rabochaya_tetrad

УДК 159.92ББК 88.3П54

Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы

Рецензент:

А. С. Батуев — доктор биологических наук, академик РАО

Полякова О. Н.

П54 Рабочая тетрадь по зоопсихологии и сравнительной психологии / О. Н. Полякова, А. А. Лебедев — СПб.: Речь, 2012. — 48 с.

ISBN 987-5-9268-1230-2

Данное пособие предназначено в качестве иллюстративного материала для проведения практических занятий или самостоятельной работы студентов при изучении курса зоопсихологии и сравнительной психологии. В Рабочей тетради по зоопсихологии и сравнительной психологии представлено 39 заданий в виде таблиц и схем, а также вопросов, работая с которыми студенты получают возможность структурировать лекционный материал, дополнять его собственными примерами. Это позволит с большей эффективность усваивать материал курса «Зоопсихология и сравнительная психология».

УДК 159.92 ББК 88.3

Охраняется законом об авторском праве. Все права защищены.

Полная или частичная перепечатка издания, включая размещение в сети Интернет, возможна только с разрешения издательства.

© О. Н. Полякова, А. А. Лебедев, 2012 © Издательство «Речь», 2012 © П. В. Борозенец, обложка, 2012

Подписано в печать 27.12.2011 г. Формат 70xl00′/i6.Печ. л. 3. Тираж 1000 экз. Заказ №56

ООО Издательство «Речь»199178, Санкт-Петербург, а/я 96, «Издательство „Речь»»Тел.: (812) 329-08-80, 323-76-70, [email protected]Представительство в Москве; тел.: (495) 502-67-07По вопросам оптовой закупки книг издательства «Речь»обращайтесь по тел.: (812) 323-76-70, 323-90-63 и по электронной почте: [email protected]

Интернет-магазин: www.rech.spb.nj

Отпечатано с готовых диапозитивов в ОАО «Петроцептр»Обособленное подразделение «Пушкинская типофа(|)ия»196601, Санкт-Петербург, г. Пушкин, Средняя ул., З/Н

СОДЕРЖАНИЕ

Введение5

Анатомия центральной нервной системы.

Общий план строения головного мозга6

Эволюция головного мозга7

Антропология. Теории происхождения человека8

Экология. Экологические факторы9

Зоопсихология — понятие, методы, поведение10

Врожденное поведение12

Рефлекс как элементарная единица поведения13

Структура рефлекса14

Безусловные рефлексы15

Ориентировочный рефлекс16

Классификация рефлексов17

Условные рефлексы18

Импринтинг = запечатление19

Инстинкт = внутреннее побуждение21

Свойства инстинктов22

Комплекс фиксированных действий как единица инстинктивного поведения23

«Врожденный разрешающий механизм»24

Приобретенное поведение25

Поведение: индивидуальное, репродуктивное, социальное36

Глоссарий45

Семинарские занятия49

Иснользоианная и рекомендуемая литература51

ВВЕДЕНИЕ

с

Данное пособие предназначено в качестве иллюстративного материала для проведения практических занятий или самостоятельной работы студентов при изучении курса зоопсихологии и сравнительной психологии. В Рабочей тетради по зоопсихологии и сравнительной психологии представлено 39 заданий в виде таблиц и схем, а также вопросов, работая с которыми студенты получают возможность структурировать лекционный материал, дополнять его собственными примерами. Это позволит с большей эффективностью усваивать материал курса «Зоопсихология и сравнительная психология».

Методические рекомендации

Результатом работы с предложенным пособием должно стать приобретение студентами прочных знаний в области:

основных дидактических единиц;

понятийного аппарата зоопсихологии и сравнительной психологии;

особенностей проявления в онтогенезе врожденных форм поведения;

особенностей проявления в онтогенезе приобретенных форм поведения;

сравнительного анализа сложных форм поведения у человека и животных.

Для работы с предложенным иллюстрированным пособием студентам потребуются:

шариковая ручка для выполнения подписей к рисункам и записей;

цветные карандаши для раскрашивания некоторых схем и рисунков;

справочные пособия в виде атласов, учебников, словарей и записей лекций (список рекомендуемой литературы см. в конце пособия);

терпение, усидчивость и настойчивость в освоении новых знаний.

АНАТОМИЯ ЦЕНТРААЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ. ОБЩИЙ ПААН СТРОЕНИЯ ГОАОВНОГО МОЗГА

Задание 1. Запишите в таблице основные формы деятельности, кото-рые выполняют разные отделы мозга.

Отдел мозга

Основные части отдела

Анализ сенсорной информации

Регуляция внутренней среды организма (гомеостаз)

Регуляция двигательных реакций и более сложных форм поведения

Спинной мозг

Продолговатый мозг

Задний мозг

Мозжечок

Мост

Средний мозг

Крыша мозга (тектум)

Ножки мозга

Продолговатый мозг

Эпиталамус

Тадамус

Гипоталамус

Конечный мозг

Базальные ганглии

Кора больших полушарий

эволюция головного МОЗГА

Задание 2. На рисунках с помощью цветных карандашей разными цве-тами выделите: ствол мозга и спинной мозг, мозжечок, кору больших по-лушарий конечного мозга.

Задание 3. Заполните таблицу «Эволюцияразвития поведения».

Особенности нервной ткани

Представители животного мира

Способность к обучению

Особенности адаптивного поведения

олноклеточные

Диффузная н. с.

Ортогонального типа

Брюшная нервная цепочка

Узловая и. с.

Нервная трубка

Развитие головного мозга

АНТРОПОЛОГИЯ.

ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА

Задание 4. Заполните таблицу «Теории происхождения человека».

Предполагаемый «источник» происхождения человека

Название теории

Создатели и сторонники данной теории

Недостатки или противоречия данной теории

Божественный акт творения

От древних обезьян

От речной (водной) обезьяны

экология. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

Задание 5. Заполните схему «Экологические факторы»,название факторов:их описание и основные характеристики:

«

Абиотические

Биотические

Антропогенные

зоопсихология —

ПОНЯТИЕ, МЕТОДЫ, ПОВЕДЕНИЕ

Зоопсихология — это:

Наука о проявлениях, закономерностях и эволюции поведения на уровне животного.

Наука о происхождении и развитии в онтогенезе и филогенезе психических процессов у животных.

Наука о предпосылках и предыстории человеческого сознания.

Задачи зоопсихологии:

наблюдение и описание;

определение непосредственных причин данной формы поведения;

развитие этой формы поведения;

эволюционная история поведения;

функции поведения.

Поведение — это внешне наблюдаемое взаимодействие организма с окружающей средой.

Задание 6. Запишите в предлагаемых рамках два определения того, что понимают под поведением представители разных школ, занимающихся изучением зоопсихологии и сравнительной психологии.

Задание 1. Заполните таблицу «Школы изучения зоопсихологии и сравни-тельной психологии».

ВРОЖДЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Задание 8. Дайте основные характеристики поведения, которое можносчитать врожденным (в отличие от приобретаемого).

Задание Р. Дайте определения рефлекса, импринтинга и инстинкта как основным формам врожденного поведения; приведите по примеру, иллюстрирующему их врожденные свойства.

РЕФЛЕКС

КАК ЭЛЕМЕНТАРНАЯ ЕДИНИЦА ПОВЕДЕНИЯ

Задание 10. Допишите определение рефлекса.

Рефлекс — это реакция организма на

,)

опосредуемая нервной системой.

Задание 11. Подпишите все элементы двунейронной рефлекторной дуги.

Задание 12. Дайте определение понятию латентного периода (А) и опишите его особенности (Б).

А. Латентный период рефлекса— это

Б. Длительность латентного периода рефлекса зависит от: 1.

2.

3.

СТРУКТУРА РЕФЛЕКСА

Задание 13. Напишите, в каких областях нервной системы располагаются 1-е, 2-е и 3-е звенья рефлекса, и приведите примеры двигательной и вегетативной рефлекторных реакций.

БЕЗУСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ

Задание 14. Дайте определение безусловному рефлексу. Безусловный рефлекс — это:

Задание 15. Дайте краткую характеристику каждому из приведенных свойств рефлекса (А) и приведите к этому свойству пример (Б).

Свойства рефлексов:

Последействие —

Суммация —

Врабатывание —

Утомление —

А.

А.

А.

А.

Б.

Б.

Б.

Б.

Задание 16. Опишите механизм возникновения и развития (по звеньям нервной системы) безусловного рефлекса на двух любых примерах двигательного (1) и вегетативного (2) рефлексов.

Пример 1.

1. Описание рефлекторной реакции:

езвено:.

езвено:.

езвено:

Пример 2.

2. Описание рефлекса:

езвено:.

езвено:,

езвено:

Задание 18. Выполните задания А, Б, В.

А. Опишите свойства стимула, вызывающего ориентировочный рефлекс.

1.

ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ РЕФЛЕКС

Задание 77. Дайте определение ориентировочного рефлекса, ощуще-ния, восприятия, представления.

Ориентировочный рефлекс — это

Ощущение — это.

Восприятие — это.

Представление — это.

2.

3.

Б. Опишите условия, при которых на те же стимулы ориентировочный рефлекс не возникает.

1.

2.

3.

4.

В. Напишите, какое биологическое значение имеет ориентировочный рефлекс.

КЛАССИФИКАЦИЯ РЕФЛЕКСОВ

Задание 19. Приведите примеры на каждый вид рефлексов.

Задание 20. Приведите примеры условных сигналов, подкрепляющих рефлекторную реакцию.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст