Классный час Не забыть нам этой даты что покончила с войной

Классный час

«Не забыть нам этой даты, что покончила с войной»

5 «А» класс Алейникова В.А. (5.09.2012)

Цели: расширить знания детей о войне; заинтересовать неизвестными историческими фактами; воспитывать уважение к защитникам Родины; развивать патриотические чувства.

Выставка книг.

На доске выставка рисунков, посвященных Дню Победы. В вазе живые цветы. Звучит тихая, спокойная военная музыка. Идет рассказ.

Учитель. Проходят годы, вот уже и XXI век наступил. Но хотя мы все дальше от того дня, величие его нельзя уменьшить. Великую Победу одержал наш народ в Отечественной войне 1941–1945 годов. Нелегко досталась эта победа. Страна наша напоминала тяжело раненного, истерзанного человека: фашисты разрушили и сожгли сотни городов, десятки тысяч населенных пунктов, уничтожили миллионы людей. Гитлеровцы совершали неслыханные зверства. Трудно найти в нашей стране семью, не пострадавшую от войны: кто потерял сына, кто отца или мать, кто сестру или брата, кто друга. Победа досталась нам очень дорого. Поэтому об этом должны знать самые маленькие граждане нашей страны. Думать о мире, бороться за мир мы должны ежедневно, ежечасно. Пусть же наши дети растут и мужают, сохраняя в сердцах память о героях, которые подарили нам счастливую мирную жизнь.

1-й ученик. Поклонимся великим тем годам,

Всем нашим командирам и бойцам.

2-й ученик. Всем маршалам страны и рядовым,

Поклонимся всем мертвым и живым.

3-й ученик. Всем тем, кого нам забывать нельзя,

Поклонимся, поклонимся, друзья.

Все вместе. Всем миром

Всем народам,

Всей земле

Поклонимся за

Тот великий бой.

4-й ученик. Куда б ни шел, ни ехал ты,

Но здесь остановись,

Могиле этой дорогой

Всем сердцем поклонись.

5-й ученик. Кто б ни был ты – рыбак, шахтер,

Ученый иль пастух –

Навек запомни: здесь лежит

Твой самый лучший друг.

И для тебя, и для меня

Он сделал все, что мог.

Себя в бою не пожалел,

А родину сберег.

Учитель. Кончалась жаркая июньская ночь, уже поднималась заря нового дня – воскресенья 22 июня 1941 года. И в это время тысячи гитлеровских солдат, многие сотни самолетов, танков пересекли границу нашей родины, без объявления войны, разрушая и уничтожая, неся смерть, двигались фашисты по территории России к ее сердцу – городу Москве. Наш народ поднялся на защиту Отечества, и поэтому война получила название Отечественной. Уходили на фронт отцы, братья, сыновья.

1-й ученик. Так случилось – мужчины ушли,

Побросали посевы до срока,

Вот их больше не видно из окон,

Растворились в дорожной пыли,

Так случилось – мужчины ушли.

2-й ученик. И от моря и до моря

Поднялись мужики,

И от моря и до моря

Встали русские полки.

3-й ученик. Встали, с русскими едины,

Белорусы, латыши,

Люди вольной Украины,

И армяне, и грузины,

Молдаване, чуваши,

Все советские народы

Против общего врага,

Все, кому мила свобода

И Россия дорога.

Учитель. В годы войны свыше 11 тысяч воинов стали Героями Советского Союза – это звание было высшим знаком мужества. Среди них – дети-подростки Зина Портная, Марат Казей, Леня Голиков, Валя Котик.

Ученик. Почему все не так?

Вроде все, как всегда.

То же небо – опять голубое,

Тот же лес, тот же воздух

И та же вода,

Только он не вернулся из боя.

Учитель. Но война – это не только тяжелые кровопролитные бои, решающие сражения, такие, например, как победа под Москвой в декабре 1941 года, когда немцы в бинокли рассматривали город и им казалось, что Москва – столица нашей страны – уже покорена, завоевана ими. Однако им пришлось отступать и потерпеть крах в этой битве. Сталинградская битва, когда огромная по численности солдат армия Гитлера попала в окружение под городом Сталинградом, вместе с солдатами попали в плен многие высшие командиры – по этому поводу в Германии был даже объявлен траур; танковое сражение на Курской дуге, в котором советские танкисты доказали превосходство наших танковых войск. Это главные события войны, но война – это прежде всего тяжелый, изнурительный, непрекращающийся труд людей в тылу, на заводах по ремонту боевой техники, по изготовлению снарядов, оружия, одежды для армии. А ведь мужчины были на фронте, места у станков заняли их жены и дети, старики, те, кто не мог уйти на фронт. Главным для них стал труд, работа по 14 часов, иногда они даже спали в цеху, не уходя домой. Жили впроголодь, не доедая, не досыпая, забыв о себе. «Все для фронта, все для победы!» – это был главный лозунг тех дней и еще надежда – дождаться живыми тех, кого проводили: отца, брата, сестру.

1 ученик: Жди меня, и я вернусь,

Только очень жди.

Жди, когда наводят грусть

Серые дожди.

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара.

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

2 ученик: Люди! Покуда сердца стучатся,

Помните,

Какой ценой завоевано счастье.

Пожалуйста, помните.

Песню свою отправляя в полет,

Помните!

О тех, кто уже никогда не споет,

Помните!

Учитель. Все меньше остается тех, кто защитил нашу родину, к сожалению, время безжалостно. На следующей неделе мы будем отмечать праздник Великой Победы и поздравим наших ветеранов.

Вам поклон, солдаты,

За цветущий май,

За рассвет над хатой,

За родимый край.

Поклонюсь, солдаты,

Вам за тишину,

За простор крылатый,

Вольную страну.

Классный час

КРАСОТА ВНЕШНЕГО ОБЛИКА.

МОИ ЖЕСТЫ

5 «А»класс Алейникова В.А. (10.02.2012)

Цели: создать условия для воспитания нравственной культуры, формирования у школьников представления о влиянии внешней культуры на контакты между людьми; способствовать формированию этической привлекательности собственных жестов, манеры поведения, адекватной оценке своих жестов; содействовать пробуждению желания и стремления познавать себя, учиться жить в согласии с людьми.

Ход занятия

1. Оргмомент.

2. Объявление темы классного часа.

– Какие языки вы изучаете? (Русский, английский, на уроках информатики – язык программирования.)

– Есть ещё один язык международный, доступный и понятный всем, – это язык мимики, жестов, телодвижений человека «body language». На этом языке говорят все люди мира, даже сами того не зная.

Жест – движение рукой или телом, что-то обозначающее или сопровождающее речь.

Покажите мне с помощью рук, что ваши дела идут хорошо и нет проблем.

– Но этот жест у жителей Америки, Англии имеет другое значение. Им пользуются при голосовании на дорогах. А в Греции – это знак – «Прекрати говорить! (грубо) Замолчи!». Представьте себе американца, голосующего на дороге в Греции! А у итальянцев “большой палец” обозначает число 1. Теперь покажите с помощью жеста число 1.

– У американцев и англичан указательный палец обозначает число 1, а большой палец – 5. Вопрос – нужно ли человеку знать язык жестов и почему?

– Сегодня мы с вами поговорим о жестах человека, как они влияют на его культуру. Перечислите жесты, которые вам знакомы.

– приятные (поклоны, рукопожатия);

добрые (поглаживание по головке, похлопывание по плечу);

вредные (почёсывание затылка, размахивание руками);

обидные (пальцем у виска);

– решительные (зазывание );

профессиональные (отдача чести у военных);

– определённой группы людей (глухонемые, иностранцы).

3. Игра «Угадай Жест».

Сейчас мы проведём игру «Угадай жест».

Выходят ученики и получают листочки с заданием показать какой-либо жест. Другие учащиеся пытаются разгадать значение жеста.

– Умение читать жесты помогает понять настроение друг друга, сказать нужные слова, помочь. Самый добрый жест – это приветствие. Как люди приветствуют друг друга?

словами «здравствуйте», «привет», кивком, рукопожатием, поцелуем.

– Пожмите руки друг другу. Если вы рады встрече – рукопожатие должно быть твёрдым. При этом надо знать, кто первым должен подавать руку. Попробуйте сами выстроить правила такого приветствия: со взрослыми, одноклассниками, с девочками, бабушкой и т.д.

4. Физкультминутка.

– Я буду называть известные жесты, если они приятные, хорошие – хлопаем в ладоши, если нет – приседаем.

Гладить по головке, высовывать язык, рукопожатие, поклон, сопение носом, хрустеть пальцами, подать руку женщине или девочке, фыркать, теребить волосы, отдавать честь, крутить пальцем у виска.

– Какие жесты вам неприятны?

– Теперь попробуйте сами оценить себя: используете ли вы в своей жизни такие жесты?

Дети выбирают из 3 предложенных вариантов: да, нет, иногда.

5. Творческая работа.

– Всем людям хочется, чтобы в обращении с ними другие пользовались приятными жестами. Предлагаю вам создать знаки жестов, которые, как и дорожные знаки, будут запрещающими или разрешающими. Подумайте, где можно применить эти знаки?

Дети рисуют на заранее приготовленных листочках знаки, подобные дорожным.

Устраивается показ знаков и объясняются их значения.

6. Обобщение.

– Что нового узнали для себя сегодня?

– Послушайте пословицу «Умение вести себя украшает и ничего не стоит». Объясните смысл.

– Желаю вам стать образцовыми учащимися, людьми, с которыми всегда было бы приятно общаться. А теперь с помощью жеста покажите, понравилась ли вам тема, которую мы затронули.

классный час

За обеденным столом

6«А»класс Алейникова В.А. (9.11.2012)

Цель: познакомить учащихся с основными правилами поведения за столом, правилами сервировки стола и способом употребления различных блюд.

Ход классного часа

I. Вступительное слово.

Учитель. Быть может, многие улыбнутся, услышав тему разговора, и подумают про себя: «Чему же учиться за обеденным столом? Разве мы не понимаем, что в гостях хлеб не макают в блюдо, а мясо не берут в руки?». Но ваше поведение в нашей школьной столовой говорит об обратном.

Я предлагаю вам посмотреть маленькую сценку из жизни поэта Делиля, и вы увидите, что даже порядочные люди иногда делают за столом промахи.

II. Сценка «Интересный диалог».

Действующие лица: поэт Делиль, профессор словесности Коссон.

Делиль. Бьюсь об заклад, что ты, друг мой Коссон, на этом парадном обеде сделал множество промахов и неловкостей!

Коссон. Отчего же ты так думаешь? Я, кажется, во всем поступал по примеру гостей.

Делиль. Какая самоуверенность! А я уверен, что ты ничего не делал, как другие: например, когда все заняли свои места, скажи мне, что ты сделал со своей салфеткой?

Коссон. Смешной вопрос! Я ее развернул и, стараясь не смять, один конец как можно аккуратнее продел в петлю камзола (показывает на себе).

Делиль. И ты не заметил, что никто из гостей этого не сделал и что у всех салфетки лежали на коленях? Ну а как подали суп?

Коссон. Я взял в одну руку ложку, а в другую – вилку, чтобы запастись ломтем хлеба.

Делиль. Вилку? О ужас! Брать вилку, когда подают суп, – это просто невежливо.

Коссон. Но…

Делиль. Ну а скажи мне, как поступил ты, когда за обедом ел хлеб?

Коссон. О! Я знаю, что неприлично его ломать, и я резал ломтики на маленькие кусочки, стараясь не сорить крошками.

Делиль. Час от часу не легче! Ты сделал именно то, чего не следовало делать: хлеб не режут, а отламывают небольшие куски. Ну а когда подали кофе?

Коссон. Ой, он был так горяч, что я отлил его на блюдечко и пил маленькими глотками.

Делиль. Да… Ты совершенно не знаешь правил поведения за столом. Этому, друг мой, нужно учиться!

Учитель: видите, ребята, оказывается, и взрослым людям есть, чему поучиться, сидя за столом. А нам с вами и подавно… Поэтому мы внимательно будем слушать рассказы наших одноклассников и запоминать, как вести себя в той или иной ситуации.

1 ученик: Сервировка неофициального обеда

Обычно первое блюдо ставят на стол до того, как гости заняли свои места. В противном случае обеденная салфетка лежит на мелкой тарелке, а не слева от вилок. Рыбную вилку можно разместить тремя способами.

Меню неофициальных обедов не очень строго. Оно может включать всего два блюда, однако обычно их число ограничено пятью. Суп можно не подавать, особенно если обед начинается с закуски. На неофициальном обеде суп никогда не подают в традиционных неглубоких суповых тарелках.

Салат обычно подают вместе с промежуточным блюдом – так проще. Специальный нож используется в зависимости от вида салата и от того, подан ли к нему сыр.

Салат можно подавать отдельно, в качестве четвертого блюда; он может также заменять десерт, особенно если вместе с ним подают различные сорта сыра.

На неофициальном обеде десертные приборы можно положить на стол заранее, поместив их перед мелкой тарелкой. В противном случае их приносят на десертной тарелке либо хозяйка сама кладет их на десертную тарелку и передает гостям вместе с десертом. Когда десерт сервируют заранее и десертные приборы находятся на наполненной тарелке, их не перекладывают. Если же приборы лежат на пустой десертной тарелке, на которой может стоять чаша для ополаскивания пальцев, гостю следует положить десертную вилку слева, а десертную ложку справа от тарелки.

2 ученик: Еда

Согласно правилам этикета, сидя за столом, следует только запястьем опираться на его край. Женщина может ненадолго опереться на стол локтем. Не следует скатывать хлебные шарики, играть приборами, рюмкой, сворачивать край скатерти в трубочку, протягивать во всю длину ноги под столом.

Во время еды не следует расставлять локти и низко склонять голову над тарелкой. Голову только слегка наклоняют и на эту высоту подносят вилку или ложку. Не следует дуть на горячую еду и напитки, чавкать, причмокивать и прихлебывать. Есть и пить нужно беззвучно.

Сегодня «амплуа» ножа на обеденном столе стало значительно шире, чем было некогда. Люди старшего поколения с ужасом смотрят на то, как режут ножом, например, блины или блинчики. Но это допустимо. Можно также пользоваться ножом для рубленого шницеля, картофельных оладий, овощных котлет, в крайнем случае даже для вареников. По желанию можно обойтись одной вилкой.

Совершенно исключается употребление ножа к макаронам, вермишели, лапше, солянке, мозгам, омлетам, пудингам, желе, овощам. Эти блюда едят только вилкой.

После еды нож и вилку складывают в тарелке параллельно, ручками в правую сторону. Когда предполагается, что те же приборы будут использованы при следующем блюде, их кладут на стол.

Если вы пользуетесь ножом и вилкой, то все время держите вилку в левой руке, нож в правой, не перекладывая их из руки в руку.

В случаях, когда к еде предложен какой-либо напиток, следует раньше проглотить то, что находится во рту, и только потом запить. Хорошо до этого протереть губы салфеткой, чтобы не оставлять на стакане жирных пятен.

Некрасиво доливать из бутылки только себе. Взяв бутылку или графин, сначала предложите соседу по столу.

Невежливо выбирать из порций, лежащих на блюде, лучшую. Берите тот кусок, который лежит к вам ближе.

Не следует обмакивать хлеб в соус, но уж если нет сил удержаться, помогайте себе при этом вилкой, а не пальцами. В любом случае не вытирайте тарелку хлебом досуха.

Если в солонке нет ложечки, соль набирают кончиком своего ножа, но нож при этом должен быть чистым.

Сидеть за столом следует прямо, но не так, словно вы «аршин проглотили». Нельзя класть на стол локти, особенно если вы держите нож или вилку. При еде сидят, чуть наклонившись над столом, такая же поза остается и когда вы пьете.

Ложку, которой едят суп, держат в правой руке, ко рту ее подносят чуть наискось. Некоторые виды супов, бульоны и фруктовые холодные супы, которые подают в чашке, едят десертной ложкой. Блюда с гарниром и жаркое едят ножом и вилкой. Нож держат в правой, вилку в левой руке.

Приборы держат за кончик ручки, а не посередине. Ножом следует лишь резать пищу, ни в коем случае его нельзя брать в рот. Некоторые блюда, которые можно не резать, например, омлет, яичницу, едят только вилкой. Ее держат в правой руке и помогают при еде кусочком хлеба, который держат в левой руке. Закончив еду, нож и вилку кладут на тарелку рядом друг с другом параллельно в знак того, что вы уже больше есть не будете. Если вы еще не закончили есть, прибор скрещивают, нож вправо, вилку влево.

Рядом с тарелкой кладут салфетку, бумажную или из ткани. Обычно ее только прикладывают ко рту, делают это перед тем, как пить, чтобы на стекле не остались следы от жирных губ.

3 ученик: Как что следует есть?

Сидя за столом, не режем хлеб ножом, а отламываем маленькие кусочки от куска, взятого из хлебницы.

При закуске, например, если это ветчина, не кладем ее на кусочек хлеба. Ветчину едим ножом и вилкой, небольшие кусочки хлеба можно намазывать маслом. Масло при этом берем понемногу из масленки на край собственной тарелки.

Более свободно обходимся с хлебом при завтраке. Можно кусок хлеба намазывать маслом и откусывать от куска. Хлеб, намазанный маслом, не режем ножом.

Во время завтрака на такой кусочек хлеба лучше положить ветчину или сыр, это будет уже бутерброд, который можно разрезать пополам, чтобы было удобнее есть. Такой бутерброд допустимо есть из тарелочки, пользуясь ножом и вилкой.

Бутерброды «буфетные», как правило, едим без приборов, таково их предназначение. Но, разумеется, если этот бутерброд «на один зубок». Иногда же буфетный бутерброд оказывается целой пирамидой, и она, конечно, распадается в руках, не умещается во рту. Нет иного выхода, как положить такой бутерброд на тарелку и использовать нож и вилку. Если последних рядом не окажется, что ж, спасаемся бумажными салфетками.

Сушки и сухари можно обмакнуть в чай или молоко, только находясь в семейном кругу.

Колбаса, если подана неочищенной, то каждый кусочек очищаем на тарелке ножом и вилкой. Сухую колбасу едим с кожицей. Сосиски в тонкой кожуре можно съесть вместе с ней. Толстую кожицу лучше снять.

Паштет – отделяем кусочек вилкой. Намазывать паштет на хлеб можно только в семейном кругу.

Яйцо всмятку вставляем в рюмочку, затем краем ложечки ударяем близко к верхушке и снимаем ее. Такое движение должно быть быстрым и энергичным, иначе верхушка не отскочит. Но если именно так и произошло, можно ее снять пальцами, беда небольшая. Есть яйцо ложечкой.

Яичницу можно есть ложечкой или вилкой в зависимости от консистенции.

Супы часто заставляют растеряться: как наклонять тарелку – от себя или к себе. Вовсе не наклоняем тарелку, просто небольшое количество супа остается в тарелке. В семейном кругу можно слегка наклонить тарелку от себя. Ни во время еды, ни после еды ложку из супа не кладем на стол, оставляем ее в тарелке.

Бульоны, супы, которые подаются в чашках, пьем, как пили бы кофе или чай, не пользуясь ложкой. Ложку употребляем, когда хотим выловить плавающие в супе гренки, яйцо, кусочки мяса. Но если суп подан в чашке с двумя ушками, пользуемся ложкой.

Курица в бульоне – одновременно и первое и второе, так что едим ложкой из тарелки вначале бульон, затем кусочки курицы с помощью вилки и ножа.

4 ученик: Рыба как в холодном, так и в горячем виде не допускает ножа. Исключительно пользуемся ножом для маринованной селедки.

Если к рыбному блюду поданы специальные приборы – лопатка и вилка, то лопатку берем в правую руку (играет роль ножа), вилку в левую. Вилкой придерживаем кусочек, лопаткой отделяем кости. Если подаются две вилки, то правая используется для отделения костей, левой же отправляем кусочки рыбы в рот. В крайнем случае, если в нашем распоряжении имеется только одна вилка, ее берем в правую руку, в левую – кусочек хлеба. Теперь хлеб служит для придерживания кусочка рыбы, а вилка – для отделения костей, с ее помощью подносим кусок рыбы ко рту.

Если на нашей тарелке окажется рыба целиком (вареная или копченая), то вначале отделяем от скелета верхнюю часть филе, съедаем, потом отделяем позвоночник и косточки, откладываем в сторону, затем съедаем вторую часть. После того как мы справимся с этим блюдом, на тарелке должен остаться сравнительно эстетичный «натюрморт» в виде рыбного скелета. Заблудившуюся во рту рыбью косточку незаметно кладем кончиком языка на вилку.

Птицу едим с помощью ножа и вилки. При этом не обязательно в поте лица жонглировать на тарелке приборами, стремясь во что бы то ни стало полностью очистить все косточки. Нужно смириться с тем, что при косточке останется немного мяса. В домашних условиях можно позволить себе взять куриную ножку в руку.

5 ученик: Мясо с овощами – блюдо проблемное. На сегодня в мире существуют противоречащие друг другу рекомендации, как есть такое блюдо. Согласно первой, мясо следует нарезать на мелкие кусочки и отложить нож. По второй – ни на минуту нельзя выпускать из правой руки ножа, из левой – вилки. Первым правилом руководствуются американцы. В европейском понимании этот способ далек от элегантности. Согласно второму правилу, будет правильным отрезать кусочек мяса, придерживая его вилкой, повернутой выемкой вниз. На отрезанный кусочек мяса, наколотый на вилку, накладываем картофельное пюре, которое здесь держится вполне сносно. Вилку с этим гарниром несем ко рту. А если кроме мяса и картошки есть еще горошек или иные «беспокойные» овощи? Горошек на кусочке мяса не удержится, поэтому у каждого появляется откровенное желание отложить нож, взять вилку в правую руку, съесть немного горошка, опять взять вилку в левую руку и т. д. Что же делать?

П е р в ы й в ы х о д: придерживая вилкой мясо, отрезаем кусочек, затем вилку с этим кусочком поворачиваем выемкой вверх, в нее накладываем горошек и, все время держа ее в левой руке, подносим ко рту.

В т о р о й в ы х о д: держим вилку брюшком вверх, на отрезанный кусочек мяса накладываем горошку столько, сколько удержится. Съедаем все мясо, потом, держа вилку уже в правой руке, доедаем горошек (обратите внимание: горошек не накладываем вилкой, а набираем на нее, как на лопатку). Если картофель подан целиком, его не следует раздавливать на тарелке.

Салат, поданный к мясу на отдельной тарелочке, едим из этой же тарелочки, набирая понемногу в очередности с тем, что лежит на основной тарелке. Зеленый салат, насколько это возможно, не следует резать ножом. Если он подан так, что листья слишком велики, то разрезаем их вилкой или аккуратно наматываем на нее листья, стараясь не оставлять на подбородке ручьев сметаны.

6 ученик: Спагетти или макароны-соломку очень сложно есть так, чтобы это выглядело красиво. Существуют три с п о с о б а для того, чтобы достойно справиться с этим итальянским блюдом.

П е р в ы й заключается в пользовании вилкой и ложкой. Ложку держим в левой руке. Край ложки опускаем в тарелку, на вилку наматываем макароны в углублении ложки. Намотав на вилку немного макарон, ложкой отрезаем эту порцию от остального.

В т о р о й способ: вилку держим как нож, приготовленный для разрезания. Опускаем вилку в гущу макарон и поднимаем их вверх, отделяя небольшую порцию. Затем опускаем вилку с макаронами в тарелку, здесь наматываем их на вилку и быстро отправляем в рот.

Используя т р е т и й способ, накалываем макароны на вилку, которую держим вертикально, и в такой позиции наматываем на нее соответствующую нашим возможностям порцию. Основное правило: набирать на вилку не больше двух-трех нитей макарон.

7 ученик: Сладкое тесто хорошо есть вилочками, специально для этого предназначенными. Если таковых нет, можно пользоваться ложечкой.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст