Календарно-тематическое планирование по литературе 6 класс Меркин

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе:

- Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089;

- Примерной программы по литературе, опубликованной на сайте Минобразования РФ.

— Авторской программы Г.С. Меркина, С.А.Зинина, В.А.Чалмаева, 2009.

Программа рассчитана на 2 часа в неделю. В связи с тем, что в учебном плане общеобразовательного учреждения 35 учебных недели в 6-ых классах, то на программу в 6 классе отводится 70 часов. Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по литературе. Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Литература обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества

Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования по литературе.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

В задачи изучения литературы входит формирование умений творческого углубленного чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова, формирование речевых умений – умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, воспитания нравственного идеала, как общечеловеческой ценности, овладение литературоведческими терминами, установление взаимосвязи литературы с другими видами искусства.

Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся при чтении и анализе художественного произведения. В хрестоматии-учебнике автора Г.С. Меркина эффективно продуман программный материал. Здесь есть библиографические сведения об авторах произведений, само произведение и литературоведческий словарь. Все это позволяет эффективно подготовиться к уроку ученику.

Произведения для заучивания наизусть.

А.С. Пушкин. Узник. И.И. Пущину. Зимнее утро.

М.Ю. Лермонтов. Парус. Тучи. «На севере диком…». Утес.

Н.А. Некрасов «Железная дорога» (фрагменты)

Ф.И. Тютчев. «Неохотно и несмело…»

А.А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…»

А.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист…»

А.А. Блок. Летний вечер.

А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»

1 — 2 стихотворения по теме «Великая Отечественная война.

Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 6 класса.

В результате изучения литературы ученик должен знать:

•содержание литературных произведений, подлежащих об изучению;

• наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

• основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

• основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

•работать с книгой

•определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

•выявлять авторскую позицию;

• выражать свое отношение к прочитанному;

• выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

• владеть различными видами пересказа;

• строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

• участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и

ментировано отстаивать свою;

Учебно-методическое обеспечение.

Учебник-хрестоматия по литературе для 6-го класса, автор-составитель Г.С.Меркин, наиболее полно соответствуют разработанной рабочей программе, предусматривающей изучение фольклорных произведений, произведения классиков ХVIII, ХIХ и ХХ веков.

В учебнике-хрестоматии помещены статьи, позволяющие учащимся знакомиться с фактами жизни и творчества писателей и поэтов, тексты произведений.

Предложенная система вопросов и заданий при изучении художественных произведений позволяет учащимся лучше воспринимать и анализировать художественные тексты, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств и т. д.

Г. С. Меркин Литература. 6 класс. Учебник – хрестоматия. – М.: русское слово, 2007.

Анализ художественного текста/ О.В. Касперская – Волгоград: Учитель, 2011

Ф.Е. Соловьева «Уроки литературы. 6 класс». – М.: русское слово, 2012.

Оглоблина Н.Н. «Тесты по литературе. 5-11 класс»/ Издательство «Астрель», Москва, 2004г.

Календарно-тематическое планирование

Наименова

ние раздела программы

Тема урока (этап проектной или исследовательской деят-ти)

Количество уроков

Тип уро

ка

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля. Измерители

Домашнее задание

Дата проведения

1 четверть

1

Введение

О литературе, писателе и читателе

1

Урок повторения и обобщения

Познакомить со структурой и содержанием учебника-хрестоматии

Иметь представление о специфике художественной литературы как искусства слова

Взаимопроверка

План статьи с.15-19; с.23-25 читать

2

Из мифологии

«Пять веков»

1

Урок ознакомления с новым материалом

Формировать представление о мировосприятии Гесиода

Уметь составлять тезисный план; формировать нравственно-эстетическое представление в ходе выявления художественной идеи мифа

Взаимопроверка

С.26-37 читать, составить цитатный план мифа

3

«Прометей»

1

Урок ознакомления с новым материалом

Выявить символическое значение похищения огня Прометеем как обретение человечеством привилегии богов; значение образа Прометея в мировой культуре

Уметь составлять цитатный план произведения, работать с иллюстрациями

Взаимопроверка

С.38-42 читать, составить тезисный план мифа

4

«Яблоки Гесперид»

1

Комбинированный урок

Выявить значение образа Геракла для мировой культуры, осмысление значений имен героев, упомянутых в мифе

Уметь составлять цитатный план произведения, развивать устную речь; иметь представление о греческой мифологии

Самопроверка

С.44-55 читать, пересказывать эпизоды по вариантам

5

Из устного народного творчества

«Солдат и смерть»

1

Урок ознакомления с новым материалом

Выявить главное свойство жанра легенды; определить художественную идею легенды «Солдат и смерть»

Знать свойства легенды, заключающиеся в утверждении этических норм христианства; уметь работать с иллюстрациями, выделять главное в прослушанном тексте

Самостоятельная работа

С.59-65 читать, пересказывать

6

«Как Бадыноко победил одноглазого великана»

1

Урок ознакомления с новым материалом

Выявить жанровые особенности преданий; сравнение сюжета предания и мифа об Одиссее

Знать жанровые особенности преданий, художественную идею предания о Бадыноко

Самостоятельная работа

С. 66-83 читать; выписать крылатые выражения

7

«Сказка о молодильных яблоках и живой воде»

1

Комбинированный урок

Выявит жанровые особенности волшебной сказки, значение образа Бабы-Яги, Ивана-царевича в русском фольклоре

Знать композиционные и языковые особенности «Сказки о молодильных яблоках и живой воде»

Исследовательская работа

С.90-92 пересказ; с.86-89 план в тетради

8

Из древнерусской литературы

«Сказание о белгородских колодцах»

1

Урок ознакомления с новым материалом

Формировать представление о «Сказании…» как части «Повести временных лет», выявить художественную идею сказания

Уметь представление о «Повести временных лет» и ее частях, знать и уметь выделять художественную идею сказания

Взаимопроверка

С.93-выписать определение в тетрадь; с.94-102 читать, пересказывать по плану

9

«Повесть о разорении Рязани Батыем»

1

Урок закрепления изученного

Выявить художественную идею произведения

Уметь составлять художественный пересказ текста, выделять идею произведения

Самопроверка

С.103-106 читать, выписать главные тезисы

10

«Поучение…» Владимира Мономаха

1

Комбинированный урок

Выявить художественную идею «Поучения…», заключающейся в призыве к милосердию и состраданию

Уметь выделять художественные особенности произведения, выявлять идею произведения

Взаимопроверка

Творческая работа

11

Из литературы 18 века

М.В.Ломоносов – гениальный ученый, теоретик литературы, поэт, гражданин

1

Урок ознакомления с новым материалом

Формировать представление о личности М.В. Ломоносова, системе взглядов; об основных жанрах поэтического творчества

Иметь представление о М.В. Ломоносове как личности; знать основные жанры поэтического творчества М.В. Ломоносова

Взаимопроверка

Рассказ о творчестве Ломоносова

12

«Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф…»

1

Урок закрепления изученного

Выявить значение подвижнической деятельности Ломоносова для российской науки

Знать ключевую идею «Стихов, сочиненных по дороге в Петергоф…», проявляющейся в стремлении лирического героя к обретению внутренней свободы

Самопроверка

«Стихи, сочиненные…» выучить наизусть

13

Из литературы 19 века

В.А.Жуковский. краткие сведения о писателе. В.А.Жуковский и А.С.Пушкин

1

Урок ознакомления с новым материалом

Познакомить с основными фактами биографии поэта, выявить наиболее яркие качества его личности, проявившиеся во взаимоотношениях с А.С. Пушкиным

Иметь представление о личности В. А. Жуковского и о его взаимоотношениях с А. С. Пушкиным

Взаимопроверка

С.134-143 читать, составить план

14

Жанр баллады в творчестве В.А.Жуковского «Светлана». Творческая история баллады

1

Урок закрепления изученного

Выявить признаки баллады как жанра, особенности замысла баллады

Знать признаки баллады как жанра, особенности замысла, связанные с личностью поэта, жизненными судьбами Саши и Маши Протасовых

Взаимопроверка

Отрывок баллады выучить наизусть

15

Анализ баллады «Светлана»

1

Урок применения знаний и умений

Выявить лейтмотив баллады и особенности оптимистического мировосприятия героини

Уметь в ходе исследования выявлять лейтмотив баллады и особенности мировосприятия героини

Исследовательская работа

Отрывки из стихов Пушкина выучить наизусть

16

Лицей в жизни и творческой биографии А.С.Пушкина

1

Урок ознакомления с новым материалом

Выявить факторы, оказавшие влияние на становление творческой личности поэта

Иметь представление о жизни и становлении поэта в лицейские годы



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст