Казачество было казачество есть казачество будет

Казачество было, казачество есть, казачество будет!

Музейный урок (5 класс) (региональный компонент)

Мероприятие подготовлено учителем истории Гасановой Р.И. и руководителем музея Сологубовой Т.Ф.

Образовательные задачи:

Углубить знания учащихся об истории заселения Кубани запорожскими казаками.

Познакомить учащихся с казачьими традициями, обычаями и заповедями.

Показать роль казачества в воспитании молодежи, подготовки юношей к службе в рядах Вооруженных сил, в охране общественного порядка.

Развивать умение проводить исследовательскую работу, обобщать отдельные события и формулировать несложное выводы.

Воспитательная задача:

Воспитывать у учащихся любовь к отчему краю, родной земле, людям труда, казакам-защитникам отечества.

В ходе урока использованы следующие музейные технологии:

1. Представление в лицах.

2. Встречи с интересными людьми (атаманом районного казачьего общества и методистом районного историко-краеведческого музея).

3. Демонстрация материала музейных экспозиций («Мой отчий край, казачья станица Каневская», «60-летие Победы в Великой Отечественной войне»): -(фотографии и стенды), использование патефона, электрофона, демонстрация предметов, документов, книг.

4. Поисковая работа учащихся.

5. Игра.

6. Диалоговое общение.

На урок приглашены:

Валерий Павлович Костров – методист районного историко-краеведческого музея.

Петр Иванович Колесник – атаман районного казачьего общества.

Ход урока:

Учитель: Сегодня мы поговорим с вами о том, когда и почему казаки появились на территории нашего края, о задачах, которые стояли перед Кубанским казачеством; о том, как жили казаки, как воспитывали своих детей и защищали Родину. Поговорим и о возрождении казачества.

Надеюсь, что к музейному уроку вы нашли интересный материал о каневских казаках, казачьи пословицы, заповеди, игры, сведения об участии казаков в Великой Отечественной войне.

Посмотрите на стенд «Ты Кубань, ты наша Родина». Он знакомит нас с историей, бытом и традициями Кубанского казачества.

В 1972 г. казачья делегация во главе с войсковым судьей Антоном Головатым попала на прием к императрице Екатерине II. Казаки привезли дорогие подарки: зернистую икру, балыки и любимую бандуру. Императрица была восхищена необычным видом А. Головатого и его пением.

Сценка:

А. Головатый: Ой, пидемо до царыци,

Тай вклонымся низько.

Чи ны дасть нам стэпи вольни

До граныци близько.

Екатерина II сидит на троне, перед ней коленопреклоненные казаки. Екатерина II просит (жестом) казаков подняться, принимает их дары, выслушивает их просьбу.

Головатый: Царица – матушка наша православная, дозволь нам, казакам переселиться не только на земли таманские, но и кубанские. Мы воздвигнем там грады, населим села, сохраним безопасность родной земли.

Екатерина II (читает жалованную грамоту): Черноморскому казачьему войску жалуется в вечное владение состоящий в области Таврической остров Фанагория со всею землею, лежащею по правую сторону реки Кубани от устья ее к Усть – Лабинскому редуту…, чтобы с одной стороны река Кубань, а с другой уже Азовское море до Ейского городка «служили границею войсковой земли». В обязанность войску вменяются «бдение и стража пограничная» 30 июня 1792 г.

А. Головатый: Ой, годи вам, черноморци,

Худобу плодыты.

Запрягайте волы в возы,

Идить на Кубань жыты.

Учитель: Худобу плодыты – значит жить бедно. «Пойдем на Кубань жить», — призывает казак. Казаки надеялись, что на плодородных кубанских землях жизнь будет богатой.

Черноморское войско было многочисленным (более 12 000 чел.) имело гребную флотилию, артиллерию, административные службы, архив. Перевезти столько людей и имущество – дело непростое. Было решено разделиться на несколько партий. Первыми в путь отправились казаки гребной флотилии под командованием Саввы Белого.

25 августа 1792 г. флотилия, состоящая из 51 лодки и одной яхты, морем прибыла на Тамань. 5 октября 1911 г. на месте высадки казаков был открыт памятник (демонстрируется фотография на стенде).

Последующие отряды, а их возглавляли кошевой атаман Захарий Чепега, войсковой судья Антон Головатый и др., отправились на Кубань по суше. Под скрип переселенческих телег, запряженных неторопливыми волами, звучала над степью протяжная песня.

Учитель: Одну из таких песен вы сейчас услышите. Это песня «Туман яром». Она записана на жесткой пластинке и воспроизводится на патефоне.

(звучит песня)

Переселяясь на Кубань, принесли с собой казаки и украинские казачьи песни.

Ребята, а знаете ли вы казачьи песни? Поют ли их у вас дома? А какие песни поют у вас? Если даже и не поют, вы их можете услышать по радио, телевизору. Ребята, вслушивайтесь в их слова, ведь каждая песня – это целый рассказ о чьей – то судьбе, о жизни казаков, об истории заселения Кубани. Вы обязательно полюбите эти песни.

Учитель: (обращаясь к схеме на стенде) На правом берегу Кубани, в Карасунском куте, в том месте, где р. Карасун впадает в реку Кубань, черноморцы в 1793 (июнь) заложили войсковой град. И дали ему имя Екатеринодар, в честь российской императрицы Екатерины II.

Ребята, а когда была основана наша станица?

Ученик: К 1794 году было основано 40 куреней, ставших впоследствии станицами. Среди них у слияния трех рек Челбас, Средний Челбас и Сухой Челбас (демонстрируется фотография) был основан Каневской курень.

Первые поселенцы, а их было 1103 человека обоего пола, строили дома у Среднего Челбаса, там, где сейчас начинается улица имени Ю.А. Гагарина, в прошлом Куренная. Подробнее об этом можно прочитать в книге В. Цветкова

«У слияния трех рек» (демонстрируется книга).

Учитель: Ребята, посмотрите на эту фотографию (показывает на стенде), она сделана с дельтаплана. Вы видите нашу станицу в наши дни, у слияния трех рек.

Главными задачами каневских казаков, как и всего кубанского казачества были:

освоение новых земель, развитие хозяйства;

защита родного края от врагов.

Вся жизнь у казаков, в казачьих семьях строилась на соблюдении заповедей, традиций и обычаев. Важнейшими традициями были:

уважительное отношение к старшим;

безмерное почитание гостя;

уважительное отношение к женщине (матери, сестре, жене);

преданность Родине, готовность защищать ее по первому зову.

Казаки жили по своим заповедям.

Ребята, а знаете ли вы казачьи заповеди?

Ученик: в нашем школьном музее мне удалось познакомиться с казачьими заповедями. Некоторые из них я выписал. (читает)

Казачьи заповеди.

- Береги честь смолоду;

- Не совершай дурных поступков и удерживай от них других;

- Чти старших, уважай старость, прислушивайся к их словам и избежишь многих ошибок;

- Береги свою семью, чти мать и отца;

- Будь трудолюбив, живи своим трудом;

- Погибай, а товарища выручай;

- Служи верно своему народу.

Эти выписки ученик сделал из «Казачьих заповедей», находящихся в музее.

Вот они перед вами:

Учитель зачитывает некоторые из них:

Казачьи заповеди

(их оставили нам в наследство наши предки)

1. Честь и доброе имя для казака дороже жизни.

Береги честь смолоду. Достоинство сохраняй в любой обстановке. Имей волю признать свою неправоту. Если надо, побори сам себя. Оказывая уважение другим, не унижай себя. Не завидуй другим и не держи зла в своем сердце. Не будь гордецом; и в мыслях не допускай, что ты выше других казаков. Никого не поучай свысока, посмотри с начала на себя. Будь доброжелателен, не льстив. Имей широкую душу. Удары судьбы встречай стойко.

2. Держи слово, слово казака дорого.

Казак! Помни, что каждое слово – это слово твоего народа, слово казачества. Выпустишь слово — не поймаешь. Говори, да не проговаривайся, ибо спроста сказанное неспроста слушано. Стойкость чести в слове.

3. Чти старших, уважай старость.

Помни! Без одобрения стариков ни одно важное решение атамана не может быть исполнено. Власть же стариков – не от силы, а от авторитета и мудрости. Прислушайся к слову бывалых – и избежишь многих ошибок. Каждого старика почитай отцом своим, а престарелую казачку – Матерью.

4. Погибай, а товарища выручай.

Так было всегда у казаков. Взаимная выручка – основа казачьего братства. Как ты посмотришь в глаза матери товарища, которого мог спасти и не спас?..

5. Береги семью свою. Служи ей примером.

Семья святыня брака. Никто не имеет права вмешиваться в жизнь семьи без её просьбы. Семья – основа казачьего общества. Глава семьи – отец, с него спрос за всё. Отец! Добейся в семье авторитета и взаимопонимания. Воспитай детей своих честными, смелыми, добрыми, отзывчивыми, бескомпромиссными в борьбе со злом, преданными Отчизне. Воспитай их казаками. Дай детям достойное образование. Казак обязан оберегать женщину, защищать её честь и достоинство. Этим ты обеспечишь будущее своего народа. Казак не имеет права вмешиваться в женские дела. Чти Мать свою и Отца.

Казаком надо родиться!

Казаком надо стать!

Казаком надо быть!

(Составитель и издатель полковник Ю. Зюзин)

Учитель: Ребята! А в наши дни можно жить по этим заповедям?

Ученик: Я думаю, можно и нужно, ведь они учат любить родину, учат быть честными, трудолюбивыми, учат товариществу.

Учитель: Одна из заповедей гласит, что каждый казак должен быть хорошим воином, честно служить своей отчизне.

Ребята, кто из вас нашел интересный материал о том, как готовили в казачьей семье мальчиков к службе?

Ученик: Из книг «Войсковой гимн Кубанского казачества» и «Казаки» я узнал, как готовили мальчиков к службе.

Подготовка к службе начиналась уже с детства, ведь нужно было вырастить здорового, крепкого, ловкого и смелого парня. Как правило, с 3-5 лет казачонка уже приучали к верховой езде. Обучение было тяжелым и постоянным. Стрелять учили с 7 лет, рубить шашкой с 10 лет. Сначала пускали тонкой струйкой воду, и мальчик должен был разрезать струю клинком под прямым углом, чтобы не было брызг. Потом учили рубить лозу, сидя на бревне и только потом на боевом коне, оседланном по-боевому. Рукопашному бою учили с 3 лет, передавая особые, в каждом роду хранившиеся приемы. Ответственность казака перед миром наступала очень рано, с семи лет.

В 7 лет мальчика второй раз ритуально стригли (а первый раз в один год) после бани он шел к первой исповеди. Дома после праздничного обеда, за которым он последний раз ел детские сладости, он собирал постель и переходил из детской в комнату братьев. Старшие братья придирчиво осматривали его одежонку и выбрасывали все, что считали излишне теплым или мягким. «Все! – говорили они, — учись служить! Чай, теперь ты не дите, а полказака!»

С этой минуты мальчика могли наказывать только мужчины (а если отец погиб или умер, только мать). Женщины не имели права вмешиваться в его воспитание. А когда старшие уезжали из дома, он оставался за хозяина.

«Смотри, — говорил отец, — на тебе дом и женщины. Доглядай хозяйство».

Уже в 10 лет казачонок понимал меру ответственности и действительно был опорой дома и семьи.

Были специальные лагеря, в них осваивали молодые казаки практические упражнения. В воскресные и праздничные дни среди малолеток устраивались стрельбы по меткам. Кроме стрельбы казачата участвовали в учебной рубке и скачках. Об успехах наиболее ловких казачат докладывали в войсковое правление. В 80-х годах 19 века в Кубанском Казачьем войске был полк их четырех сотен и батарея из четырех орудий, в которых служили казачата. У них были белые черкески с красными бешметами и белые папахи. Казачата-малолетки – были надеждой войска.

Учитель: Мальчика воспитывали гораздо строже, чем девочку, и жизнь его с очень раннего возраста была заполнена трудом и обучением.

С 5 лет мальчики работали с родителями в поле: погоняли волов на пахоте, пасли овец и другой скот.

Но время для игры оставалось. И крестный, и атаман, и старики следили, чтобы мальчонку «не заездили», чтобы играть позволяли.

Но сами игры были такими, чтобы в них казак обучался либо работе, либо воинскому искусству.

Учитель: Ребята, я давала вам задание расспросить у своих бабушек, дедушек, прадедушек, какие казачьи игры они помнят. Удалось ли вам собрать такой материал?

Учащиеся называют игры и демонстрируют некоторые приемы игр.

Ученик: В книге «Казаки» автора Алмазова я нашел материал об играх, в которые играли мальчики.

Дзига или кубарь

Одной из самых любимых была игра пастухов – Дзига.

Пока овцы или кони мирно паслись или отдыхали, мальчишки на хорошо утрамбованном месте играли в дзигу. Специально изготовленную игрушку, похожую на шпульку из ниток и на волчок, подхватывали кнутами.

Условия игры были самыми разными: стараясь не уронить, гнали дзигу по маршруту или гоняли ее наперегонки…

Особенно ловкие мальчишки ухитрялись выделывать потрясающие номера с кубарем, подбрасывая его в воздух и попадая им в цель за много метров.

Бывали командные соревнования, бывали бои – когда сшибали дзиги противников.

Эта игра развивала глазомер, выносливость, ловкость, обучала пастушьему владению кнутом и боевому умению обращаться с нагайкой.

Ученик: А мой дедушка рассказал мне тоже о некоторых играх казачат.

Игра в кремушки

Брали штук 5-7 обычно небольших плоских камешков и жонглировали ими. Приемов игры было много. Можно было подбрасывать и ловить эти камешки и по одному, и по два, и больше. Перебрасывали кремушки с одной руки в другую. Подбрасывали 5 камешков и ловили их тыльной стороной ладони. Игра развивала ловкость рук, глазомер. Я уже научился некоторым приемам этой игры.

Учитель: Покажи нам, пожалуйста, эти приемы.

Ученик показывает игру в кремушки.

Ученик: А еще я расскажу об игре в цурку.

Игра в цурку

Игроки брали две палки: длинную и короткую. Длинной палкой ударяли по короткой из разного ее положения. Короткая палка могла находиться над ямкой, в вытянутой руке на уровне плеча или над головой. Короткую палку нужно было послать длинной палкой в определенную точку или за черту, проведенную на земле. Это была игра на дальность и меткость попадания. Она развивала глазомер, меткость и силу рук.

Ученик: А мой дедушка помнит игру в зоску и «казаки-разбойники».

Игра в зоску

К кусочку овечьей или заячьей шкурки пришивалась круглая металлическая (свинцовая) пластинка. Получалась игрушка, которую называли зоска. Ее нужно было подбрасывать внутренней стороной стопы, при этом стараясь не уронить. Выбивали зоску, стоя на одной ноге, или двигаясь вперед, назад или в сторону на одной ноге. Побеждал тот, кто мог большее количество раз подбросить зоску ногой, не уронив ее на землю. Побежденные отдавали свои зоски победителю. Игра в зоску требует большой сноровки, выносливости, ловкости.

Ученик показывает классу зоску и несколько игровых движений.

Игра «Казаки — разбойники»

Играют две команды – казаки и разбойники. Разбойники находятся на площадке, а казаки за ее пределами. По команде ведущего казаки, используя борцовские приемы, пытаются вытеснить разбойников с площадки или опрокинуть их. Разбойники противостоят казакам. После того, как все разбойники будут вытеснены с площадки, команды меняются местами, и игра начинается сначала.

Все эти игры готовили казачат к военной службе.

Ученик: А мой дедушка рассказывал мне о других играх.

Игра в ножички

Игроки показывают свое умение владения небольшим перочинным ножом. Перочинный нож с разного положения нужно было загнать в землю (с пальца или с руки).

Игра в землереза

Играют два мальчика. У каждого равные участки земли. Поочередно они бросают ножичек в землю противника. Если нож вошел в землю, отрезают соответствующий участок себе, и так до тех пор, пока не будет вся земля забрана. Если нож в землю не войдет, ход игры переходит к другому мальчику.

Учитель: Все эти игры готовили казачат к военной службе. Вы дома тоже можете сделать зоску и научиться этой забытой игре. А игра в кремушки тоже очень увлекательна. Попробуйте!

Учитель: Детство заканчивалось, и с 18 лет начиналась военная служба — долгая и тяжелая. И песня: походная, строевая помогала казаку преодолевать эти трудности. Сейчас вы услышите строевую песню: «Ой, да вспомним братцы, мы кубанцы». Воспроизведена она будет на электрофоне со стереопластинки.

Учащиеся прослушивают отрывок из песни.

Учитель: О военной службе казаков нам расскажет Валерий Павлович Костров – методист районного историко-краеведческого музея.

Методист районного историко-краеведческого музея рассказывает о военной службе казаков каневчан, об их героических подвигах, о каневчанах-Георгиевских кавалерах, об А.Ф. Бурсаке – герое Отечественной войны 1812 года.

Учитель: О воинской службе казаки сложили пословицы, которые передавались из поколения в поколение. Ребята, какие кубанские пословицы о воинской службе вы знаете?

Учащиеся называют кубанские пословицы:

Либо грудь в крестах, либо голова в кустах,

Колы казак в поли, тоди вин и на воли.

Сила казаков от земли, удальство от рати.

Где курган, там и пост казачий.

Казака ни с кем не спутаешь, пулями меченный, шрамами отмеченный.

Пластуна и камыш укроет, и кочка спасет.

Отвага казаку — половина удачи.

Где саблей не возьмешь, там пикой достанешь.

У казака две опоры: плуг да сабля.

Учитель: Ребята, а теперь обратите внимание на эту экспозицию. Она посвящена 60-летию Великой Победы над фашизмом. Здесь представлен материал о ветеранах войны, проживающих в микрорайоне школы. В августе 1942 г. фашисты вступили на территорию Кубани. Особенно ожесточенными были бои в районе станицы Кущевской. Там сражался 4-й Гвардейский казачий кавалерийский корпус. Среди его бойцов был и наш земляк Малько Николай Сергеевич.

Ребята, кто знает этого ветерана Великой Отечественной войны?

Учащиеся отвечают, что знают этого участника войны, что они поздравили его с праздником.

Учитель: А кто еще из вас поздравлял ветеранов войны с Днем защитника Отечества? Многие? Молодцы! Ветеранов осталось совсем немного. И все, что в наших силах, мы должны для них сделать.

Не только мужчины, но и женщины мужественно сражались на фронтах. На этом стенде вы видите фотографии Чупрасовой Марии Васильевны. Она добровольцем ушла на фронт в 19 лет. Служила в саперном батальоне, который занимался разминированием и строительством мостов, потом после госпиталя, где она лечилась после ранения, в зенитно-артиллерийском полку. С фронта вернулась с наградами в 1945 г. Она награждена медалью за освобождение Ленинграда и медалью за победу над Германией.

А Шорохова Дина Семеновна, вы видите здесь ее фотографию, еще будучи восьмиклассницей, работала в госпитале станицы Новоминской . Потом ее направили в действующую армию. Вместе с госпиталем пережила горечь отступления в 1942 г. Госпиталь немцы разбомбили, она чудом осталась жива. Заведовала складами со снарядами. Не пересчитать, сколько снарядов ей пришлось перетаскать за войну. В 1944 г. вернулась с фронта домой. Более 15 лет возглавляла Дина Семеновна районный Совет ветеранов.

И Дина Семеновна и Мария Васильевна входят в совет музея школы, часто приходят в школу на встречи с учащимися.

Учащимися нашей школы собран и этот материал о героях Советского Союза — участниках Великой Отечественной войны, уроженцах и жителях станицы Каневской. Здесь материал о Нестеренко Григории Карповиче, который направил свой горящий самолет на вражескую технику. И о танкистах Передерие, Колованове, в честь их подвигов установлен на въезде в станицу памятник-танк. Победа ковалась не только на фронте, но и в тылу. И я обращаюсь к вам с просьбой начать поисковую работу о тружениках тыла. Ведь без их труда не было бы победы. Вы согласны, ребята?

Ученица: Я посетила районный историко-краеведческий музей и нашла там такие сведения.

В Великой Отечественной войне с 1941 по 1942 г. приняло участие 4830 каневчан, в 1943 – 508 человек.

Орденами награждены 444 человека.

Боевыми медалями награждены 3502 человека.

Медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.» 4280 человек, из них – 3250 женщин.

На территории Каневского района действовала партизанская группа «Лиман», организатором которой был комсомолец Якименко.

В станице Каневской многие улицы носят имена героев Великой Отечественной войны: ул. Нестеренко ул. Передерия, ул. Свердликова, ул. Колованова.

В годы Великой Отечественной войны на полях сражения погибло свыше 7400 жителей Каневского района. Захоронено на территории Каневской 189 человек; имеется 8 братских и 1 одиночная могила.

Учитель: После войны мало говорили о казаках, но сейчас идет возрождение казачества. В музее у нас есть стенд, посвященный возрождению казачества. В школе действует казачий клуб «Казачья доблесть и слава», им руководит Приймак Игорь Николаевич. Есть казачий класс, 2 «А». А сегодня у нас в гостях Петр Иванович Колесник – атаман районного казачьего общества.

(выступление Колесника П.И.). Он рассказывает о задачах районного казачьего общества, об участии казаков в подготовке допризывной молодежи к службе в армии, об охране казаками общественного порядка.

Учитель: Ребята, какие у вас будут вопросы к Петру Ивановичу?

Учащиеся задают вопросы:

- С какого возраста можно вступать в казачье общество?

- Сколько казаков входит в районное казачье общество?

- Трудно ли быть казаком?

Атаман отвечает на вопросы учащихся.

Учитель: Историю казачества можно проследить на примере истории одной семьи.

К нам на урок я пригласила Коноваленко Яну. Она давно занимается исследовательской работой, написала историю своей семьи. У них древние казачьи корни. Ее прадед и дед были казаками. И отец тоже вступил в казачье общество, а дома у них хранятся казачьи реликвии.

(рассказ Коноваленко Яны о своей семье). Она показывает поисково-исследовательскую работу, демонстрирует Кубок «За лихую молодецкую рубку» и документ – «Присяга на верность службы».

Учитель: А Рома Яглов только начал поисковую работу. Оказывается, он из казачьей семьи. А началось все вот с этой фотографии.

Рассказ ученика Яглова Ромы: В нашем семейном альбоме хранится несколько очень старых фотографий. Среди них мы с мамой нашли одну, которая очень нас заинтересовала. Кто эти люди на ней? Она расспрашивала родственников, писала письма, и ей удалось восстановить фамилии и имена наших предков-казаков. На этой фотографии мои прадедушка и прабабушка и их дети. Мама продолжает восстанавливать историю нашей семьи. Мне это тоже очень интересно.

Учитель: Мы сегодня говорили о казаках, об их службе, ратных подвигах, о том, как они защищали родные земли. Надеюсь, что вы вырастите достойными своих земляков. Будете беречь казачьи традиции и обычаи, соблюдать казачьи заповеди.

Любой народ крепок сознанием своей значимости в истории. Казаки определили исторический облик края, самобытность культуры края.

Ребята, какие задачи стоят перед казаками в наши дни?

Ответы учащихся:

хранить историю своего края

хранить самобытную кубанскую культуру

воспитывать патриотов своей большой Родины – России и родной Кубани

служить Родине, как служили их отцы, деды и прадеды.

воспитывать на собственном примере детей, подростков, молодежь.

осуществлять военно-патриотическое воспитание молодежи.

Учащиеся читают стихотворение:



Страницы: 1 | 2 | Весь текст