Как подготовить ребенка к школе

Как подготовить ребенка к школе?

Каждый год в первый раз переступают школьный порог сотни детей. Этот день является очень желанным как для детей, так и для родителей. Ребенок чувствует себя повзрослевшим, более самостоятельным, значит — более уважаемым. Родители ожидают от школы свои радости, связывают с ней какие-то надежды на успехи ребенка. Но есть и волнения. Прежде всего, это волнения о готовности ребенка к школе. Как определить, готов ли ребенок к школе или нет? Как научить его общаться со сверстниками и учительницей? Учить ли ребенка читать и писать перед школой? Эти и подобные вопросы задают родители на консультациях?

С психологической точки зрения готовность к школе подразумевает не столько умение читать и писать, сколько умение слушать взрослого и выполнять правила. Ребенку важно уметь регулировать свою деятельность:

иметь мотивационную готовность к школе;

обладать общей осведомленностью, уметь обобщать, анализировать, сравнивать;

иметь достаточную развитость мелкой моторики руки.

Ребенок, который не умеет выполнять требования учителя потому, что не научился слушаться родителей и воспитателей в детском саду, скорее всего в школе будут называть «трудным» или «особым» ребенком. Если вы хотите научить слушаться, развить умение следовать правилу следует начинать играть с ребенком. Это могут быть обыкновенные игры – «Семья»», «Больница» или «Краски», а также настольные игры с правилами. Ведь именно в подобных играх необходимо делать так, как требуется, согласовывать действия друг с другом. Если у ребенка не получается следовать правилу, сдерживать взрывы эмоций, его будут стараться не брать в игру. А это может повлиять на формирование умений общаться со сверстниками в школьном коллективе. Научить выполнять правила достаточно легко – чаще играйте с ребенком в настольные игры, в «да и нет не говорить, черный с белым не носить» и другие подобные игры. Выбирайте игры, интересные для ребенка. Слишком простые задания могут показаться скучными и не учат преодолевать трудности, а выполнение слишком сложных заданий могут «отбить» навсегда желание заниматься.

Общая осведомленность – это показатель того, что ребенку свойственна любознательность. Практически все дети в возрасте 3 – 5 лет задают множество вопросов типа: «А что это?», «Почему идет дождь?», « А что находится внутри машины?» и так далее. Ответы взрослых, понятные для ребенка, — это один из основных источников познания мира. Если малыш не любопытен, он начинает отставать в развитии, ему может быть сложно в школе среди интеллектуально подготовленных сверстников, труднее воспринимать новые сведения из учебников. Если вы будете чаще беседовать с вашим ребенком, более внимательно относиться к ответам на его вопросы, и доступнее преподносить ваше объяснение, тем лучше он будет усваивать новый учебный материал.

Как можно определить, что такое мотивационная готовность? Давно известно, что если ребенок не хочет учиться – это, как правило, создает большие трудности в его обучении. Если у ребенка нет желания заниматься, заставить его что-то делать невозможно. У ребенка должно формироваться стремление стать лучше и вера, что все можно изменить, совершенствуя себя. Хорошо, когда ребенок чувствует поддержку, любовь матери, а авторитет отца укрепляет уверенность его в своих силах. Чрезмерная тревожность матери по поводу проблем в школе имеет свойство передавать ребенку, и он вместе со своими школьными ошибками несет за собой груз родительских страхов и несбывшихся надежд.

В последнее время мы можем часто услышать слова «гиперактивный ребенок». В школе такой ребенок также может встретиться с определенными трудностями. Гиперактивность характеризуется, прежде всего, неконтролируемой двигательной активностью. Мозг его активность не контролирует. Гиперактивные без конца крутятся, могут вставать, выходить из класса, бегать по классу. Ему усидеть очень сложно в течение пятнадцати минут. Это и раньше родители замечали, но в саду это не мешало, да и нагрузки не было. А в школе это проявляется явно. Отмечается импульсивность в поведении, а в дальнейшем, что бывает очень часто, снижается концентрация внимания. Мы к нему в претензии: ты невнимательный, ты рассеянный, а он и не может быть другим. Именно это и характерно для синдрома гиперактивности. Чтобы все пришло в норму, нужно время, соответствующее поведение родителей.

Первая необходимость – отрегулировать ночной сон. Далее, за два часа до сна – никаких игр со сверстниками, никаких азартных игр. Только спокойная обстановка. Если маме надо вечером еще много дел переделать, укладывать ребенка должен кто-то другой, находящийся в спокойном состоянии. Это наше материнское «спи сейчас же!» может его настолько возбудить, что он не заснет до полуночи.

Хорошо, если ему кто-то спокойно сказочку почитает, может, и вздремнет рядом с ним или – мягкую игрушечку ему в постель, дать посмотреть не страшные книжечки. Вот он постепенно и заснет. Более того, у ребенка должен быть свой уголок, где исключаются яркие орнаменты на стенке, подбираются свет и гардины спокойных, не возбуждающих цветов.

Еще до школы ребенок должен быть приучен не заваливать свой стол слишком большим количеством книг, разных пособий и т.д. Если он рисует – ему нужен только альбом и 2-3 карандаша или фломастера. Не надо давать все сразу! Покрасил этими – дать следующие краски. Когда он чем-то занимается, дать ему вначале 10 мин., потом – 15, самое лучшее -20 мин.

К школе его надо постепенно приучать к тому, чтобы он сидел и чем-то одним с удовольствием занимался.

Все время надо создавать такие условия, чтобы ему нравилось заниматься. Значит, параллельно не должно быть никаких окриков, ни в коем случае не заставлять. Ребенку необходим моральный стимул: ты молодец, хорошо посидел, позанимался, справился с делом. К школе надо воспитать такое качество: умение справляться с делами, пусть и неинтересными. Ведь в школе неинтересных дел будет очень много. Для гиперактивных это особенно важно.

Важным показателем готовности ребёнка к школьному обучению является развитие тонкой моторики, двигательных навыков кисти. Чем больше и разнообразнее работа кисти, тем лучше и быстрее совершенствуются её движения.

При подготовке ребёнка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц руки. Какими же способами можно тренировать детскую руку?Существует много игр и упражнений по развитию моторики.1.Лепка из глины и пластилина. Это очень полезно, причём лепить можно не только из пластилина и глины. Если во дворе зима – что может быть лучше снежной бабы или игр в снежки. А летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков. 2.Рисование или раскрашивание картинок – любимое занятие дошкольников. Обратить внимание надо на рисунки детей. Разнообразны ли они? Если мальчик рисует только машины и самолёты, а девочка похожих друг на друга кукол, то это вряд ли положительно повлияет на развитие образного мышления ребёнка. Родителям необходимо разнообразить тематику рисунков, обратить внимание на основные детали, без которых рисунок становится искажённым. 3.Изготовление поделок из бумаги. Например, выполнение аппликаций. Ребёнку нужно уметь пользоваться ножницами и клеем. 4.Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов. 5.Конструирование. 6.Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков. 7.Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке. 8.Завинчивание и развинчивание крышек, банок, пузырьков и т. д. 9.Всасывание пипеткой воды. 10.Нанизывание бус и пуговиц. Летом можно сделать бусы из рябины, орешков, семян тыквы и огурцов, мелких плодов и т. д. 11.Плетение косичек из ниток, венков из цветов. 12.Все виды ручного творчества: для девочек – вязание, вышивание и т. д., для мальчиков – чеканка, выжигание, художественное выпиливание и т. д. Научить наших детей всему, что умеем сами! 13.Переборка круп, насыпать в небольшое блюдце, например, гороха, гречки и риса и попросить ребёнка перебрать. 14.“Показ” стихотворения. Пусть ребёнок показывает руками всё, о чём говорится в стихотворении. Во-первых, так веселее, а значит, слова и смысл запомнятся лучше. Во-вторых, такой маленький спектакль поможет ребёнку лучше ориентироваться в пространстве и пользоваться руками. 15.Теневой театр. Попросить малыша соединить большой и указательный пальцы, а остальные распустить веером. Чудо: на освещённой настольной лампой стене появится попугай. Если распрямить ладонь, а затем согнуть указательный палец и оттопырить мизинец, на стене появится собака. 16.Игры в мяч, с кубиками, мозаикой. Ежедневно предлагайте детям такие занятия! Не спешите за ребёнка делать то, что он может и должен делать сам, пусть поначалу медленно, но самостоятельно.

При такой всесторонней тренировке школьные занятия будут для ребёнка не столь утомительными. Полезно проверить результаты кропотливой работы по формированию движения кисти. Для этого используйте тест “вырезание круга”, проведя его до начала тренировки и по её окончании.Все эти упражнения приносят тройную пользу ребёнку: во-первых, развивают его руки, подготавливая к овладению письмом, во-вторых, формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте, и в-третьих, детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки “потянет” за собой развитие интеллекта.

Особое внимание следует уделить развитию памяти, внимания и логического мышления ребенка. Например, из названных 10 слов, он должен повторить через некоторое время как можно больше (от 6 до 10), можно в другой последовательности или суметь повторить по клеточкам рисунок, обобщить предметы по их признакам, собрать пазлы, рассказать стихотворение наизусть.Сегодня существует огромный ассортимент литературы для родителей дошкольников – прописи, тетради, учебники. Однако, не стоит торопить события и учить ребенка всему и сразу. Во-первых, не учите ребенка читать и писать самостоятельно. Конечно, это здорово, что ваш ребенок научился этому так рано. Однако, научив ребенка читать или писать неправильно, вам и его будущим преподавателям будет очень трудно его переучить. И в то время, когда его менее умеющие одноклассники будут шагать вперед, ваш ребенок будет стоять на месте в своем развитии. Выучите с ребенком буквы, научите его складывать слоги, остальное доверьте профессионалам. Уделите внимание развитию памяти, моторики, внимания.Вот несколько примеров для занятий:1. Учите стихотворения наизусть и просите повторить их через некоторое время (неделю, месяц).2. Во время прогулки обратите внимание ребенка на количество машин во дворе или голубей возле скамейки. А через несколько часов спросите, сколько их было. Это позволяет развивать память и внимание.3. Назовите ребенку несколько слов и через 10-15 минут попросите их повторить. Начинать можно с 5-6 слов, постепенно увеличивая их количество.4. Покажите ребенку несколько картинок или предметов, затем попросите его отвернуться и уберите какой-нибудь из них или замените. Ребенок должен назвать недостающий предмет.5. Разложите на столе несколько одинаковых по значению предметов или картинок одного рода (овощи, фрукты, животные и т.д.) и добавьте к ним один (одну), не относящуюся к ним. Ребенок должен назвать лишний предмет (картинку) и сказать, почему он так считает.Чем бы вы ни занимались с ребенком, не забывайте, что он всего лишь ребенок, не стоит требовать от него высоких показателей, точного исполнения заданий. Любое знание и умение достигается постоянными занятиями и терпением. Не настаивайте на занятиях при плохом самочувствии ребенка, не заставляйте делать его что-то насильно. Главное правило, заинтересовать ребенка, не отпугивая его от знаний.И еще, занятия должны быть недолгими, 15-20 минут, лучше, если они будут проходить в игровой форме. Если ребенок быстро утомляется, сократите время занятий – лучше меньше, но регулярно.

Если ребёнок трудно входит в контакт со сверстниками, чаще организуйте встречи с ними, сначала для игр, во время прогулок, а затем и для занятий и забав дома. Постепенно у ребёнка будет вырабатываться потребность в общении, а перед интересом к совместной деятельности отступят нерешительность и робость. Пользу принесут подвижные игры, если поручать ему “командные” роли, привлекайте его к труду и не забывайте одобрить его помощь.

На пороге школы едва ли не самое главное – научить ребёнка самостоятельности. Ведь малышу придётся выполнять одно задание за другим, принимать решения, выстраивать личные отношения с одноклассниками и с учителем, а значит, и нести ответственность.

Готовьте ребёнка к школе настойчиво, умно, соблюдая меру и такт. Тогда учение не будет мучением ни для ребёнка, ни для вас.

Педагог-психолог МОУ «Ушаковская

средняя общеобразовательная школа»

Краюшкина О. В.