Классный час Правила обязательные для всех

Классный час « Правила, обязательные для всех»

Цель: развитие этических норм в обществе;воспитание культуры речи, поведения в общественных местах, уважения личности.

Ход классного часа.

Культура поведения в общественных местах.

Учитель: Ребята, посчитайте, со сколькими людьми вы встречаетесь каждый день. Тот, кто ездит домой, общается с родителями, братьями и сёстрами, с соседями; все вы в школе общаетесь со многими учителями, школьными товарищами; в магазине – с продавцами, кассирами, незнакомиыми людьми; на улице – с прохожими, старыми, молодыми, взрослыми и сверстниками. Трудно сосчитать, сколько людей за один день увидишь: с одним только поздороваешься, с другими – поговоришь, третьим – ответишь на вопрос, к кому-то сам обратишься с прсьбой.

Таким образом, человек находится в постоянном общении со знакомыми и не знакоиыми людьми дома, в школе, в кино, библиотеке, в магазине, транспорте.

Вот о культуре поведения мы и поговорим сегодня с вами на классном часе.

А теперь послушайте стихи и ответьте мальчику на вопрос в конце стихотворения.

На Арбате, в магазине,

За окном устроен сад.

Там летает голубь синий,

Снегири в саду свестят.

Я одну такую птицу

За стеклом видал в окне,

Я видал такую птицу,

Что теперь не спиться мне…

Из-за этой самой птицей

Я ревел четыре дня.

Думал, мама согласиться-

Будет птица у меня.

Но у мамы есть привычка

Отвечать всегда не то:

Говорю я ей про птичку,

А она мне про пальто.

Что в карманах по дыре,

Что дерусь я во дворе,

Что поэтому я должен

Позабыть о снегире.

Я ходил за мамой следом,

Поджидал её в дверях,

Я нарочно за обедом

Говорил о снегирях.

Было сухо, но галоши

Я послушно надевал,

До того я был хорошим-

Сам себя не узнавал.

Я почти не спорил с дедом,

Не вертелся за обедом,

Я «спасибо» говорил,

Всех за всё благодарил…

До чего же я старался!

Я с девчёнками не дрался.

Как увижу я девчёнку,

Погрожу ей кулаком

И скорей иду в сторонку,

Будто с ней я не знаком.

Мама очень удивилась:

- Что с тобой, скажи на милость?

Может ты у нас больной-

Ты не дрался в выходной!

И ответил я с тоской:

-Я теперь всегда такой.

Добивался я упрямо,

Повозился я не зря.

- Чудеса,- сказала мама

И купила снегиря…

Я кричу на всю квартиру:

- У меня сегирь живой!

Я им буду любоваться,

Будет петь он на заре…

Может, снова можно драться

Завтра утром во дворе?

Учитель выслушивает рассуждения ребят.

Учитель: Поведение другого человека, приветливо или грубо сказанное слово, нередко оставляет след в душе на целый день. Часто хорошее настроение зависит от того, оказали ли человеку внимание, были ли с ним приветливы, доброжелательны при общении, и как обидно бывает от невнимания, грубости, злого слова. Жизнь в обществе требует, чтобы все люди выполняли правила общения, обязательные для всех: для взрослых, для мальчиков и девочек, для спокойных и шаловливых.

Обсуждение « Правила, обязательные для всех»

Учитель: А теперь я предложу вам четыре правила культуры общения. Первое правило вы должны сформулировать сами, прослушав следующие стихотворения.

А вы знаете, что У?

А вы знаете, что ПА?

А вы знаете, что ПЫ?

Что у папы моего

Было сорок сыновей?

Было сорок здоровенных-

И не двадцать,

И не тридцать,-

Ровно сорок сыновей!

Ну! Ну! Ну! Ну!

Врёшь! Врёшь! Врёшь! Врёшь!

Ещё двадцать,

Ещё тридцать,

Ну ещё туда- сюда,

А уж сорок,

Ровно сорок,-

Это просто ерунда!

А вы знаете, что СО?

А вы знаете, что БА?

А вы знаете, что КИ?

Что собаки- пустолайки

Научилися летать?

Научились точно птицы,-

Не как звери,

Не как рыбы,-

Точно ястребы летать!

Ну! Ну! Ну! Ну!

Врёшь! Врёшь! Врёшь! Врёшь!

Ну, как звери,

Ну, как рыбы,

Ну ещё туда-сюда,

А как ястребы,

Как птицы,-

Это просто ерунда!

Учитель помогает сформулировать учащимся первое правило: « Быть всегда, везде и со всеми честными».

Учитель: Второе правилоправило точности. Труд, общественная работа, развлечения часто бывают коллективными, когда от каждого зависит успех. Поэтому воспитанный человек должен быть точным. Точность нужна во всём: в работе, в учении, в приходе к сроку в школу, в кино, в театр, на урок, на любое мероприятие. Точность должна быть в исполнении обещаний. Дал слово – исполни, обещал прийти – приди вовремя.

Третье правило деликатность. Оказывать помощь другому человеку надо деликатно, не подчёркивать, что ты совершаешь хороший поступок, не хвастаться этим. Ведь помощь оказывается не ради того, чтобы обратить на себя внимание. Надо уметь и принять помощь, не отказываться от совета, не думать, что ты – лучше всех и всё умеешь делать сам.

И четвётрое – правило вежливости. Надо вежливо обращаться к другим людям, правильно вести себя в чужом доме, быть гостеприимным хозяином, уметь слушать других, знпть, кого можно называть на «ты», а к кому обращаться на «вы», уметь сдерживаться, не быть вспыльчивым, раздражительным.

Только запомните: все эти правила надо соблюдать искренне, не пытаясь из этого получить выгоду. Льстивая вежливость может привести в итоге к плохим поступкам, а порой и к трагедии.

Обсуждение ситуации о поведении в общественных местах.

1-я ситуация.

Ученики пятых классов выходят гурьбой после просмотра фильма из зала. Толкаются. Некоторые ребята хотят побыстрее выйти на улицу, поэтому локтями рассталкивают соседей. Мальчик, спускающийся по лестнице, споткнулся и упал. Как реагировали окружающие ребята?

Один бросился на помощь, пытаясь помочь мальчику подняться, другой закричал: « Ну, что толкаешься?!» Третий громко засмеялся и бросил реплику: «Вот неуклюжий! Медведь косолапый!» Остальные равнодушно проходили, даже не взглянув еа пастрадавшего. Можно представить и переживания упавшего мальчика, и огорчение попавших в толкучку, которую создали ребята, расталкивающие друг друга и стремящиеся выйти первыми, без очереди.

Как вы поступили бы в данном случае? ( Ребята предлагают свои варианты решения проблемы.)

2-я ситуация.

Пятый класс идёт на экскурсию в музей. Ещё издали слышно, что идёт много ребят: они громко разговаривают, смеются. Некоторые пытаются подставить « ножку» впереди идущему. Но вот встретился киоск с мороженым и соками. Сразу же у кмоска возникла толпа. Каждый хочет побыстрее купить мороженое. Ученики даже не слышат учительницу. Наконец, класс подходит к остановке. Приближается автобус. Многие ребята входят с мороженым в руках. Оно тает, капли попадают на одежду пассажиров, которые, конечно, выражают недовольство и возмущение.

В этой ситуации опять встречаемся с людьми, которые приносят окружающим неприятности.

Каковы пути разрешения данной ситуации? ( Ребята вновь предлагают свои варианты решения проблемы)

Надо уметь жить среди людей, вежливо, деликатно вести себя, уважать, щадить и беречь друг друга.

Учитель: Ребята, а теперь я предложу вам некоторые правила «Не». Пожалуйста, познакомтесь с этими « Не» повнимательнее.

- Не спеши первым сесть за стол.

-Не разговаривай во вреия еды.

-Не забывай закрыть рот, когда жуёшь.

- Не чавкай.

- Не рвись первым выскакивать в двери.

- Не перебивай говорящего.

- Не кричи и не повышай голос, если перед тобой не глухие.

- Не размахивай руками.

- Не показывай пальцем на кого бы то ни было.

- Не передразнивай говорящего, даже если он заика.

- Не садись раньше старшего без его разрешения.

- Не протягивай руку первым при приветствии, подожди, пока старший поздоровается с тобой.

- Не забудь снять головной убор, входя в дом.

- Не повторяй слишком часто «я».

- Не делай вид в общественном транспорте, что ты не замечаешь стоящего пожилого человека.

-Не вмешивайся в чужой разговор, а в случае необходимости произнеси слово «Простите».

- Не забудь извиниться, если ты кого – нибудь толкнёшь.

— Не чихай в пространство, чихай в носовой платок.

- Не держи руки в карманах.

- Не причёсывайся, где попало, для этого есть коридор, фойе.

- Не делай того, что другим людям может доставить беспокойство.

- Не призноси слов, точное значение которых тебе не известно.

- Не используй в своей речи сленг или слова — паразиты.

- Не считай себя центром Вселенной, это всегда поможет тебе выбрать правильный тон в общении с окружающими.

Учитель: Ребята, сразу запомнить эти правила сложно. Но, выполняя некоторые из них ежедневно, вы сможете выучить все правила за несколько дней.

Давайте поиграем в игру « Правила хорошего тона». Если вы внимательно прослушали правила « Не», то справитесь с заданиями этой игры.

Я буду называть первую часть « правила хорошего тона», например: « За столом…», а вы должны закончить эту фразу, используя правила « Не», например, « не болтай ногами», «не разговаривай» и т.д. Итак…

- При еде… ( не чавкай, не разговаривай с соседом и т.д.).

-Приветствуя старшего…

- При разговоре с другом…

- При входе в общественный транспорт…

- В людных местах и на улице…

- Входя в школу…

Итог

- Чему новому вы научились на классном часе?

- Какие из четырёх правил вежливости вы запомнили?

Нужно ли везде и всегда соблюдать правила вежливости?

Классный час « Воля и её развитие».

Цель: ознакомить с понятием «воля», сформировать навыки социального поведения, развивать творческие способности.

Эпиграф: « Воля и труд человека, дивные дива творят».

Н. Некрасов.

Ход классного часа.

Классный руководитель. Наряду с другими оценками человек в своей жизни оценивается ещё и как личность. В этом случае главное внимание уделяется его поведению и деятельности. Каждый из нас, стремясь достичь определённого уровня жизни, ставит перед собой конкретные задачи. Мы начинаем осуществлять эти задачи, т.е. действовать. Другое дело, что люди — разные. Они и поступают по – разному. Поэтому об одном мы говорим, что он человек волевой, о другом – безвольный. Воля человека, его волевые решения помогают ему вести здоровый образ жизни. Как же это всё происходит?

Некоторым людям приходится уговаривать себя, чтобы сделать что – то хорошее, полезное. Особенно непросто даётся режим дня, но нужно находить убеждающие доводы.

А некоторые считают, что убедить себя сделать что – то полезное, проще, чем не делать чего – то плохого. Это им даётся труднее. Следует вырабатывать у себя полезные привычки, которые становятся постепенно навыками, помогающими нам что – то делать или чего – то не делать. В этом случае снимается волевое напряжение. И ты уже более сознательно начинаешь выполнять то, что полезно или необходимо. Или не делаешь того, например, что явно нанесёт вред твоей репутации, здоровью и.д.

Говоря о безвольных людях, мы, по сути, низко оцениваем их способ, действовать для достижения своих целей.

Помимо того что человек преодолевает трудности и препятствия под влиянием своих привычек и пртребностей, он ещё и сознательно управляет своей волей для достижения определённых целей.

Человеку приходится управлять своими жкланиями. Потому что желать можно многого. Но далеко не всегда мы имеем возможность в силу физических, моральных, финансовых и других причин исполнить наши желания ( явные и тайные). Вот этот процесс и регулируется усилиями нашей воли.

Потребности часто бывают завышенными. Даже жизненно необходимыми потребностями природы, например питанием, человеку приходится управлять. Тем более необходимо разумно подходить к управлению своими другими желаниями, которые могут противоречить нормам морали, здоровья.

Я считаю,что человек чувствует себя в жизни комфортно только тогда, когда его желания совпадают с возможностями. Естественно , желания не должны навредить ни самому человеку, ни окружающим. Надо учиться с детства соизмерять свои желания и возможности.

- Согласны ли вы с высказыванием, что нужно довольствоваться каким-то минимумом, малостью?

- Разумеется, нет. Надо всегда стремиться к достижению большего ( я говорю о благородных целях). Но прилагая волеые усилия, чтобы чего-то достичь, необходимо правильно расчитывать свои силы и возможности. Иначе могут быть неприятные последствия: разочарования, нервные срывы, а значит, и болезни.

Некоторые считают, что самые большие волевые усилия сосредоточены в мире эмоций. Например, сосредоточив огромные волевые усилия, мы подходим к отрецательному результату. И в итоге мы получаем – стресс. Вот где понадобится воля, чтобы не сдаться, не заболеть.

Задание 1

Что вызывает у вас наибольший всплеск отрицательных эмоций? ( Оскорбление, обида, принуждение, нежелание выполнять какую-либо работу, нецензурная брань, горе, если что-то задуманное не получится, равнодушие людей.) Выбирите 2-3 наиболее значимые для вас категории , выскажите свои чувства, приведите примеры ситуаций, скажите как вы справляетесь с отрицательными эмоциями.

Что вызывает у вас наибольший всплеск положительных эмоций? ( Похвала; признание достоинств; осознание преимущества по соавнению с кем – либо; уважение меня, как личности; реальная оценка моих достоинств, успехов; ощущение приятных перемен в жизни; уснех, к которому давно стремился; красота в любом её проявлении и т.д).

Задание 2

Нарисуйте ( изобразите), то, что у вас ассоциируется со словом « воля».

Ребята рисуют, объясняют:

- жирная точка (« Так надо – и точка!» );

-? и ! ( « Что, надо? Придётся!»)

- руки, сгибающие стальной прут ( « Воля – это сила!» ) и др.

Классный руководитель.

Уже в древности понимали, что положительного результата, успеха в жизни достигают люди мудрые. В чём же заключалась мудрость7 в том, что они были сдкржаны во всём: в мыслях, словах и поступках. Мудрость древних заключалась в разумном сочетании своих желаний и возможностей, о чём мы сегодня свами и говорили. Эмоции – одна из важнейших частей нашей психики. И если мир эмоций слабо управляем нашей волей, если мы не воспитаны в плане житейской мудрости, о которой мы говорили ( сдержанность, умеренность), то, разумеется, всё отрицательное, что происходит в нашей жизни,( а без этого не бывает), приводит нас к нервозному состоянию.

Очень важно знать уровень своей стрессоустойчивости.

Сейчас мы проведём с вами тест. Чем искренне вы будете в ответах, тем ближе к истинному положению вещей окажется результат. И тем вероятнее, что вы сможете изменить что-то в своём поведении, когда вам придётся решать конкретные вопросы. А возможно, что вам будет по силам даже изменить что-то в положительном плане в своей жизни в целом.

Тест « Самооценка стрессоустойчивости личности».

Обведите кружочком подходящий для вас вариант ответа на каждое из утверждений: 1-редко, 2-иногда, 3-часто.

Я думаю, что меня недооценивают в коллективе. 1 2 3

Я стараюсь что-то делать, даже если не совсем здоров. 1 2 3

Я постоянно переживаю за качество того, что делаю. 1 2 3

Я бываю, настроен агрессивно. 1 2 3

Я не терплю критики в свой адрес. 1 2 3

Я бываю раздрожителен. 1 2 3

Я стараюсь быть лидером, где это возможно. 1 2 3

Меня считают человеком напористым и настойчивым. 1 2 3

Я страдаю бессоницей. 1 2 3

Своим недругам я могу дать отпор. 1 2 3

Я болезненно переживаю неприятности. 1 2 3

У неня не хватает времени на отдых. 1 2 3

У меня возникают конфликтные ситуации. 1 2 3

Мне недостаёт уверенности, чтобы реализовать себя. 1 2 3



Страницы: 1 | 2 | Весь текст