихся на уроке истории.

4. Развитие интеллектуальных навыков учащихся на уроке истории.

5.Диагностика форсированности приемов обучения.

6. Диагностика и решение проблем в процессе обучения истории.

Литература:

Бухвалов В.А. Технологии работы учителя — мастера. — М., 1995.

Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. – М., 1988.

Запорожец Н.И. Развитие умений и навыков учащихся в процессе преподавания истории (4-8 классы). – М., 1972.

Ильинская И.Я. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. – М., 1985.

Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежном педагогическом поиске. — М., 1994.

Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории. – М., 1993.

Лернер И.Я. Познавательные задачи в обучении истории. – М., 1968.

Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. – М., 1982.

Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. – М., 1980.

Линденберг К. Обучение истории. – М., 1997.

Лошкарева Н.А. Формирование системы общих учебных умений и навыков школьников. – М., 1982.

Полторак Д.И., Аппарович Н.И., Думин С.В. Методика использования средств обучения в преподавании истории. – М., 1987.

Фридман Л.М. Наглядность и моделирование в обучении. — М., 1984. Шаталов В.Ф. Эксперимент продолжается. — М., 1989.

Шевченко С.Д. Школьный урок: научить каждого. — М., 1991.

Якиманская И.С. Развивающее обучение. – М., 1979.

Ямбург Е.А. Воспитание историей. – М., 1989.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1991.

Семинар 7

Общая характеристика средств обучения истории.

1.Роль учебных и научных изданий в ходе обучения истории.

2.Использование технических средств обучения на уроке.

3.Основные требования, предъявляемые к учебнику истории.

Литература:

Аппарович Н.И. На подступах к курсу всемирной истории. Анализ учебников советского времени // ПИШ. – 1996. -№1.

Безрогов Б.Г., Богуславский М.В. Коше-лева О.Е. Учебная литература по истории. Современное состоя-ние и преспектива // «История». – 1997. — №1.

Бутузов И.Д. Дифференцированный подход в обучении истории. – Новгород, 1972.

Вагин А.А., Сперанская Л.В. Основные вопросы методики преподавания истории в старших классах. Пособие для учителей. – М., 1959.

Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. — М., 1999.

Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. – М., 1988.

Грицевский И.М. Работа учителя с учебником при подготовке к уроку истории. — М., 1987.

Грицевский И.М. От учебника — к творческому замыслу урока. — М., 1990.

Дайри Н.Г. Современные требования к уроку истории. – М., 1978

Ежова С.А., Лебедева И.М. Методика преподавания истории в школе. – М., 1986.

Короткова М.В. О новых методических подходах в современных школьных учебниках истории. // Научные труды МГПУ, 1996.

Левинтов Н.Г. О новом поколении учебников по новой и новейшей истории // ПИШ.- 2002. -№9

О школьных учебниках античной истории // ПИШ. – 1994. — №8.

Семинар 8

Методы и методические приемы обучения истории.

1.Психологические закономерности восприятия учащихся и выбор методов обучения истории.

А-Младшый школьный возраст.

Б-Средний школьный возраст.

2.Репродуктивно — воспроизводящее обучение: основные методы и приемы обучения.

3.Обучение как исследование: основные методы и приемы обучения.

Литература:

Актуальные вопросы методики обучения истории. — М., 1984.

Антонов П. Исторический факт и его объяснение // ПИШ. – 2004. — №1.

Бацын В.К. О ре-форме исторического образования в современной российской школе // ПИШ. – 1997. — №8.

Белгородская Л.В. От факта к пониманию // ПИШ. – 1994. — №3.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст