Классный час О доброте

Классный час для учащихся 6-го класса на тему:

«От добрых слов — к добрым делам»

«Добрые дела красят человека»

Цель: воспитывать у учащихся доброту и уважение к окружающим,

расширить знания школьников о добрых словах и поступках ; их применении в

жизненных ситуациях, развивать умение оценивать поведение окружающих и

собственные поступки; формировать навыки толерантного поведения;

экологическое воспитание на примерах проблем в природе родного края.

Учитель:

- Ребята, иногда можно услышать такое выражение: “Поговорил с человеком,

что родниковой воды испил”. Как вы понимаете это выражение?

(На душе стало приятно, радостно, легко и т.д.)

- А почему?

(Этот человек добрый, умный, с чувством юмора и т.д.)

- А иногда бывает наоборот. Человек и внешне красив, и одет прилично, и

работник хороший, а поговоришь – на душе плохо, какой-то осадок, как будто

прикоснулся к чему-то, неприятному. Почему?

(Человек злой, всех обсуждает, завидует и т.д.)

- Вот сегодня наш разговор на тему добра и зла, будем читать стихи, узнаем

новые пословицы, прочитаем мудрую притчу, и, я надеюсь, вы будете стараться

приучать себя к добрым поступкам.

Учитель:

- Итак, добро и зло. Оказывается, ученые, изучающие нравы и обычаи народов

и племен, свидетельствуют, что до сих пор не было найдено ни одного, даже

самого дикого племени, которому были бы чужды понятия о добре и зле.

Многие нецивилизованные дикие племена стоят также высоко по своим

понятиям о добре и зле, как и наиболее развитые и культурные народы. Значит,

каждый человек, кто бы он ни был – чувствует мир, радость и удовлетворение,

когда делает добро. И, напротив, чувствует беспокойство, скорбь, душевный

дискомфорт, когда делает зло. Хорошо, если человек задумывается, что он несет

людям – мир, радость, тепло или от него веет холодом, злобой.

- С какими словами ассоциируются слова добро и зло?

Добро – нежность, забота, внимание, верность, радость, дружба, свет, любовь.Зло – зависть, предательство, месть, жадность, ложь, эгоизм.

- А как вы думаете, какому человеку легче живется и почему?

(Злой человек плохо ест, беспокойно спит, злится, завидует, он может заболеть и

даже умереть)

Послушайте притчу.

Притча о старике

Стал дед очень стар, ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали,

зубов не было. И когда он ел, у него текло изо рта. Сын и невестка перестали

сажать его за стол, и обедал он за печкой.

За ним требовалось все больше ухода, и невестка уговорила мужа выгнать

старика из дома. А вместо одежды решили отдать старику старое грязное

одеяло, которым укрывали лошадей.

Муж и жена отправили сынишку на конюшню за этим одеялом.

Мальчик скоро прибежал и подал деду одеяло. Взял его старик, и все увидели,

что это только кусок одеяла. Тогда мальчика спросили, зачем он разрезал

одеяло, надо было принести целое. На что мальчик ответил: “Нет, папа, когда

ты состаришься, другую половину одеяла я отдам тебе”.

Муж с женой посмотрели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно, что они

обижали старика, и страшно за свою старость. С тех пор стали они хорошо

относиться к старику.

На вопрос: почему сын оставил половину одеяла отцу на будущую старость

можно ответить пословицей: (прочитать на доске).

“Ребенок учится тому, что видит у себя в дому»

Бездушие сына и невестки по отношению к отцу повернется против них. Как

человек относится к матери и отцу, так и его дети будут относиться к нему.

Равнодушие к отцу-матери не прощается.

Патриотизм начинается с колыбели. Не может быть настоящим сыном своего

Отечества тот, кто не стал истинным сыном матери и отца.

Старик забрел

в лужу, и это рассмешило подростков. Насмеявшись, они вернулись к колодцу,

набрали в ведра воды, пошли поливать капусту бабушки. Подростки шли

делать доброе дело, они как будто и сделали его, но какова цена добра, если оно

не подкреплено благородными побуждениями? Человек становится

моральным калекой, если творение добра для него точно такое же задание,

как выучить урок, если не познает он ни разу, что такое добро по велению

сердца. У таких мальчиков, как эти шестиклассники, все случайно — и добро,

и зло. Трудно предвидеть, что сделает такой подросток, выйдя из дома наулицу: благородный поступок или попадет в милицию за нарушение норм

общежития.

Учитель:

- Как же стать добрым? Ведь не бывает так: вечером лег спать злым человеком,

а утром вдруг стал добрым.

(Выслушать ответы ребят и подвести к выводу: нужно прилагать усилия,

работать над собой ежедневно)

- Очень хорошо об этом сказал поэт Н. Заболоцкий в своем стихотворении

(Читает ученик).

Не позволяй душе лениться

Не позволяй душе лениться.

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь.

Гони ее от дома к дому,

Тащи с этапа на этап,

По пустырю, по бурелому,

Через сугроб, через ухаб.

Не разрешай ей спать в постели

При свете утренней звезды,

Держи лентяйку в черном теле

И не снимай нее узды.

Коль дать ей вздумаешь поблажку,

Освобождая от работ,

Она последнюю рубашку

С тебя безжалостно сорвет.

Смелей хватай ее за плечи,

Учи и мучай дотемна,

Чтоб жить с тобой по-человечьи

Училась заново она.

Она рабыня и царица,

Она работница и дочь,

Она обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь.- Да, человек должен хотеть быть добрым, и даже можно приучить себя к

добрым поступкам, но этого недостаточно. Какие качества, кроме желания,

необходимы человеку?

I. Большой чувствительностью к добру и злу обладает совесть. Если бы все жили

по совести, то не нужен бы был письменный закон. Совесть могла бы верно

руководить всеми поступками.

Что же такое совесть? Этот вопрос я вам задала и попросила ответить

письменно. (Зачитываю ответы выборочно)

1. Совесть мучает за плохие поступки, она заставляет анализировать свое

поведение.

2. Совесть – это чувство внутри человека, которое побуждает человека

стыдиться.

3. Совесть – характер человека, она характеризует человека. Человек , у

которого нет совести ведет себя не так , как все: врет, выражается

нецензурной бранью и т.д.

4. Совесть – внутреннее чувство человека. Человек с совестью умеет

осознавать свои поступки.

5. Совесть – это чувство нравственной ответственности за свое поведение

перед окружающими людьми или обществом.

6. Совесть – это то, что есть у человека. Иногда человек делает что-то

плохое, его мучает совесть.

7. Совесть – это способность человека осознавать и переживать за свои

какие-либо поступки, оценивать свои мысли, желания, мечты.

8. Совесть- это когда ты сделал что-нибудь плохое, напакостил другому, а

потом тебе становится как-то плохо. Ты понимаешь, что натворил, а

исправить уже не можешь.

С последним высказыванием как-то не совсем хочется соглашаться.

II. Да добро без совести невозможно. А что еще очень важно? Что является

лучшим лекарством от обиды?

(Прощение!)

Послушайте стихотворение и подумайте над смыслом.

Цветы прощения

В белоснежном платье, как снежинка,

То ли в гости, то ли отчий дом,

Шла девчонка вьющейся тропинкой

И несла букет живых цветов. .

Стройная, как тополь серебристый,

Весела, как звонкий ручеек,

Что-то нежно ей шептали листья,

Улыбался каждый лепесток. Гладили кудрявую головку

Солнышка волшебные лучи.

А она счастливая девчонка,

Целовала розы лепестки.

И в глазах – лучащихся росинках,

Полыхала цветью неба синь,

И вот-вот, казалось, что пушинкой

Вдруг взлетит над шелестом осин.

Шла и пела голосом счастливым

Вторила ей музыка весны,

И кругом светлее становилось

От сверкавшей платья белизны.

Что-то замаячило в сторонке,

И, жестоко брошенной рукой,

К платью белоснежному девчонки

Вдруг прилип с травою грязный ком.

Словно ничего не понимая,

Девочка рассматривала грязь,

И мальчишка, руки потирая,

Нагло улыбался, щуря глаз.

Не всплакнула, не назвала хамом

Гордого виновника в ответ,

А с улыбкой светлой хулигану

Бросила душистый свой букет.

И мотнув короткой рыжей стрижкой

(Сердце есть и у озорника),

Убежал пристыженный мальчишка

С пересохшей грязью на руках.

Если злые люди в вашей жизни

Вдруг оставят грязные следы,

Вы подобно девочке-снежинке

Бросьте в них прощения цветы.

- Какой смысл стихотворения? (На зло отвечай добром)

Все люди совершают ошибки. Поэтому надо уметь признавать свои ошибки,

свою вину и уметь прощать обидчикам.

Есть, по крайней мере, три способа дать человеку понять, что прощаешь его:

1. Сделать доброе дело тому, кто нанес вам обиду или причинил

неприятности. (Как в стихотворении.)

2. Принять извинение того, кто осознал, что виноват, и просит его извинить.3. Написать дружеское письмо тому, кто нуждается в прощении.

- А что значит простить?

Простить – это значит:

• не таить обиду;

• перестать сердиться (гнев всегда порождает ответный гнев);

• перестать упрекать человека за нанесенную обиду;

• не ждать, пока обидчик исправит свою ошибку и первым придти

мириться.

Томас Фуллер (философ) сказал: “Худшие из людей те, кто не хочет прощать”.

- А как чувствует себя человек, которого простили? (Поет, танцует)

(Чтение учителем пословиц)

О покаянии(пословицы)

1. Есть слезы – есть и совесть.

2. Упавшего не считай за пропавшего.

3. Кайся, да опять за старое не принимайся.

4. Тому тяжело, кто помнит зло.

III. Послушайте следующее стихотворение и скажите каким еще важным

качеством должен обладать человек, чтобы творить добрые поступки.

(Читает ученик)

Бревно

Лежало на пути бревно,

Мешало путникам оно.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст